Перейти к основному содержанию

Главная      НЕОБХОДИМА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

НЕОБХОДИМА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

В 2005 году Свердловскому областному учебно-курсовому комбинату (УКК) исполняется 70 лет. Зрелый возраст для учебного заведения. Не один десяток лет коллективом руководит Владимир Абрамов (на снимке). Сегодня он рассказывает о том, как в УКК готовят водителей, о проблемах и перспективах своего учебного заведения.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Отсчет своей деятельности государственное образовательное учреждение начало с 16 марта 1935 года.

В годы войны учебный комбинат был межобластным и готовил автомобильные кадры в Свердловской, Молотовской, Тюменской и Омской областях. С 1944 года подготовка водителей пошла на основе областного статуса.

Сегодня Свердловский УКК - крупное учебное заведение. Имеет основную базу в областном центре и 6 филиалов: в Нижнем Тагиле, Ревде, Асбесте, Алапаевске, Верхнем Сальде, Кушве. В городах Полевском, Нижних Сергах, Артемовском, Тавде и некоторых других организованы учебно-курсовые пункты.

Если говорить о материально-технической базе, то она вполне соответствует положенным нормам. В совокупности УКК принадлежат восемь тысяч квадратных метров площадей учебных классов, шесть тысяч квадратных метров ремонтной зоны и теплых стоянок. Более 90 единиц разнообразных транспортных средств позволяют качественно и полностью выполнять программу практического вождения. Мы добиваемся того, чтобы каждый слушатель получил навыки вождения. Этому способствуют и собственные автодромы, которые есть в каждом подразделении. Общая их площадь - около 24 гектаров.

Со слушателями работают 200 опытных сотрудников. Из них половину составляют мастера, другую половину - преподаватели. Среди них те, кто отдал педагогике более четверти века. Это - Александр Боровков, Геннадий Шубин, Виктор Лузин, Валентин Гришковский. Более 15 лет у нас работают мастера Юрий Коминов, Иван Спехов, Владимир Летучий, Степан Дячишин. Десять работников награждены знаком "Почетный автотранспортник".

Закономерно, что к нам в УКК идут учиться охотно. И те, кто только начинает, и те, кто хочет получить более высокую категорию. Ежегодно мы готовим водителей категорий В, и ВС - 3000-3500 человек, категорий С, Д и Е - до 1700, и прочих - до 4500 человек.

О качестве подготовки можно судить по следующим фактам. По Правилам дорожного движения 92% слушателей сдают экзамены с первого захода. По вождению - показатель несколько ниже. Он составляет 86-89%. Но это все равно значительно выше, чем аналогичные данные по частным автошколам.

В подготовке водителей мы исходим прежде всего из потребностей в них. Исследование показало, что по ряду категорий водителей не хватает. Причем имеющаяся подготовка наполовину не обеспечивает даже простого воспроизводства водителей-профессионалов. В Екатеринбурге многие из них - жители пригородов, работают вахтовым методом, часто перерабатывают, нарушая нормы охраны труда. Думаю, что по вопросу подготовки водителей-профессионалов, особенно связанных с перевозкой людей, необходима разработка правительственной программы.

Важно учесть, что автомобиль сам по себе не ездит. Но и водителем человек сразу не становится. Только через полтора-два года обучения можно стать водителем. Но будет ли он профессионалом?

В советское время на подготовку водителей категорий ВС полагалось 800 часов теории. Сегодня - 281 час. На вождение выделялось 70 часов, сейчас - 60. Также раньше была обязательна длительная стажировка.

Не случайно говорят: все новое - это хорошо забытое старое. Если очевидны недопустимый уровень ДТП и гибель людей на дорогах, если известно, что в 80 случаях из 100 виноват человек за рулем, надо как можно скорее изменить систему подготовки водителей.

Приказом министра транспорта РФ на Свердловское ОУКК возложена координация учебно-методической работы по округу. Мы сделаем все возможное, чтобы стать методическим центром, а учебное заведение утвердить как своеобразное базовое предприятие. Однако в этом важном деле нам хотелось бы рассчитывать на помощь РТИ, ГАИ и других органов власти, которые и сегодня работают с нами в тесном контакте.

В последние годы мы ведем поиск новых форм работы с автомобилистами, как будущими, так и бывшими. Для ребят (с 15 лет) мы создали юношескую школу. В 17 лет они уже могут сдавать экзамены в ГАИ. Готовим по категории В. За такое обучение мы установили расценку на 20% ниже, чем обычно, и чтобы для родителей не были слишком ощутимы затраты, мы даем им рассрочку на 10 месяцев.

Решили помочь женщинам. Немало из них, даже имея права, не решаются сесть за руль. Мы организовали для них женский клуб. 12 апреля 2003 года, в День космонавтики, состоялось первое немногочисленное тогда собрание, из 5 человек. Впоследствии пришли еще 36 женщин. Из них 17 стали членами клуба. Взнос небольшой, 100 рублей в квартал. Зато есть и льготы. Каждая может пользоваться услугами УКК (стоянкой, ремонтом, стажировкой) со скидкой 50%.

Имея хорошие автодромы, мы проводим свои и областные конкурсы по вождению. В честь нашего профессионального праздника - Дня работников автомобильного транспорта - в конкурсе - 2004 приняла участие 101 организация. Победителям вручили награды из призового фонда.

Можно сказать, что за последние годы работа коллектива по подготовке автомобильных кадров стала стабильной. Больше поступает заказов на обучение водителей от предприятий и организаций, служб занятости населения. Профессия водителя продолжает пользоваться спросом.

Если заглянуть в будущее, то необходимо определиться: каким будет подвижной состав в ближайшие 15-20 лет? Каковы станут требования перевозчика к подготовке водителей? В какой мере может быть компьютеризирован этот процесс? С учетом этих перспектив следует переоснащать материально-техническую базу, пересматривать программы обучения водителей.

Сегодня высокая аварийность требует более серьезного отношения к спецподготовке и стажировке водителей, особенно тех, кто занят в перевозке пассажиров. Это укрепит транспортную дисциплину и позволит снизить аварийность.