Перейти к основному содержанию

Главная      Тяжело в учении - легко... в раю?

Тяжело в учении - легко... в раю?

По статистике дорожно-транспортных происшествий, примерно две трети всех аварий случается по вине водителей, стаж вождения которых не превышает трех лет. Не мудрено, ведь многие горе-водители и ездить-то толком не умеют, по принципу: "Машину купил, права купил, а "как ездить" - не купил. Денег не хватило..."

Нужен ли нам автодетсад?

На самом деле получается, что сегодня петербургские автошколы учат не ездить, а элементарно натаскивают учеников. Рассказывает Павел Кравченко, директор научно-образовательного Центра безопасности дорожного движения при СПбГАСУ:

- Процент частных автошкол в Петербурге сейчас очень высок, для многих из них главное не качество, а деньги. Хотя программа подготовки во всех автошколах единая, разработанная в своей основе еще в 1973 году. Она рассчитана приблизительно на 200 часов практических занятий и на 30 часов вождения, одинаково для всех курсантов. Но на самом деле есть большая разница - учить 18-летнего пацана, приехавшего с периферии, который гонял на отцовском КамАЗе с 12 лет, и 50-летнюю бизнесвумен. Одно дело учить гуманитария и совсем другое - технаря. Все люди по-разному воспринимают и теорию, и практику. Поэтому задача профессионального инструктора - найти индивидуальный подход к каждому ученику. Увы, у нас это невозможно, ведь базовая программа предусматривает четкое количество часов...

Поэтому сейчас оказывается, что люди, получившие права, научены только одному - сдать экзамен в ГАИ. Может быть, они умеют крутить руль, нажимать на педали и даже знают правила... Но настоящий водитель должен уметь ездить, грамотно соблюдая ПДД и ориентируясь в изменчивой дорожной обстановке. К сожалению, как раз этому у нас не учат...

Многолетний опыт показывает, что оптимальный срок для обучения вождению - около трех месяцев. За это время человек успевает выучить теорию и научиться применять ее на практике. А не полтора месяца, как сейчас, и ни в коем случае не полгода, как предлагает руководство МВД и Министерства образования. Человек готов ездить тогда, когда он уже усвоил программу - и теоретическую, и практическую. И при этом еще не "перегорел" в своем желании сесть за руль самостоятельно, без инструктора. Например, в 1980 году, когда проходила Олимпиада в Москве, ГАИ не принимало экзамены, и группы задержались со сдачей - вместо трех месяцев учились как раз полгода. Результаты их экзаменов были печальными - успешно завершили обучение всего около 50 процентов учеников. Да и чем можно заполнить полгода обучения в автошколе? "Натаскиванием" в области устройства автомобиля? Сейчас это никому уже не нужно...

Как выбрать автошколу

- Где вы научились так прекрасно водить машину? - спросил Мюллер Штирлица.

- В ДОСААФ! - ответил Штирлиц, подумав: "А не сболтнул ли я лишнего?"

Действительно, раньше обучение в автошколах ДОСААФ было очень качественное и профессиональное. Сейчас государственных школ в Петербурге и области осталось совсем мало. Это 4 школы ОСТО (бывшего ДОСААФ),

3 школы Всероссийского общества автомобилистов (ВОА), и школы при вузах и училищах, в которых занимаются только учащиеся этих заведений. Такие школы есть при Архитектурно-строительном университете, при Университете МВД, при Институте подготовки и повышения квалификации специалистов МВД, при военно-учебных заведениях МО России.

Инструкторы автошкол жалуются, что главными критериями при выборе школы для будущих водителей является близость к дому, срок обучения и дешевизна. Качество обучения при этом стоит на самом последнем месте...

Не придется ли потом за это легкомыслие - "поближе, подешевле, побыстрее" - платить слишком высокую цену? Уже на дороге, в свободном полете? Итак, как же грамотно подойти к выбору автошколы?

Для начала стоит опросить тех, кто уже учился или еще учится в том заведении, где вы собрались постигать азы водительского мастерства. Поинтересуйтесь, что собой представляют занятия в этой школе: увлекательный курс лекций или формальное натаскивание по Правилам? Если ответы на эти вопросы вас удовлетворят, тогда наведите справки в МРЭО ГИБДД, где эта школа зарегистрирована: каков средний процент успешной сдачи (с первого раза!) "гаишных" экзаменов учениками этой школы. Хороший показатель - более 60%. Информация из этих двух источников послужит для вас самым верным ориентиром в выборе автошколы.

Стоит обратить внимание и на наличие хороших современных наглядных пособий - если школа заботится о своей матчасти, вероятно, она будет заботиться и о качестве обучения в целом. Однако не стоит делать большой акцент на наличии "двигателей в разрезе" - как показывает практика, детально устройству автомобиля не учат практически нигде, да это и ни к чему. Ведь вероятность того, что вам придется ездить именно на автомобиле именно той марки, запчасти которой представлены на стендах, не так уж и велика. Главное, чтобы преподаватели могли грамотно объяснить, каков принцип работы автомобиля в целом.

Попытка не пытка?

Рассказывает Лариса Битнева, месяц назад получившая заветную пластиковую карточку:

- Я выбирала автошколу, которая расположена ближе всего к моему дому - по той причине, что у меня двое маленьких детей, я кормящая мать, и мне дорога каждая минута. Отзанималась в автошколе полтора месяца. За теоретический курс заплатила 1500 рублей - это было 18 занятий по 4 академчаса, но на самом деле, преподаватель теории отпускал нас на полчаса, а то и на час раньше. Преподаватель мне очень понравился, я считаю, что он просто гениально дал нам теорию. Он задавал тему занятия, объяснял ее и сразу приводил примеры из экзаменационных билетов и разбирал их. С практикой все было сложнее. Мы должны были накатать 30 академчасов, но получилось меньше - например, в выходные инструктор усекал занятия в полтора раза, то есть вместо 90 минут мы занимались только час. При этом первые 5 практических занятий он просто сидел и спал на своем сиденье, ничего мне не объяснял и только орал периодически, когда я делала ошибки. Но когда на пятом занятии я спросила его, кому можно доплатить, чтобы хорошо сдать экзамен, он сразу заинтересовался, развеселился и начал меня учить хоть чему-то. Практика обошлась мне в 4100 рублей.

Кроме того, 600 рублей я неофициально заплатила за то, чтобы сдать экзамен в автошколе, и 4500 - за экзамен в ГАИ. Пошла на это, чтобы не тратить нервы и время. Все те ребята из нашей группы, которые платили "сверху", сдали экзамен с первого раза.Из тех, кто не платил, процент сдачи был около 40 процентов. Недаром инструктор мне сказал: "Одни сдают экзамен, а другие пытаются". То есть те, кто давал взятку, - сдают. А те, кто решил все сделать по-честному, - только пытаются его сдать.

В целом я, пожалуй, довольна своей автошколой. Сейчас, осваивая машину, я вспоминаю многие слова и советы инструкторов. Но что плохо: нам совсем не давали устройство автомобиля, хотя все стенды и агрегаты в учебных классах присутствовали.

***

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Сейчас в Петербурге действует более сотни автошкол. Самая крупная система автошкол - "Смольный", преемник ДОСААФа. В 18 автошколах этой системы, которые расположены во всех районах города, обучается приблизительно 1/6 часть всех будущих водителей города. Всего в России - более 30 тысяч автошкол.

***

ДЕНЕЖКА

В Петербурге автошкольная подготовка к экзаменам в ГИБДД длится в среднем полтора-два месяца. Цена теоретического курса - от 1200 до 3000 рублей. Практика - от 4000 до 6000 рублей. Стандартная взятка за сдачу экзамена в ГАИ - 150 долларов, причем еще год назад желающие "сдать экзамен без проблем" платили 100 долларов. Что ж поделать, инфляция, доллар падает... Экзамен в автошколе "стоит" существенно дешевле - от 400 до 1000 рублей.

***

КСТАТИ

Леди за рулем - все чаще

В 1975 году, по статистике, на целую группу начинающих водителей приходилось не более двух женщин. Сейчас - более 50 процентов. Это связано с тем, что в семье была максимум одна машина и управлять ею должен был "самец", мужчина. Сейчас уровень благосостояния таков, что появились семьи, в которых 2, а то и 3 машины, и, естественно, женщины стали активно пересаживаться за руль. Более того, с тех пор как стало легко и просто купить автомобиль в кредит, "туфелек" на дорогах нашего города станет еще больше.

***

НАРОДНАЯ АВТОМУДРОСТЬ

Разбил добро - поезжай на метро.

Не тот лох, кто у светофора заглох, а тот дятел, кто назад попятил.

На чужие гаражи движком не жужжи.

Что трезвому канава, то пьяному магистраль.

В тачках у девчат клапана не стучат, а кто в машине копается, у того и рассыпается.

Пристегиваться поздновато, когда лежишь в палате.

Не было печали - баллоны накачали, как рвануло - гараж перевернуло.

Думал Федот, что смеркается, а это капот открывается.