ЗА БАРАНКОЙ - УЧЕНИК!
Несколько советов тем, кто собирается получить водительские права
Если каждую ночь вам снится один и тот же сон - вы садитесь в машину, заводите ее и уже через несколько минут мчитесь по оживленной трассе, испытывая при этом ни с чем не сравнимое удовольствие, значит, пришло время "Ч" - пора обзавестись водительскими правами.
ОБУЧЕНИЕ В ЧАСТНОМ ПОРЯДКЕ
Учиться водить автомобиль можно где угодно и как угодно. Но если вы собрались выезжать на охраняемую работниками ГИБДД дорогу, то на автомобиле, за рулем которого вы пытаетесь освоить мастерство гонщика, должны быть установлены дополнительные педали тормоза и сцепления, а также второе зеркало заднего вида. Если вы едете, выпучив глаза и вцепившись в руль до побеления пальцев, то не мешает приладить и опознавательный знак учебного транспортного средства - "У" в красном треугольнике. Но главное - чувствовать себя в автомобиле уверенно и уютно. Ситуация "в глазах - смерть, на спидометре - 30 километров в час" нормальна только для первого, максимум, второго занятия, и от нее не уйти даже самым хладнокровным. Ваш инструктор должен иметь водительский стаж не менее трех лет. Причем не важно, прикасался он к рулю все это время или нет.
АВТОШКОЛА
Я советую вам учиться в автошколе. По стоимости это равняется покупке прав, по сложности экзамена - тоже. Однако плюсов в этом обучении гораздо больше, чем минусов. Итак, прежде всего необходимо сделать выбор. И здесь каждый желающий обзавестись заветным документом сталкивается с первыми трудностями. Дело в том, что в Калининграде более 20 организаций, предоставляющих автомобильно-учебные услуги.
Цена обучения везде практически одинакова ЕСЛИ В ОДНОЙ автошколе вы выигрываете на стоимости теоретических занятий, то разницу обязательно нагонят В вождении. К примеру, в автошколе РОСТО теория обойдется в 3900 рублей. Плюс с вас возьмут стоимость 56-ти литров бензина. Это еще около 800 целковых. Обучение здесь длится два месяца, теоретические занятия в основном в вечернее время, а вот практика - когда вам будет удобно.
- Существует минимальное количество часов, которые обязан отъездить претендент на звание "водитель". Это 32 часа, - пояснила экономист учебной части автошколы Галина Мазнева. -Кому-то хватает этого времени, кто-то берет дополнительные часы.
В ООО Учебном центре "Аника" грызть гранит автомобильной науки по срокам предстоит чуть меньше - 1,5 месяца. Теория обойдется в 2950 рублей, а полтора часа вождения -190 целковых.
МЕДИЦИНСКАЯ КОМИССИЯ
Итак, выбор автошколы сделан, ничто, казалось бы, не препятствует успешному началу учебы, но... Никто не разрешит вам сесть за руль без документального подтверждения того, что вы не страдаете маниакально-депрессивным психозом, эпилепсией или шизофренией, а также не балуетесь травкой и не "сидите" на игле.
Почти во всех автошколах можно "купить" медкомиссию. Цена разная, примерно от трехсот рублей. Зато удобно. Ни тебе очередей, ни скитания по медицинским учреждениям. К тому же, при прохождении комиссии на курсах, эскулапы, как правило, не придираются к здоровью обследуемых, и даже если вы слепы, как крот, то в строке "особые отметки" об этом явно умолчат Если этой услуги в выбранной вами автошколе нет, то придется обежать всевозможные диспансеры и заплатить полагающуюся мзду уже государству. В районной поликлинике усиленно постучат молотком по вашей коленке, заставят находить зажмурившись указательным пальцем собственный нос, а напоследок предложат поприседать. И только после этого, подтвердив свое компетентное мнение огромным количеством подписей в медицинской справке, врачи отпустят вас на все четыре стороны.
ТЕОРИЯ
Когда я училась на права, то где-то в середине лекционного курса мы наконец-то дошли до экзаменационных билетов. Лично мне доставляло огромное удовольствие разбираться в дорожных ситуациях, но выучить некоторые билеты можно было только школьным способом -зубрежкой. Потому что человеку, имеющему самое отдаленное представление о такой науке, как физика, очень сложно объяснить, почему при движении на большой скорости переднеприводной автомобиль устойчивее заднеприводного. И все же каждый преподаватель пытается развить у учеников логику. Перед тем как сдавать экзамены в ГАИ, как правило, проводятся внутренние тесты. И если возникают какие-либо трудности с билетами, вас попросту могут не допустить к сдаче.
ЗА РУЛЕМ
Итак, за "баранку" авто вы сядете не сразу, а только после того как познакомитесь с правилами дорожного движения. На десять занятий, каждое из которых длится полтора часа, вы всецело доверяете себя человеку, гордо называющемуся инструктором. Существует мнение, что инструктора в автошколах - сущие звери, которых хлебом не корми, а дай покричать на ученика. Если честно, по темпераменту и характеру инструкторы бывают разными: есть спокойные, есть не очень. Лучше, конечно, если вам достанется "золотая середина". В любом случае относитесь к практическим занятиям проще, не забывая при этом, что вашему наставнику ничто человеческое Не ЧУЖДО. Он может откровенно удивляться, узнав, что вы до сих пор не понимаете, что такое тахометр, начнет мгновенно раздражаться, когда в нужный момент вы забудете выжать сцепление, и разразится гневной тирадой по поводу того, что накануне экзамена вы все еще сбиваете стойки при въезде в импровизированный гараж. Иногда инструкторов обуревает более сильные чувства: ярость и бешенство. Однако у людей этой профессии есть некоторые оправдания. Согласитесь, когда какой-нибудь "чайник" на полной скорости влетает колесом, которое инструктор вчера чинил весь день, в огромную яму, то становится не до педагогики.
ЭКЗАМЕН
Наконец-то два с лишним месяца позади, и до водительского удостоверения остался один шаг - экзамен в ГИБДД. Он состоит из трех частей. Первая, теория, проводится на компьютерах Для зачета необходимо правильно ответить не менее чем на 18 из 20 заданных ВОПРОСОВ. Они, как правило, выбираются случайным образом из 800 стандартных вопросов в "Сборнике экзаменационных тематических задач". Второй этап - так называемая площадка. Обычно площадка есть у каждой автошколы, свои силы на ней пробует любой ученик во время учебы. Для зачета здесь необходимо выполнить четыре упражнения. На все про все дается пять попыток. Ну и напоследок, пожалуй, самое трудное - выезд в город. Маршрут экзамена выбирает представитель ГИБДД, который на время занимает место инструктора. Правда, не стоит думать, что вы поедете по незнакомым улицам. Как правило, инструктора знают экзаменационный маршрут и практические занятия проводят именно на этих участках. Сдать "город" можно только в том случае, если вы не допустили ни одной аварийно-опасной ситуации.
***
Стоимость курсов в автошколе - это еще не все затраты, с которыми вы столкнетесь на пути к заветному документу. Не нужно забывать, что и сами права чего-то да стоят. К примеру, обычное водительское удостоверение, размером с техпаспорт, обойдется вам в 295 рублей. А вот маленькие, пластиковые, международного образца почти на сотню дороже. Приплюсуйте к этому еще и фотографию - 80 целковых.
***
Многие автошколы предлагают сдать экзамены экстерном. Как рассказали в 000 Учебный центр "Аника" такой метод подходит для тех, кто самостоятельно овладел теорией и практикой, а обратился в автошколу за пакетом документов. Такое удовольствие стоит 1000 рублей. Однако прежде чем вас направят на экзамен в ГИБДД, вы обязаны подтвердить свои умения на внутреннем экзамене. Ибо ни одна из автошкол не хочет терять свой престиж.
Галина ВИННИЦКАЯ.