Перейти к основному содержанию

Главная      Война на автотрассах продолжается

Война на автотрассах продолжается

В Петербурге обсудили проблемы безопасности дорожного движения

По печальной статистике, на дорогах нашей страны гибнет более ста человек в день. В Петербурге - от одного до восьми человек. Количество жертв ДТП наводит на мысли о геноциде. Автопарк растет, неуклонно старея, дороги лучше не становятся, народ не хочет ничему учиться... Что делать, как решать проблему опасности дорожного движения? На эти вопросы попытались ответить участники 6-й Международной конференции "Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах", которая прошла на днях в Петербурге под председательством начальника Главного управления ГИБДД России Виктора Кирьянова.

Зона риска

Петербург в отношении аварийности на дорогах если не впереди планеты всей, то, по крайней мере, среди лидеров. Хуже - только в Москве. Оно и понятно. Уже тысячи раз говорилось о том, что дороги нашего города не рассчитаны для движения такого количества транспорта. Темпы роста автопарка в 4 раза выше, чем темпы развития дорожной сети. Мы достигли очень высокого показателя 100 автомобилей на 1 тысячу жителей. По данным ГИБДД Санкт-Петербурга, по городу ездит уже почти 2 миллиона машин! В то время как большинство транспортных развязок и магистралей проектировалось и строилось из расчета на 300-500 тысяч автомобилей. Конечно, дороги города не могут справиться с таким потоком. Отсюда пробки, нарушения правил, гонки по пешеходным дорожкам...

Петербургские ведомства, отвечающие за безопасность дорожного движения, по мере возможности стараются обуздать безумство транспортного потока, то есть обеспечить организацию дорожного движения, которое начинается с безопасности.

У проблемы есть решение

В систему петербургского трафика (т. е. обеспечения пропускной способности дорог) вводятся передовые технологии. В первую очередь, это автоматизированные комплексные системы управления дорожным движением. Такие уже работают на Невском проспекте и на Биржевой площади. Видеокамеры фиксируют поток автомобилей, и система, анализируя данные видеонаблюдения, изменяет режим работы светофоров. Комитет по транспорту запланировал специальную программу под кодовым названием "500 перекрестков", в соответствии с которой пять сотен наиболее оживленных перекрестков города в ближайшие пару лет должны быть снабжены такими системами. Это даст возможность скоординировать работу светофоров и тем самым более эффективно пропускать поток автомобилей.

Строят новые дороги и развязки, скоро откроют для движения новый вантовый мост через Неву. Вводят новые методы борьбы с нарушителями - например, с 15 сентября вновь начали функционировать штрафстоянки. И для того, чтобы "загреметь" туда, вовсе не обязательно сесть за руль под "градусом", достаточно просто неправильно припарковаться.

Не умеешь - не берись!

Понятно, что эти меры не в состоянии сразу и полностью решить проблемы дорожного движения в Петербурге. Каковы же основные факторы, из которых складывается безопасность на дорогах?

- До сих пор мы не знаем всех факторов, из которых складывается обстановка на дороге, - говорит Павел Кравченко, директор научно-образовательного Центра безопасности дорожного движения. -В авиации их около 800. Но можно перечислить основные причины аварий. Это выезд на полосу встречного движения, пьянство за рулем.

Попробуем обозначить те моменты, которые надо учитывать каждому, кто садится за руль.

Не садись за руль "помойки"! Автомобилисту должно быть предельно ясно: нет денег на содержание своего "коня" в исправном состоянии - не имей его вообще, чтобы не создавать угрозу собственной жизни и жизни окружающих. Пособник "помоечников" - несовершенный институт государственного технического осмотра транспортных средств. Талон ТО может купить любой. А потом оказаться на обледеневшей трассе с лысой резиной и неисправными тормозами.

Соблюдай правила безопасности. То есть пристегивай ремень, вози ребенка в специализированном детском кресле, а седлая двухколесного "коня" - не забудь про шлем.

Не пей за рулем. Пьянство на дороге - одна из самых массовых причин ДТП на российских дорогах. Судите сами. За 8 месяцев 2004 года по вине нетрезвых водителей произошло 140 аварий, по вине пьяных пешеходов - 169. Помощник пьяных водителей - взяточничество среди инспекторов ДПС. Слишком велик соблазн - взять 100 долларов с нетрезвого водителя, чем оформить нарушение по закону и отправить потенциального убийцу в суд.

Учись водить машину. Нынешние выпускники автошкол в большинстве своем умеют крутить руль, но очень плохо умеют управлять автомобилем. Потому что автошколе выгоднее учить не вождению, а сдаче экзаменов. В итоге - каждое третье ДТП в Петербурге происходит по вине водителей с небольшим стажем. А ведь есть же правило: "Не умеешь - не берись". Вешай знак "70" и езди медленно.

Соблюдай правила. Основная причина серьезных аварий в Петербурге и Ленобласти - выезд на полосу встречного движения. Не успел обогнать или не увидел встречную машину или пешехода из-за кузова грузовика... Найдется немало людей, которые скажут: да разве ж можно у нас ездить, не нарушая ПДД? Да, действительно, ездить целиком и полностью по правилам у нас сейчас вряд ли получится. Но, даже отступая от буквы закона, необходимо помнить о вежливости. Культура вождения - понятие, которое было долгое время отечественному водителю вообще незнакомо. Не пропустить, подрезать, проскочить на желтый свет - такими вещами бравировали, вместо того чтобы их стыдиться. К счастью, в последнее время культура вождения на дорогах Петербурга становится выше - об этом говорит тот факт, что машин на улицах города все больше с каждым днем, а вот количество ДТП растет не столь стремительно.