На московские скутеры повесят номера
Опережая событие
В соответствии с распоряжением мэра Москвы "О порядке допуска водителей мопедов к участию в дорожном движении в городе Москве" с 1 января 2005 года владельцев мотороллеров обяжут получать права и регистрировать свои транспортные средства. Делается это с целью укрепления безопасности дорожного движения и снижения количества угонов.
В последние годы на улицах Москвы все чаще встречаются маленькие юркие мотороллеры, или, по-современному, скутеры. Они легко шныряют между машинами, насквозь "прошивая" километровые пробки. В таких ситуациях, с одной стороны, это демонстрирует мастерство скутериста и вызывает зависть у застрявших в пробке хозяев авто. А с другой... Знакомая многим водителям ситуация: час пик, забитый машинами перекресток в центре столицы. Не соблюдая рядности движения, фактически по диагонали на скутере едет девица лет 16. Поворачивая на нужную ей улицу, она откровенно подрезает машины, которые шарахаются от нее, останавливаются, нарушая общий ритм движения. На сигналы возмущенных водителей дива не реагирует, поглощенная единственно ей известной целью. Только опыт и реакция других участников движения позволяют в этом случае избежать аварии. Понятно, что девушка явно не знает Правил дорожного движения (ПДД), даже тех, которые прямо регламентируют движение на мопедах.
До недавнего времени ездить на скутере мог любой подросток, достигший 16 лет. При этом, если его транспортное средство имело двигатель рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и развивало скорость до 50 километров в час, ему не нужно было получать права и регистрировать мопед в ГАИ. Если скутер угоняли, то на него нельзя было подать в розыск, так как он нигде не был зарегистрирован. Получалось так, что зачастую на общую дорогу выезжали молодые люди, которые не имели элементарных представлений о ПДД. Не говоря о том, что по улицам столицы на украденных мопедах гоняло немало подростков в полубессознательном от алкоголя состоянии.
Ловили ли их инспекторы ГАИ? "Вообще мотороллеры останавливают редко, - рассказывает мне знакомый сотрудник ГИБДД. - Если владельцы скутеров совсем уж явно не нарушали правила или не являлись прямыми виновниками дорожно-транспортных происшествий, их старались не замечать, хотя с точки зрения безопасности движения это абсолютно неверно".
Справедливости ради стоит отметить, что действующий Кодекс РФ об административных нарушениях все же предусматривает ответственность для водителей мопедов по статье 12.29 часть 2. Она звучит так: "Нарушение Правил дорожного движения лицом, непосредственно участвующим в дорожном движении, управляющим мопедом..." Эта статья предполагает в качестве меры ответственности предупреждение или штраф в размере одного минимального размера оплаты труда (МРОТ). А что такое штраф в 1 МРОТ для парня или девушки, которые ездят на скутере стоимостью 700 долларов? Правильно, сущий пустяк.
Столичная автоинспекция не раз обращалась к правительству с пожеланиями относительно обязательной регистрации мопедов и прохождения их водителями курса ПДД. Видимо, ускоренный курс ПДД для вождения скутера будут преподавать в обычной автошколе. Что касается прав, то, вероятнее всего, это будет обычная справка, подтверждающая, что человек прослушал необходимый теоретический курс лекций. Регистрировать мопеды будут в ГИБДД, как и обычные машины. Те же, кто уже имеет скутер, смогут зарегистрировать его по заявлению.
Похоже, что проблем у московских владельцев скутеров и помимо регистрации будет предостаточно. Как правило, владелец мотороллера не имеет никаких документов на свое транспортное средство. В лучшем случае это чек на покупку или договор купли-продажи, составленный в свободной форме. Не случайно, судя по вопросам в Интернет-форумах, московские скутеристы заволновались. Они считают, что теперь любой угонщик сможет спокойно зарегистрировать по заявлению похищенный мотороллер, и когда ему выдадут документы, прежний владелец уже не докажет, что его обокрали. К тому же, если мопеды заставят регистрировать как полноценное транспортное средство, они автоматически подпадут под действующий закон об ОСАГО.
Озадачившись вопросом об автогражданке применительно к скутерам, я не поленился позвонить в Ингосстрах. Ответ был исчерпывающим: "Мы на страхование мотороллеры, мопеды, не требующие регистрации в ГАИ, не берем".
Приняв "мотороллерное постановление", московские власти, по сути, используют опыт стран, где скутеры - один из самых распространенных видов транспорта. Там регистрация мотороллеров - вполне обычная процедура. Например, в Японии весь моторный двухколесный транспорт поделен на несколько категорий в зависимости от объема двигателя. Для каждой категории существует специальный регистрационный знак. Кроме того, любой скутер или мотоцикл в Японии положено страховать. Наклейка о наличии страховки крепится прямо на номерной знак. Водители скутеров с объемом двигателя до 50 "кубиков" сдают тест по теории вождения и правилам дорожного движения, они не могут перевозить пассажиров и разгоняться быстрее 30 километров в час.
Некоторые московские владельцы скутеров ставят под сомнение правомочность решения властей. Однако, как считают разработчики постановления, московские власти имеют право принимать некоторые дополнения к федеральным ПДД. По их утверждению, авторы постановления опирались на пункт 24.1 Правил дорожного движения, в примечании к которому говорится, что субъект Федерации "может устанавливать порядок, предусматривающий наличие у мопедов специального регистрационного знака".
Добавим: специалисты столичной ГИБДД считают, что "скутерные номера" должны быть меньше автомобильных по размеру и выглядеть как велосипедные таблички образца начала советской эпохи. А процедура получения номеров на мотороллер будет такой же, как и на обычные машины.
***
Столичная автоинспекция не раз обращалась к правительству с пожеланиями относительно обязательной регистрации мопедов и прохождения их водителями курса ПДД.