"Учтите, прессинг будет мощный"
Вчера председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонид Богданов устроил показательный разнос руководителям предприятий, осуществляющих маршрутные перевозки в Петербурге. За многочисленные нарушения компаниям ОАО "Третий парк" и ООО "Питеравто" было выдано пять предписаний о приостановке действия лицензий. Однако они продолжают работать, и, по наблюдению корреспондента "Ъ" Ольги Мягченко, расторгать договоры с перевозчиками, обслуживающими больше половины городских маршрутов, никто не собирается.
По данным Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора (СЗМ УГАДН), за 2007 год зарегистрировано 498 ДТП с участием маршрутных пассажирских перевозчиков, из них 149 - по вине водителей. Пострадало 206 человек, погибли шесть. За два месяца 2008 года отмечено 66 ДТП, 31 - по вине водителей, 44 человека пострадали, пятеро погибли. Сейчас в Петербурге работает 23 757 автобусов и маршруток. ГИБДД в 2007 году провела 64 тыс. проверок этого вида транспорта. Почти в 6,6 тыс. случаев были выявлены технические неисправности. К административной ответственности привлечено свыше 14 тыс. водителей и 405 должностных лиц. Основные нарушения: не пройден техосмотр транспортного средства, водители вышли на рейс в нетрезвом виде, без водительских прав, машины останавливаются в неположенных местах и т. д.
Вопрос о нарушениях в деятельности маршрутных перевозчиков рассматривался на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при губернаторе Петербурга. Как сообщила Наталья Орлова, начальник отдела автотранспортного надзора СЗМ УГАДН, больше всего нарушений выявлено у двух предприятий, которые занимают 55% рынка петербургских маршрутных перевозок. Это ОАО "Третий парк" (29%) и ООО "Питеравто" (26%). По вине первого в прошлом году произошло 17 ДТП, второго - 12. Для сравнения: у ГУП "Пассажиравтотранс", которое располагает примерно таким же подвижным составом и занимает похожую долю рынка (25%), - всего 6 ДТП. "Основные виновники аварий - "газели". Если мы посмотрим, кто чаще всего фигурирует в протоколах ДТП, то увидим там фамилии иностранных водителей: Алимов, Дауров, Халимов", - говорит госпожа Орлова.
"Что вы нам называете какие-то иностранные фамилии? Сами иностранцы сюда не приезжают, их притаскивают транспортные предприятия. Назовите конкретные фамилии руководителей этих предприятий! Мы с них спросим!" - потребовал Леонид Богданов. Но спросить с руководителей не удалось, так как они прислали вместо себя заместителей.
"У нас штат службы безопасности 22 человека. Все водители при поступлении сдают зачеты на знание правил дорожного движения, ежегодно проходят курсы повышения квалификации. Мы делаем все для того, чтобы снизить аварийность", - заверил своего однофамильца заместитель генерального директора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов. По его словам, главная проблема перевозчиков - дефицит кадров. "Число автобусов растет: в 1997 году у нас было всего 300 единиц транспорта, в 2007-м уже 1504, а сегодня - 1824. А водителей нет. Мы остались один на один с этой проблемой. Привезли 800 водителей из Самарканда. За год они осваиваются здесь, но, согласно миграционному законодательству, должны уехать из России. И мы набираем новых. Мы пробовали готовить местных водителей, но из них только 12% остаются у нас работать, остальные уходят, в основном к нелегальным перевозчикам", - искал сочувствия у комиссии Михаил Богданов.
Начальник УГИБДД ГУВД по Петербургу и Ленобласти Сергей Бугров поинтересовался, почему руководители закрывают глаза на то, что их водители за рулем говорят по телефону, собирают плату с пассажиров во время движения, ездят с маршрутными листами, где на месяц вперед поставлена отметка "здоров", живут в комнатах по 20 человек и спят по очереди на нескольких кроватях, причем часто - всего по четыре часа в сутки. "Чтобы принимать меры к виновным, нам нужна информация о нарушениях. А ее у нас нет! Предоставьте нам эту информацию", - парировал заместитель гендиректора "Питеравто" Леонид Паскипарт. Причина роста числа нарушений на маршрутном транспорте в его трактовке выглядит довольно оригинально: "В последние годы количество транспортных средств увеличивается, что приводит к затруднению обслуживания маршрутных сетей и создает нервозную обстановку".
Представители перевозчиков также сообщили, что они вынуждены сами обучать своих водителей, так как в городских автошколах за 2007 год только 280 человек получили права категории "Д", которая требуется для вождения автобусов. Руководители также посетовали на то, что им приходится дотировать социальные маршруты наземного транспорта, так как городской бюджет оплачивает лишь пятую часть от их потребностей.
Однако сотрудников ГИБДД и УГАДН эти проблемы не впечатлили, и обсуждение завершилось на несколько зловещей ноте. "Вы можете нам столько рассказать о своих трудностях, что мы прослезимся. Но у нас есть трупы на дорогах. Надо заводить уголовные дела не только против водителей, допустивших нарушения, но и против должностных лиц. Мы не допустим беспредела. Учтите, прессинг будет мощный. Оплачивать ваши прибыли кровью петербуржцев никто не собирается", - предупредил перевозчиков Леонид Богданов.