Дама за рулем
Треть водителей в Саранске - женщины
ГЛАВНЫМ препятствием для женщины, которая хотела бы водить машину, является мужчина. Увы, несмотря на уравнительные тенденции, более половины мордовских мужчин считают, что прекрасному полу делать за рулем нечего. И главным аргументом при этом, пожалуй, остается банальная шутка об обезьяне с гранатой. Но действительно ли женщина за рулем представляет какую-либо опасность для окружающих?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы посетили одну из саранских автошкол, где поинтересовались, много ли женщин у них обучается. Выяснилось, что да последние несколько лет число дам, желающих получить права, увеличилось во много раз, и теперь примерно из 30 человек, занимавшихся на автокурсах, 12 - женщины. Это представительницы совершенно разных социальных и возрастных групп: здесь и пресловутые бизнес - вумен, и студентки, есть даже пенсионерки. И, соответственно, у каждой из этих категорий свои цели. Одним женщинам права необходимы для работы, другим - для того, чтобы навещать своих подруг и родственников, третьим - лишь бы похвалиться. Некоторые проходят обучение от безысходности: машина есть, а ее хозяин болен или умер.
"Женщины занимаются упорнее и аккуратнее мужчин, - рассказывает начальник автокурсов Михаил Шакурин. - Они никогда не опаздывают на занятия и всегда серьезно подходят к обучению. Мне еще не встречалась женщина, которая бы не сдала на право вождения автомобиля с первой попытки". С этой оценкой согласились и инструкторы автошколы, работа которых во многом похожа на судьбу камикадзе.
А вот что нам поведала одна из учениц автокурсов: "Свой первый опыт езды на четырехколесном "коне" я приобрела при пикантных обстоятельствах. Первый день практики. Место стоянки автомобиля с инструктором у кафе "Пилигрим". Села за руль. Подвели ботинки на высокой платформе, так как я вовсе не чувствовала педаль газа, да и тормоза тоже. "Ну что, поехали?!" - неожиданно заявил мой инструктор. В ответ я лишь промямлила, что и понятия не имею, что делать с машиной. Он кратко объяснил, что к чему, и мы тронулись в путь. Я-то думала, что сначала учитъ будут в далеком от центра Саранска местечке, но... Мы покатили по центру, где движение чревато приключениями. Но это было только начало. Я сказала инструктору, что маршрут наш несколько странный. Тогда мы решили ехать по шоссе в сторону Ключаревского кладбища. Оказалось, там учатся многие, так как почти нет машин, и можно без опасения выполнять различные маневры.
Мой сосед то и дело подстраховывал меня, цепляясь за руль и нажимая педали. Зато когда наше время истекло и мы возвращались на базу, инструктор, вздыхая с облегчением, спросил, не сидела ли я раньше за рулем? Уж очень быстро я всему обучилась. Да и к тому же я во время поездки не переставала щебетать: рассказывала анекдоты, шутила, что приводило его в ужас".
Бывали случаи, когда на учебу приходили интеллигентные мужчины, но вели себя просто ужасно.
"Женщины спокойнее, да и трудолюбивее, - поведал один из инструкторов по вождению. - Был случай, когда ко мне на практику пришел преподаватель МГУ. Взрослый мужчина, а толку? Говорю ему, мол, туда езжай, а он будто меня и не слышит. Тогда начинаю повышать голос, но слышу в ответ еще более невразумительное: "Что вы на меня кричите!" - "Так я тут учитель, а вы мой ученик, и я могу кричать сколько угодно, если вы не понимаете!.." С дамами такого не бывает".
Но как же обстоят дела с женщиной-автолюбительницей за пределами автошколы? Ради такого дела мы заглянули на пост ДПС
- появился реальный шанс разузнать на месте достоверную статистическую информацию у профессионала.
В опровержение всех мужских басен и устоявшихся выражений вроде: "Ну, водить можно и медведя научить", мнение специалистов играет роль удавшейся адвокатской речи на суде перед казнью. Женщина за рулем аккуратна, знает и безукоризненно соблюдает правила дорожного движения и, главное, редко становится участницей дорожно-транспортных происшествий.
Если раньше женщина-водитель воспринималась чуть ли не как экзотика, то теперь - как должное цивилизации.
На саранских дорогах процент автолюбительниц на сегодняшний день составляет почти 30%. Для сравнения, в 90-е годы эта цифра была поменьше, всего 12%. Каждый год в Саранске проводится конкурс "Мисс автодорог". Чемпионкой, причем дважды, была Людмила Золотухина. Теперь она не участвует в соревнованиях, уступив место новым "королевам автодорог".