СМЕРТЬ В ДОРОЖНОЙ ВОЙНЕ
Несмотря на многочисленные совещания, согласования, гневные высказывания многих руководителей, решения о принятии мер и тому подобное, катастрофическая ситуация на дорогах
ВЕРСИЯ ОПЫТНОГО ШОФЕРА
Как известно из статистических данных, автокатастрофы на дорогах весьма моторизованных США ежегодно уносят больше человеческих жизней, чем американцы заплатили за свою агрессию во Вьетнаме. К сожалению, по этому показателю мы, похоже, тоже стремимся догнать Америку...
Мой собеседник, водитель-профессионал Евгений Тарасов, стаж около тридцати лет. Мы попросили его быть в качестве эксперта за рулем и высказать свою точку зрения на то, что сегодня творится на дорогах.
- Как ни прискорбно отметить, значительная часть водителей либо не знают правила дорожного движения (ПДД), либо их игнорируют, - сказал Евгений Георгиевич. - Корень зла - слабая подготовка в многочисленных автошколах. С другой стороны, учеба слабо контролируется со стороны ГИБДД и соответствующих заинтересованных организаций. Считаю и думаю, что 'это мнение разделяют все опытные водители, автошколы вместе со свидетельством об окончании учебы автошколы должны выдавать гарантию своему образованию минимум на два года, Конечно, нести полную ответственность за все дорожные фокусы своих выпускников. Допустим, число дорожных нарушителей среди выпускников какой-либо автошколы перешло за красную черту, необходимо разбираться, как поставлено обучение в этом заведении. А то и отзывать лицензию на право обучения дорожной грамоте. ГИБДД в свою очередь должна усилить контроль за такими, на первый взгляд, "невинными" нарушениями, как, например, парковка в неположенном месте, - на газонах, тротуарах под знаками, запрещающими даже остановку. Я каждый день за рулем своей "BMW", потому могу назвать тысячи (! ) примеров подобного автохулиганства.
Безнаказанность - вот что провоцирует дорожный беспредел. Давно надо подумать о восстановлении вообще-то разумного института добровольных помощников ГИБДД и внештатных инспекторов дорожного движения. В дружинники, конечно, нужно набирать людей из числа наиболее дисциплинированных и грамотных водителей. В Германии, например, по дорогам которой мне приходилось ездить, даже пенсионер имеет право позвонить в дорожную полицию по телефону и сообщить о нарушителе. Система работает четко - дорожный хулиган получит по заслугам. И весьма солидно. Почему и нам в России не воспользоваться этим опытом. Та же бабушка на скамейке во дворе, увидев гонщика-лихача, не будет шумно возмущаться со своими соседками, а позвонит в ту же ГИБДД. Тут можно, кстати, сэкономить на средствах, выделяемых для содержания штатных инспекторов. И на пешеходных переходах нужно держать ухо востро - совсем не факт, что, идя по переходу на зеленый свет, вы не угодите под колеса юного лихача на иномарке.
Население страдает от произвола горе-водителей. Почему бы через тех же участковых инспекторов милиции не призвать лихачей к порядку. Ведь в общем-то по дворам, тротуарам и газонам гоняют одни и те же люди, круг их вполне известен участковому. Не приедет же кто-либо, допустим, из Ленинского района, чтобы оттянуться на скорости в каком-нибудь дворе в Металлургическом районе. Гоняют по дворам, конечно же, свои, местные. Аборигены на колесах.
- Среди наиболее частых нарушений, которые я вижу каждый день во множестве, проезд на красный свет, - продолжает Евгений Тарасов. - Ужасна невежливость некоторых земляков за рулем по отношению к пешеходам. Еще Ильф и Петров сказали: "Пешехода надо любить". До любви, конечно, далековато, но хотя бы элементарное уважение нелишне. И вообще, смотрите, какой дефицит взаимного уважения, элементарной вежливости по отношению к другим участникам движения, своим же землякам за рулем испытывается нынче на дорогах!
Примеров этому, увы, великое множество. И хулиганство на дороге провоцирует, к сожалению, ответное хамство.
ДЕТИ НА ДОРОГЕ
По словам главного специалиста министерства образования и науки Челябинской области Ивана Гайдука, в школах делается достаточно много для профилактики дорожно-транспортного травматизма. Год назад издан приказ тогда еще главного управления образования и науки "Об организации работ по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях области". Там подробно изложено, кто и чем должен заниматься, начиная от института дополнительного образования педагогических работников вплоть до конкретной школы.
В частности, в школьной программе предусмотрены специальные часы для изучения основ дорожного движения, правил поведения на дорогах. Десять часов в год должны заниматься этим школьники с первого по девятый класс, старшеклассники по шесть часов. Кроме того, классные руководители на классных часах обязаны время от времени напоминать детям об осторожности на дорогах.
Как утверждают специалисты, этих часов вполне достаточно, чтобы объяснить детям правила поведения на перегруженных магистралях городов. Главное в другом - воспитать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Здесь простой суммой знаний не обойтись. Ребенок должен ежедневно видеть перед собой достойный пример взрослых, особенно родителей. Но это, к сожалению, бывает весьма редко. Расхождение слова и дела порождает у детей некоторое пренебрежение к опасности, что часто приводит к беде.
С 4 по 6 сентября в Пласте будет проходить ежегодный областной слет юных инспекторов дорожного движения и соревнования "Безопасное колесо". Это мероприятие организовано министерством образования и науки области и областной ГИБДД. Мальчишки и девчонки будут соревноваться в знании правил дорожного движения, участвовать в гонках на велосипедах, оказывать первую медицинскую помощь. Для победителей предусмотрены хорошие призы: телевизоры, велосипеды.
Надо еще добавить, что в приемке школ перед началом учебного года участвуют и представители ГИБДД. Они следят, чтобы в школах были оформлены уголки безопасности, вывешены схемы правильного подхода к школам, показаны наиболее опасные места близ школы.
Есть и в Челябинске, и в области специальные опорные школы, которые особенно серьезно занимаются профилактической работой. Стоит назвать, например, школу N 120 в Тракторозаводском районе Челябинска. Любое учебное заведение может обратиться туда за методической помощью.
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ
Причин высочайшей аварийности и смертности (а по ним наша область уверенно входит в число "лучших" в стране) можно перечислить множество. Здесь и традиционные: пьянство водителей, невнимательность и безалаберность как водителей, так и пешеходов, возросшая интенсивность движения, увеличившиеся скорости и так далее.
Здесь же и несколько, на первый взгляд, необычных. Так, многие из тех сотрудников ГИБДД, с кем мне удалось пообщаться, сетовали на... улучшившееся качество дорог. Логика есть: дороги лучше - скорости выше - выше вероятность аварии. Плюс отсутствие хоть каких-либо средств активной и пассивной безопасности (кроме ремня, и то неизвестно, больше помогающего или мешающего) на отечественных авто, коих большинство.
Сильно жалуются в ГИБДД на последние изменения в законодательстве, которые отняли возможность у постовых наказывать нерадивых водителей на месте. И здесь все верно. Сумма уплаченных штрафов резко снизилась. Возможностей проверить, уплачен ли штраф, практически нет. А подавляющее большинство водителей просто забывает о квитанции или вообще выкидывает ее. Привлечь же неплательщика к суду сложно - у судов и так дел хватает, и огромный массив неуплаченных штрафов лишь еще замедлит и без. того крайне неповоротливую судебную машину. А пока дело дойдет до судебных приставов и исполнителей, да и будет такое взыскание неуплаченных штрафов, пожалуй, гораздо дороже самих штрафов. И получается, что водителей словно с поводка спустили, наказать их стало практически невозможно.
Впрочем, недалеко от водителей ушли и пешеходы. Что греха таить, все время от времени переходят на красный свет и не там где надо. И штрафуют за это одного из тысячи и раз в году. А если схлопотали штраф, то воспринимаем это как своего рода экзотику. "О, блин, за это еще штрафуют, однако! ", - говорим мы улыбаясь, и... тут же вновь переходим улицу не там где надо. А сколько раз приходилось видеть мамаш, подходящих к краю дороги и ставящих коляску с малышом перед собой, порой на проезжую часть!
А ведь на все это смотрят дети. А потом мы их теряем. Потому что следуют нашему примеру.
Впрочем, средств и способов для борьбы с нерадивыми все равно хватает. Была бы воля, в том числе и политическая, пусть и на уровне местных властей. Есть опасный участок дороги, который перебегают все кому не лень (а точнее, кому лень дойти до перехода), и машины гонят, словно гоночные болиды - накатай "лежачего" полицейского, раскрась его, а вдоль дороги поставь заборчик. От всех бед не спасет, но наиболее ленивых пешеходов необходимость перелазить через забор от глупости уведет. Да и водитель всегда затормозит, особенно если "полицейский" высок и виден. Кстати, так ведь оно и было, особенно в центре Челябинска. Но заборчики убрали, видимо, из-за их невысоких эстетических свойств. Но ведь выбор надо делать между техникой и человеческой жизнью, зачастую детской. И выбор этот, по-моему, очевиден. Особенно эта ситуация касается дорог рядом со школами и прочими детскими учреждениями.
А деньги... Уверен, что недополученные налоги от работавших погибших и раненых в ДТП людей, затраты на их лечение и прочее все же в итоге меньше, чем траты на заборчики и полицейские. А уж если совсем денег нет, так у любой местной администрации есть опыт обращения за помощью к бизнесу, которому в свою очередь, в наше время просто необходимо быть, что называется, социально ответственным. Поможет, куда денется.
Пора и резко менять законы. Опыт отказа от штрафов на месте надо признать неудачным. А взятки... Да их и так будут брать, и эдак. И выбор между опасностью взяток на дороге и человеческой, детской жизнью, по-моему, также должен быть очевиден. Но это вопрос к законодателям, в том числе депутатам Госдумы и сенаторам от Челябинской области. Пусть пролоббируют. Ведь на кону жизни тех, чьи интересы они, как по идее, так и по закону представляют. На днях в Интернете появилась история о хорватских парламентариях. Один из депутатов, когда на пленарном заседании рассматривался вопрос о безопасности дорожного движения, увлеченно просматривал на своем ноутбуке... порнофильм. Не прошло и пяти минут, как к нему... присоединились коллеги. Будем надеяться, наши законодатели в аналогичном случае не уподобятся хорватским.