ЖИЗНЬ И ДОРОГА
Порой они оказываются несовместимы
В последние годы в Омске возросло количество автомобилей, находящихся в личном пользовании, движение на городских автомагистралях становится все более напряженным. Это, конечно, заметили все. Как заметили и то, что пренебрежение правилами дорожного движения со стороны водителей и пешеходов стало для многих нормой поведения. В итоге - увеличение числа ДТП. Только на территории Советского округа в этом году уже произошло 360 подобных происшествий, в которых погибло 39, а пострадало 439 человек. Мы платим дань автомобилизации своим здоровьем, своими жизнями.
В чем же причины сложившейся ситуации? Прежде всего, считаю, в сверхлиберальном административном законодательстве, регулирующем дорожно-транспортную дисциплину, несовершенстве правового механизма, обеспечивающего исполнение избранных мер административного воздействия. Другими словами, не обеспечивается соблюдение принципа неотвратимости наказания за нарушение дорожных правил. Ну а безнаказанность ведет к повторным нарушениям.
Сотрудниками ГИБДД на территории Советского округа только за 9 месяцев выявлено более 5 тысяч нарушений ПДД со стороны водителей, в том числе за превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. А между тем обстановка на дорогах требует сегодня усиления ответственности именно за эти проступки, а также за неоднократность нарушений ПДД.
Вот недавний случай. Омич купил новый автомобиль, "ГАЗ-3110". Успешную покупку "обмыл" с друзьями, а после решил прокатиться. На улице Энтузиастов он не вписался в поворот, заехал на бордюр и врезался в дерево. Когда на место происшествия приехали сотрудники ГИБДД, водитель не мог выйти из машины - он был настолько пьян, что буквально не стоял на ногах.
При проведении операции "Ночной город" на проспекте Мира был замечен автомобиль "Жигули" , несущийся с большой скоростью. На требования экипажа ГИБДД остановиться водитель не отреагировал, экипаж стал преследовать правонарушителя. Недалеко от пос. Николаевка водитель "Жигулей" не справился с управлением, и автомобиль вылетел с дороги. Инспекторы ГИБДД подошли к машине, правонарушитель выйти отказался, попытался совершить наезд на милиционеров. В результате один из инспекторов получил легкую травму, а для задержания нарушителя пришлось использовать оружие. Как выяснилось, водитель "Жигулей" находился в сильной степени опьянения.
А в этом случае пьянство водителя стало причиной трагедии. В начале августа этого года водитель автомобиля УАЗ, находившийся за рулем в сильной степени опьянения, двигаясь по пр. Мира, не справился с управлением и заехал на обочину, сбив стоявших там молодого человека и девушку. Парень с тяжелыми травмами был госпитализирован в БСМП, а девушка скончалась на месте. Ей было всего 18 лет.
Еще одна причина аварийности - неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети, отсутствие необходимых дорожных знаков, светофоров, плохая освещенность проезжей части в темное время суток. На днях на улице Энтузиастов в ночное время автомобилем "Жигули" был сбит мужчина. Причина - полное отсутствие уличного освещения. Когда фары автомобиля выхватили из темноты фигуру пешехода, водитель уже не мог избежать наезда.
Нами направлено только в этом году 259 предписаний в управление благоустройства и дорожного хозяйства, коммунальные службы и другие организации об устранении выявленных недостатков. Однако, чтобы снять проблему, считаю необходимым установить жесткую административную ответственность должностных лиц, служб, отвечающих за организацию дорожного движения, состояние дорожного покрытия, эксплуатацию светофоров, за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.
Теперь - о качестве подготовки водителей в автошколах. Сегодня появилось много мелких заведений подобного типа, обучающих курсантов на технически устаревших, неисправных автомобилях. В итоге они имеют недопустимо низкое количество часов практического вождения. Результат - каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие совершается водителями со стажем управления до трех лет.
Впрочем, не менее часто виновниками ДТП становятся пешеходы, пренебрегающие всеми правилами перехода улицы. И не потому, что не знают их. В этом году сотрудниками ГИБДД выявлено более 3000 нарушений пешеходами правил дорожного движения. А ведь спокойствие на дорогах во многом зависит именно от того, насколько сознательны и они, и водители. Выработка дорожной этики - вот еще один из путей решения проблемы безопасности дорожного Движения.
Много сегодня нерешенных проблем и с пассажирским транспортом. Прослеживается тенденция увеличения ДТП с его участием, причем основная часть приходится на транспорт индивидуальных владельцев. Водителям маршрутных такси, по-видимому, "закон не писан" , потому что в погоне за выручкой они нарушают все, что можно. "Подрезать" пару-тройку транспортных средств, ринувшись к обочине из третьего ряда за очередным пассажиром, неожиданно затормозить, заставив водителя следующего за "Газелью" автомобиля до упора выворачивать руль, чтобы избежать столкновения, высадить клиента на светофоре и тем самым задержать движение транспортного потока - все это в порядке вещей.
Сотрудники ГИБДД регулярно проводят профилактическое мероприятие "Автобус". На конечных остановках маршрутных такси контролируется техническое состояние транспорта, соблюдение условий перевозки омичей. И постоянно выявляются случаи выхода на линию автотранспорта в неисправном состоянии, не прошедшего обязательного технического осмотра, факты непрохождения водителями ежедневного медицинского контроля...
Но особая забота на дорогах - дети. Согласно статистике, каждый день на дорогах страны более тридцати детей получают травмы, двое погибают. В феврале у ДК Малунцева шестиклассница, игнорируя пешеходный переход, переходила дорогу в неположенном месте. Водитель автомобиля "ВАЗ-2108" не смог затормозить из-за гололедных явлений на дороге, в результате девочка попала в БСМП с закрытой черепно-мозговой травмой. В мае на ул. Магистральной неожиданно выскочил на проезжую часть 8-летний мальчик. Водитель маршрутного такси не смог избежать наезда, ребенок был госпитализирован в больницу с множественными травмами.
Дети чаще, чем взрослые, нарушают правила, предписанные пешеходам. Почему? Зачастую потому, что не знают их, - ведь в школах сокращены программы по изучению правил дорожного движения. Еще одна причина - негативный пример старших, отсутствие навыков законопослушного поведения на дороге.
Словом, безопасность дорожного движения - это проблема, которая так или иначе касается каждого из нас. Можно тратить колоссальные деньги на строительство подземных переходов, современных транспортных развязок, но вся эта работа будет сведена на нет недисциплинированностью водителей и пешеходов. Может быть, все-таки задумаемся над этим?