Успеть перестроиться на дорогах
Кто из автомобилистов ежедневно не проклинает соседей справа, слева, гаишников, начальство за бесконечные пробки, неисправные светофоры, плохое дорожное покрытие, вконец обнаглевших "ездюков", устраивающих гонки с препятствиями прямо на дорогах?! Анализируя возможное развитие событий на московских дорогах, приходишь к выводу, что ездить по ним скоро станет невозможно. Корреспондент "ЛГ" встретился с руководителем Центра организации дорожного движения правительства Москвы Леонидом Липсицем и поинтересовался, что в городе делается для исправления ситуации.
- Леонид Моисеевич, расскажите, пожалуйста, о причинах беспредела на московских дорогах, и как мы дошли до жизни такой?
- Причины беспредела, как вы выразились, объективные и субъективные. Например, автомобильный парк столицы ежегодно увеличивается на 150 тысяч машин. Ширина дорог при этом остается практически неизменной, особенно в центре, изобилующем историческими застройками, не подлежащими сносу, узкими кривыми улочками. Активное дорожно-мостовое строительство положение не спасает, поскольку все равно отстает от роста транспортного парка. Поэтому с каждым годом городская дорожная сеть загружается все больше и больше. Положение могло бы быть иным, озаботься власти дорожными проблемами лет 30 назад. Но, увы, этого не произошло.
К субъективным причинам в первую очередь нужно отнести низкую водительскую дисциплину. Нарушение Правил дорожного движения, особенно сказывающиеся на интенсивности транспортных потоков, стало у автомобилистов-хулиганов чуть ли не признаком хорошего тона. Злостные нарушения - несанкционированная парковка, нарушение скоростного режима, правил маневрирования, соблюдения рядности, особенно перед перекрестками. Они существенно снижают пропускную способность дорог и замедляют движение транспортных потоков. Как и дорожные происшествия, пусть незначительные, участникам которых приходится долго ждать сотрудников ГИБДД, обязанных зафиксировать положение автомобилей. Если авария произошла в узком месте, весь транспортный поток стоит.
Одна из главных причин возникновения сложностей на дорогах и организации дорожного движения - отставание законодательной базы от требований сегодняшнего дня. Законы, касающиеся транспортной сферы, имеют федеральный статус и одинаковы для исполнения на всей территории России. Как и штрафные санкции, предусмотренные за нарушение Правил дорожного движения. И это несмотря на то, что ситуация на дорогах в Москве гораздо сложнее, чем, например, в поселке городского типа, в котором может быть всего сотня-другая автомобилей и последствия нарушений разные, например, из-за неправильной парковки. Однако и в Москве, и в Урюпинске штраф за это 50 рублей. Столько же, кстати, стоит в Москве и час внеуличной парковки. Получается, что нарушать правила выгоднее, чем не нарушать. Абсурдных ситуаций, порожденных нашим законодательством, предостаточно. Чтобы исправить положение, мы работаем и с Государственной, и с Московской городской Думами.
- Чего вы добиваетесь от законодателей?
- Правового поля, которое позволило бы применять более действенные меры к нарушителям, необходимые сегодня. Ужесточение штрафных санкций в первую очередь за грубейшие нарушения: несанкционированную парковку, выезд на полосу встречного движения, нарушения правил маневрирования, блокировку перекрестка. Законодательной поддержки применения технических средств слежения за транспортными потоками и фиксации нарушений. Очень важно, например, законодательно перенести ответственность за аварию на владельца транспортного средства. Допустим, машина проскочила на красный свет, ее номер зафиксирован, а за рулем не владелец, а человек, пользующийся автомобилем по доверенности. Если он скрылся, останется безнаказанным, поскольку протоколом его нарушение не зафиксировано. Когда применение технических средств для фиксирования нарушений станет законным, их, даже если водитель скрылся, можно будет выявить во время техосмотра или в ходе специальных мероприятий и наказать нарушителя. Необходимо ввести принцип накопительности наказаний, создать единую базу данных нарушителей, пользоваться которой могли бы и сотрудники ГИБДД, и судебные приставы, обеспечивающие федеральные штрафы, и работники банков, чтобы можно было отследить, оплачен штраф или нет. В противном случае порядка на дорогах не будет.
- Правил дорожного движения и гаишников на дорогах недостаточно? Разве сегодня сотрудник ГИБДД не может наказать нарушителя?
- Единственная законная мера сегодня - остановить его и составить протокол. Но при таком количестве машин на дорогах, не создавая аварийную ситуацию, всех не остановишь и не отследишь. Как, например, остановить машину, летящую со скоростью 160 километров в третьем ряду? Никак. За границей применение технических средств, фиксирующих нарушения, давно является законным основанием для применения штрафных санкций. Водителя даже останавливать не надо, чтобы составить протокол. Например, с помощью камеры слежения неправильная парковка зафиксирована, выписан штраф, обязательный для оплаты. Там и сомнений ни у кого не возникнет: платить или не платить. Если не сделаешь это вовремя, размер штрафа увеличится. В России тоже пора применять механизмы, выявляющие и фиксирующие нарушения.
- Камеры слежения необходимы и на пешеходных переходах. Меня, например, когда я шла на зеленый сигнал светофора, недавно чуть не переехали.
- Согласен с вами. У каждого пешеходного перехода сотрудника автоинспекции не поставишь. Кстати, в Лондоне, например, машину не отлавливают. В салоне ставится электронное устройство, идентифицированное с автомобилем. Когда машина проезжает под рамкой, со специальной карточки, вставленной в электронное устройство, списываются деньги. Если их нет или устройство не включено, фиксируется нарушение, информация об этом автоматически направляется нарушителю. Но даже в Лондоне водители нашли способ, как обмануть систему слежения: при въезде в город на машину ставят фальшивый номер. Автоматика его фиксирует, но владельца автомобиля найти не может.
Как видите, идеального средства нет. Другое дело, что законопослушных водителей все-таки больше, чем нарушителей. Поэтому ориентироваться на них нельзя. Решение о том, какие технические средства применять в Москве, окончательно еще не принято. Знаю одно: ситуацию на дорогах необходимо улучшать всеми доступными средствами.
Много нареканий у нас и к обучению водителей в различных автошколах. Их подготовка очень слабая, проходит на малозагруженных улицах. Поэтому, когда, получив права, новоиспеченные водители, создавая угрозу себе и окружающим, выезжают на дороги с интенсивным движением, они зачастую не способны адекватно оценить ситуацию, в которой оказались, не знают, что делать, где находятся и в каком направлении двигаться. Это приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому вопросы повышения качества подготовки, профессионального уровня обучающих инспекторов и их ответственности за тех, кого они обучают, совершенствования материальной базы тоже необходимо решать.
Серьезные проблемы, находящиеся в поле нашего зрения и постепенно решаемые, - совершенствование конструкции светофоров и координация их работы, мониторинг транспортных потоков, упорядочение системы организации движения на узлах, своевременное нанесение разметки, установка заграждений для безопасности пешеходов. Особняком стоит проблема обеспечения приоритетного движения пассажирского транспорта, особенно для въездов-выездов из центра в спальные районы. Сейчас же, когда утром люди едут на работу городским транспортом, там образовываются большие пробки.
- Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?
- Один из способов - освободить центр города от легковых автомобилей. А для этого - сделать поездки на городском транспорте комфортными. Автобусы, троллейбусы должны быстро двигаться, а пассажирам в них должно быть просторно, чтобы они не теснились в салоне как сельди в бочке. Тогда есть надежда, владельцы автомобилей пересядут в городской транспорт, дороги станут свободнее, а воздух чище, поскольку один автобус заменяет практически сто автомобилей.
Сложность нашей работы в том, что мы вынуждены решать задачи по всем направлениям одновременно, поскольку организация дорожного движения - это система. Нельзя, например, решить проблему приоритетного движения общественного транспорта, не решив вопрос с парковкой. Можно ввести специальную полосу, но если штраф за несанкционированную стоянку по-прежнему будет минимальным, машины будут на ней парковаться, и толку от спецполосы не будет. Я не экономист, и мне трудно говорить о конкретных цифрах, но, думаю, штрафы должны быть достаточно большими, чтобы отучить водителей нарушать правила движения, но такими, чтобы не пустить автомобилистов по миру. Вопрос непростой, поскольку у нас очень большое расслоение общества: для кого-то 50 рублей - большие деньги, а для кого-то - 5 тысяч не деньги. Штрафы должны быть меньше, чем в Европе, но выше, чем в России сейчас.
- Чем еще занимается ваш центр?
- Если говорить о дорожной сети Москвы в целом, то сейчас мы занимаемся разработкой своего рода генеральных планов организации движения. Поясню свои слова. Москва развивается по генеральному плану. Любое строительство, принятие решений происходит только в рамках единого плана развития города. Подобного документа о развитии дорожного движения у нас не было. Поэтому многие организации, пытаясь решить свои проблемы на дорогах, создавали сложности в других местах.
Чтобы исключить подобные случаи, мы разрабатываем комплексные схемы движения. Начали с Центрального округа. Меняем режим движения на двухстах улицах в центре. На маленьких улочках, где невозможно без риска разъехаться двум автомобилям, сделаем одностороннее движение. Проведем точечное дорожное строительство - уже определили пять таких точек, построим девять новых пешеходных переходов. Разработали схему дорожного движения. В будущем году то же сделаем между Садовым и Третьим кольцами, до МКАД. Город разбит на секторы, не равнозначные по плотности дорог. Где-то есть лесные массивы, где-то их нет. Когда у города будет единый план дорожного движения, проведение любого мероприятия в любом округе должно будет ему соответствовать. Сегодня - при такой интенсивности движения - каждое непродуманное действие приводит к очень печальным последствиям.
- Недавно вы проводили акцию "Правильная парковка". Довольны ее результатом? "Жертвы" были здорово раздосадованы тем, что им пришлось много платить, вызволяя свои авто со штрафных стоянок.
- После того как мы убрали неправильно припаркованные на Смоленской площади машины, автомобили проезжали по ней с такой скоростью, какой я никогда здесь не видел: им ничто не мешало. В Москве есть, правда, немного места, где можно разрешить парковку на полосах, например, на Зубовской площади, где восемь полос сужаются до четырех. А вообще акция наглядно показала: с улиц машины должны быть убраны, тогда для движения можно использовать все дорожное полотно. Это позволит намного повысить скорость движения транспорта и сократит количество аварий.
Что касается платы за хранение автомобиля на штрафных стоянках, то первые три часа оно бесплатно. Если в течение этого времени водитель машину заберет, то платить ему придется только за расходы города: перемещение машины с несанкционированной стоянки, использование специальной техники и услуги грузчиков.