ТЕПЕРЬ КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ
Переходим к новой форме взаимоотношений
Как говорят циники, один погибший - это трагедия, двое - уже статистика. А согласно этой статистике, на дорогах Азербайджана за восемь месяцев текущего года в 791 дорожно-транспортном происшествии погибли 337 человек (около 12% из них - дети). Общее число ДТП, по сравнению с данными прошлого года, возросло на 34%. И количество аварий и жертв продолжает неуклонно расти.
Какой же азербайджанец не любит быстрой езды! Эта любовь неистребима... Отсюда и треть ДТП. Десятая часть водителей садится за руль, будучи в подпитии. Столько же управляют автомобилем, вообще не имея водительского удостоверения. Каждый дорожный патруль за свою рабочую смену регистрирует, как минимум, два нарушения Правил дорожного движения (официально, а сколько неофициальных штрафов!).
Вернуться к теме аварий на дорогах нас заставила ситуация, сложившаяся в 3-м микрорайоне на улице Мустафаева. На одном из участков этой дороги ежедневно на протяжении четырех дней происходили наезды на людей. В первых трех случаях пострадавшими оказались люди взрослые, в последнем - ребенок. Жители рядом стоящих домов не раз говорили о необходимости установки светофора и пешеходного перехода, так как движение здесь действительно сумасшедшее.
Но вот по словам начальника отдела агитации безопасности дорожного движения Главного управления Государственной дорожной полиции Арастуна Меджидова, пешеходы должны сами обеспечивать свою безопасность на дорогах, то есть не переходить улицу в неположенном месте. Вот так вот просто и доходчиво.
"На этом участке пути очень много транспорта, значит речь уже не может идти о превышении водителями скорости, ведь дорога буквально забита. Если здесь нет перехода, то граждане должны дойти до ближайшего и воспользоваться им. В случае же, если он расположен очень далеко, то пешеход по прямой линии должен дойти до середины дороги, строго соблюдая свою безопасность... Невозможно установить светофоры или специальные разметки на каждых 50-100 метрах дороги", - говорит А.Меджидов.
Разумеется, "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Но нам предлагают сделать невозможное. Как соблюсти правила дорожного движения, если практически все наши водители не придерживаются их? Ведь для них абсурдно звучит тот факт, что в цивилизованных странах транспорт уступает дорогу пешеходу. А абсурдно потому, что они не знакомы с нашими ПДД, предусматривающими то же самое.
Необъявленная "война на дорогах" идет не только в Азербайджане. По данным ООН, по всему миру любовь к быстрой езде ежегодно уносит жизни более миллиона человек. Специалисты говорят о глобальном кризисе, а Европейская комиссия ООН объявила даже о проведении Общеевропейской недели безопасности дорожного движения.
Как же снизить печальную статистику, как избежать нелепой смерти под колесами? Как правило, виновниками происшествий становятся самонадеянные водители с низким уровнем дисциплины. Инспекторы ГДП основными причинами таких ситуаций считают несоблюдение ПДД, управление транспортом в нетрезвом состоянии, плохое качество дорог и низкий уровень водительской подготовки.
Под несоблюдение правил подходит практически каждый случай - ведь Правила дорожного движения являются универсальным сводом всевозможных ограничений. Над тем, чтобы они были не "догмой, а руководством к действию", бьются ведущие специалисты в области организации движения, юристы, правоведы, руководители автоинспекции, но вся их работа, как говорится, уходит как вода в песок.
Многие считают, что необходимо усилить административную ответственность за такие грубые нарушения, как управление транспортом в пьяном виде, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил обгона и маневрирования, даже ответственность должностных лиц за допуск к управлению автомобилем нетрезвых водителей (почти треть всех ДТП в республике - на их совести). Вполне возможно, что это и возымеет действие, ведь в большинстве случаев нарушители откупаются базовой штрафной ставкой.
Во многом аварийность на дорогах объясняется постоянным ростом числа автомобилей. Дорожная же инфраструктура существенных изменений не претерпевает. Лишь половина путей соответствует элементарным нормам безопасности - каждая четвертая авария происходит по причине плохого состояния трасс. Дорога, разумеется, от новизны даже лоснится, но у полотна вдруг обнаруживаются низкие сцепные качества и т.д. Спросили мы и о вновь установленных светофорах, неудобство от которых уже успели ощутить все автолюбители. Новые светофоры слишком низкие, и, соответственно, их сигналов просто-напросто не видно водителям, стоящим во втором ряду, скажем, после маршрутных автобусов, которые то и дело "сбиваются в кучу" на углу. И ситуацию усугубляет тот факт, что были сняты также дублирующие (на углу противоположном) светофоры.
А.Меджидов сообщил, что постепенно будут закупаться новые партии светофоров, которые все же установят как дублирующие. А пока что... Ну все как обычно, когда правая рука не знает, что делает левая.
И все же главную опасность несут транспортные средства, управляемые подчас неопытными водителями. По утверждению работников ГДП, каждое четвертое ДТП происходит по вине водителя, чей стаж не превышает двух лет. Но и дело не в стаже, а в человеке, в его психологической и профессиональной подготовке к тому, чтобы нести ответственность за жизнь и здоровье других людей, поскольку в его руках находится источник повышенной опасности.
Пятнадцать-двадцать лет назад подготовка водителей в стране велась несколькими учебными организациями, находящимися в ведомстве ДОСААФ. В девяностые годы обучение вождению стало разновидностью предпринимательства. Новоявленные бизнесмены, собрав необходимые документы, возглавили автошколы. Сам - директор, жена - бухгалтер...
Курсанты резко "помолодели". Сорокалетние уступили места за партами молодежи. Это правильно - чем раньше человек начинает учиться, тем выше результат. Но если бы чему-то их учили! Два месяца проходит "галопом по Европам". Затем так называемый экзамен в ГДП. Короткая дорога на учебную площадку, повороты, торможение...
Можно сколько угодно разрабатывать средства пассивной и активной безопасности, строить подземные переходы, объяснять детям, как переходить улицу. Ничего не изменится до тех пор, пока не будут пересмотрены основные аспекты подготовки водителей, пока экзамен в ГДП из фикции не превратится в серьезное и ответственное государственное дело. Давно пора понять: не каждый пожелавший ездить за рулем способен стать водителем...