И ДВА, И ПОЛТОРА
Насколько точно мы определяем расстояние?
При выдаче медсправки, необходимой для получения прав, ни одна врачебная комиссия не обращает ни малейшего внимания на глазомер потенциальных водителей. Зрение проверяют - с серьезной близорукостью или дальнозоркостью за руль вас никто не пустит, по крайней мере без очков. А вот умение водителей правильно определять расстояние никого не интересует: ни медиков, ни инструкторов автошкол, ни сотрудников ГИБДД. Все они либо не задумываются о необходимости этого навыка, либо считают его делом наживным, мол, со временем водители научатся. А так ли это?
МЫ ЗАДАЛИСЬ этим вопросом и провели следующий эксперимент: перед испытуемыми была поставлена задача остановить автомобиль, не доезжая 5, 10, 15, 50 и 100 м до препятствия - выставленных поперек дороги ярких оградительных конусов. Контрольные расстояния были взяты не с потолка, а исключительно из Правил дорожного движения.
При проведении опыта мы использовали только те дистанции, которые водителям приходится частенько определять "на глаз" (далее мы объясним, что это за расстояния). Причем для усложнения задачи мы каждый раз переносили препятствия с места на место, и чередовали задания в произвольной последовательности, дабы не дать участникам эксперимента возможности "пристреляться". А в роли подопытных выступили сотрудники редакции "Клаксона" -автомобилисты с разным водительским стажем. Для большей объективности испытаний мы сгруппировали наших добровольных помощников в четыре команды в зависимости от их стажа. От одного года до 15 лет. Далее мы будем оперировать усредненными по каждой группе результатами:
Дистанция 1ОО м -наиболее часто встречающееся в Правилах значение. Например, разворот и остановка запрещаются "в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении меньше 100 м" (ПДД, пункты 8.1 и 12.4 соответственно). Также запрещен обгон "на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними" (ПДД, пункт 11.5).
Наши испытуемые, за исключением самых молодых и неопытных водителей, довольно точно оценили это расстояние. Разброс результатов составил от 115 до 88 метров. А новички промахнулись больше чем в полтора раза...
Дистанция 50 м. Ближе этого расстояния нельзя оставлять машину перед железнодорожным переездом (ПДД, пункт 12.5). Минимум за 50 м до начала опасного участка в населенных пунктах выставляется предупреждающий знак.
Практически все участники эксперимента перестраховались, остановившись, не доезжая до 50-метровой отметки. Кто-то на 4-5 м, а кто-то аж на целых 20...
Дистанция 15 м. Очень актуальная для городского движения. Пункт 12.5 ПДД запрещает останавливаться "ближе 15 м от остановок маршрутных транспортных средств".
Здесь результаты и вовсе удручающие - половина испытуемых промахнулись в два раза. Еще кто-то ошибся на 5 м, и лишь один остановил машину на отметке 14 м.
Дистанция 10 м. На этом расстоянии от рельсов надо останавливаться, пропуская поезд, если переезд не оборудован шлагбаумом (ПДД, пункт 15.4).
Казалось бы, этот интервал совсем несложно себе представить. Грубо говоря, 10 м - это длина одного автобуса или двух больших легковых автомобилей, стоящих друг за другом. Примерно - 15 шагов. Что уж тут сложного? Тем не менее точно не попал никто: лучший результат - 11 м, худший -22...
Дистанция 5 м. Разрешенное расстояние до "края пересекаемой проезжей части" или до пешеходного перехода. Ближе останавливаться нельзя (ПДД, пункт 12.4).
По сравнению с другими интервалами это уже совсем близко. Половина испытуемых почти справились с заданием (средний результат - примерно 4,5 м). Но были зафиксированы значения и 8, и даже 12 м. Остается утешаться только тем, что в данном случае -больше, не меньше. На безопасность по большому счету не влияет.
Все данные, полученные в ходе эксперимента, мы свели в таблицу, усреднив их, как было уже сказано, для испытуемых с одинаковым водительским стажем.
***
[Графические материалы:
Средняя величина ошибок водителей при оценке расстояния
Материал доступен в бумажной версии издания.]
Общая закономерность очевидна. Опытные водители действительно привыкают или, если угодно, - обучаются более-менее точно оценивать расстояние. Правда, одновременно с увеличением стажа уменьшается осторожность. Новички, не уверенные в своих силах, имеют склонность к перестраховке, со временем это качество теряется.
Но главное даже не это. А то, что вне зависимости от опыта все водители (без исключения) весьма приблизительно оценивают расстояние "на глазок". За все время эксперимента минимальная ошибка составила около 10% от заданного расстояния, а максимальная - превысила 100%. Радует только то, что в подавляющем большинстве случаев водители промахивались в большую сторону, то есть останавливались еще задолго до того, как автомобиль окажется на заданном расстоянии от препятствия.
Умение довольно точно определять дистанцию приходит только по прошествии многих лет, проведенных за рулем. И то - далеко не безупречное. Что же тогда делать? Ответ прост - тренироваться, а пока не научитесь - пользоваться ориентирами на местности. Как мы уже говорили, средняя длина обычного автобуса - 10-12 м, сочлененного (с "гармошкой") - 15 м, большого легкового автомобиля (или внедорожника) - 5 м, малолитражки - три. А мачты городского освещения или телеграфные столбы (если вы находитесь за городом) обычно стоят на расстоянии не меньше 50 м друг от друга.
***
Выяснилось, что большинство водителей обычно занижает реальную дистанцию.