Чему учат в автошколе?
"СМОТРИ, как надо!" - заявил муж. Включил с места пятую скорость и радостно покатился под горку, одновременно давя на газ и сцепление. Остановившись наконец поперек проезжей части, вылез из машины, чтобы пройтись метров двести назад: подобрать правое зеркало, которое пострадало в конфликте с одиноким придорожным Деревом. И хорошо, что только оно.
НА СЛЕДУЮЩИЙ день супруга ожидал итоговый экзамен в автошколе. Убедительный провал. Потом еще один экзамен, после коего мы с семьей можем в целом сносно, но очень медленно путешествовать до дачи. "Чему учат в этих автошколах?" - раздумываю по дороге я. Оказывается, этим вопросом задалось и управление ГИБДД Новосибирской области. Недавно сотрудники инспекции провели проверку автошкол города и области.
В принципе, я готова признать, что есть люди, от природы не способные к вождению, и моя вторая половина - из их числа. Но, если верить статистике, армия таких горе-водителей стала катастрофически увеличиваться с каждым годом. Так, в 1999 году из всех обучающихся в автошколах Новосибирска с первого раза сдавали экзамен около 80% потенциальных водителей. За девять месяцев этого года без проблем получили права всего 17%(!) курсантов.
За что штрафуют педагогов
- ПРОВЕРКА показала, -рассказывает начальник УГИБДД ГУВД НСО Юрий ЗВЯГИНЦЕВ, - что половина автошкол города не соответствует требованиям по подготовке водителей. Из 69 обследованных учреждений приостановлено действие лицензий по отдельным видам деятельности в 34 организациях, прекращена работа 10 автошкол.
Первая за многие годы проверка автошкол стала для сотрудников ГИБДД шокирующим откровением.Выяснилось, например, что преподаватели ряда школ не имеют никаких документов, которые позволяли бы им заниматься обучением водителей. В большинстве "проштрафившихся" заведений инспекторов ждали полупустые классы: на занятиях присутствовало около половины курсантов. Кое-где такое понятие, как "журнал посещений", вообще отсутствует. Зато в других школах он переполнен: проверяющие подсчитали, что если на самом деле было выполнено все, о чем повествует журнал, инспекторы ГИБДД должны были работать без выходных сутками.
НЕ МЕНЕЕ серьезная проблема - неутешительное состояние материально-технической базы.
- Насколько я понял, в автошколах экономят буквально на всем, - возмущается Звягинцев. - На бензине, на автомашинах. Теоретическую часть курсанты берут "зубрежкой", не понимая сути Правил дорожного движения. Практические занятия ведутся из рук вон плохо: систематически обучающиеся не получают достаточного количества часов вождения. Скажу больше, практикум выполняется в среднем всего на 10%! Кого мы готовим? Убийц? Статистика подтверждает, что в семидесяти случаях из ста в авариях на дорогах виноваты именно водители.
Обстановка накаляется
ПОСЛЕ генеральной проверки "учителя убийц", то есть директора автошкол и профильных ПТУ, были вызваны на серьезный разговор. Как выяснилось, им есть что возразить. Общий смысл ответного слова автопедагогов сводится к известной формуле "не надо придираться" и "на себя посмотрите".
- Да, после того как развалилась система ДОСААФ, автошколы пережили непростые времена, - признает заместитель директора автошколы "Вираж" Геннадий КУЛЕШОВ. - Но сейчас они выполняют поставленную задачу. У нас, например, автопарк состоит из новых машин. Комиссия же предъявила претензии из-за отсутствия незначительной детали комплектации, которая не имеет решающего значения при обучении водителей. Я знаю, что в некоторых школах из-за несущественных отступлений от правил приостановлена работа: группы не занимаются, люди недовольны задержкой.
Несмотря на результаты проверки, руководители автошкол считают, что не стали обучать хуже, просто сама обстановка на дорогах оставляет желать лучшего. В организациях города забыли, что такое техминимум: раньше занятия с водителями проводили ежегодно, о правилах напоминали. Что касается зазубривания правил нынешними курсантами, так это потому, что исчезла методическая база: в России перестали производить специальные обучающие тренажеры, моделирующие дорожную ситуацию. И наконец, не надо на водителей пенять, когда работники ГИБДД сами не знают Правил дорожного движения.
- Обычно большинство обучающихся с первого захода сдают теорию и "проходят" автодром, - продолжает Кулешов. - И "срезаются" на той части экзаменов, которая проходит в городе. Самая распространенная ошибка, на которую указывают инспекторы ГИБДД, - "неуверенно чувствует себя на дороге". Но сейчас любого из нас посадите рядом с инспектором, он будет чувствовать себя неуверенно. Это же экзамен, волнение, стресс.
Страх перед синим кителем в народе неистребим. В этом преподаватели автошкол убеждаются постоянно. В некоторых школах, в целях избавления будущих водителей от комплексов, в учебных кабинетах вывешивают форменную одежду сотрудников ГИБДД. Говорят, помогает.
Установка на результат '
КРОМЕ того, как считают педагоги, инспекторы предъявляют к водителям завышенные требования - например, предлагают совершить разворот в том месте, которое и профессионал минует от греха подальше. За любую оплошность - минус несколько баллов. Каждый несдавший - дополнительная нагрузка на автошколу, ему необходимо выдать сверхурочные часы вождения.
Впрочем, сотрудники ГИБДД довольно скептически относятся к рассуждению педагогов о нагрузке.
- В автошколах будущим водителям не дают жесткой установки на результат, - считает начальник отдела технического надзора УГИБДД ГУВД НСО Сергей КОНДРАТОВ. -Наоборот, сразу успокаивают: будем сдавать, пока не сдадите. Ведь повторные экзамены - это дополнительные деньги.
Поток взаимных претензий автоучителей и стражей порядка кажется бесконечным: неоправданно сложна система регистрации учебных групп, не отлажен механизм приема экзаменов (курсантам иногда часами приходится ждать очереди), и наконец, "хромает" система обучения самих преподавателей. Как полагают руководители автошкол, чтобы получить лицензию на право преподавания, им приходится сдать чуть ли не кандидатский минимум по психологии, вместо того чтобы в полном объеме осваивать методику обучения вождению.
Так или иначе, сотрудники автоинспекции намерены серьезно взяться за дело: в ближайшее время будут ужесточены требования по подготовке водителей, пересмотрена система контроля за деятельностью автошкол. Мелкие учебные предприятия закроют, взамен создадут крупные учебные автокомбинаты. По замыслу автоинспекторов, из их стен выйдет новая генерация водителей - отлично подкованных на все четыре колеса.