"НАША ЦЕЛЬ - СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ НА ДОРОГАХ"
Министр внутренних дел РФ генерал армии Рашид Нургалиев - "Газете"
В сознании большинства граждан понятие безопасности в основном ассоциируется с защитой от терактов, уличных хулиганов и других преступников. Однако когда в ноябре 2005 года Владимир Путин на заседании президиума Государственного совета озвучил цифры людских потерь от дорожно-транспортных происшествий - каждый год в стране погибают около 35 тысяч человек и 250 тысяч получают увечья - это стало настоящим шоком. Обществом ситуация на дороге оценивается, как правило, лишь сквозь призму взаимоотношений сотрудников госавтоинспекции и водителей. На деле же все гораздо сложнее. О проблемах, связанных с безопасностью дорожного движения, и возможных путях их решения "Газета" попросила рассказать министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева.
Рашид Гумарович, согласны ли вы с тем, что в последнее десятилетие реальному решению проблем безопасности дорожного движения уделялось крайне мало внимания?
Действительно, лет пятнадцать-двадцать назад, когда автотранспортные средства в основном принадлежали государству, была четко отлажена профилактическая работа в автохозяйствах. Осуществлялся контроль на линиях общественного транспорта, работали комиссии общественного контроля и пункты предрейсового медицинского осмотра водителей, специализированные добровольные народные дружины по линии ГАИ, отряды юных инспекторов движения, действовала широкая сеть детских автогородков и так далее. Все это оказывало позитивное влияние на снижение аварийности.
Но в 90-е годы эта профилактическая система, к сожалению, распалась. Сегодня более 90% автомобильных перевозок осуществляется автотранспортом негосударственных форм собственности, и о какой-либо коллективной и индивидуальной работе по повышению дорожной дисциплины говорить не приходится.
Это является главной причиной низкой дорожной дисциплины?
Это одна из основных причин. Особую же тревогу вызывает то, что все большее число участников дорожного движения сознательно не выполняют требования безопасности, нарушения приобрели массовый характер. Это подтверждает и статистика. По данным Госавтоинспекции, количество граждан, нарушающих правила дорожного движения, ежегодно достигает до 40 миллионов, что составляет треть населения страны. По вине водителей, игнорирующих требования ПДД, происходит до 80% всех дорожных происшествий. В каждом восьмом случае водитель находился в состоянии опьянения. Не случайно президент Российской Федерации на заседании президиума Государственного совета сделал акцент на крайне низкой культуре поведения на дорогах и безответственности участников дорожного движения.
Еще одна проблема - отставание дорожного строительства. Интенсивность движения в России за год возрастает на 10-15%, а пропускная способность автомагистралей - не более чем на 5%.
Кроме того, требуется модернизация технических средств регулирования движения. Сегодня в эксплуатации находятся лишь 30% светофоров и 20% дорожных знаков от их необходимого количества. Катастрофически не хватает линий разметки, дорожных ограждений, тротуаров, подземных переходов. За последние годы их число практически не увеличилось.
В чем вы видите выход?
Мы обратились в Центр стратегических разработок, чтобы его специалисты при непосредственном участии ученых, экспертов и опытных сотрудников Госавтоинспекции проанализировали ситуацию и создали всеобъемлющее программное решение. Специалисты МВД также тщательно изучали международный опыт, рассматривались предложения субъектов Российской Федерации. Выводы рабочей группы легли в основу концепции Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы.
Проблема сохранения жизни людей на дорогах сегодня волнует все мировое сообщество. Ей даже было посвящено специальное заседание Генеральной Ассамблеи ООН, на котором ситуация с аварийностью была названа кризисной. Каков зарубежный опыт в этой области?
Генеральная Ассамблея ООН призвала правительства всех стран мира проявить политическую волю для решения этой проблемы. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения более 20 миллионов человек, при этом суммарные экономические потери превышают 500 миллиардов долларов. Отмечу, что впервые с трибуны ООН свою точку зрения по этому вопросу изложила и российская Госавтоинспекция.
Мы провели сравнительный анализ ситуации в России и в других странах. Так, показатели аварийности в государствах с высоким и средним уровнем автомобилизации сейчас в несколько раз меньше, чем в РФ. Число пострадавших в пересчете на 10 тысяч транспортных средств за рубежом в 4-8 раз ниже, чем у нас. А число погибших на 100 тысяч населения там меньше в 1, 5-3 раза. Причем позитивные процессы за границей сейчас выходят на новый уровень. Например, в Швеции уже приняли программу, цель которой - полное исключение смертности в ДТП.
Ясно одно: кризис можно преодолеть только при объединении усилий государства и общества.
Известно, что правительство Российской Федерации одобрило концепцию Федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения на 20062012 годы. В чем ее основное содержание?
Цель этой программы - сохранение жизни и здоровья людей. Самое пристальное внимание уделено кардинальному улучшению организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП. В частности, предусмотрено введение единого федерального телефонного номера для связи со всеми заинтересованными аварийными службами. Это позволит существенно сократить время прибытия на место происшествия квалифицированного персонала. Предусмотрена установка на дорогах информационных табло с указанием мест нахождения и способов связи со службами спасения, лечебными учреждениями и ГАИ.
Предусматривается использование легких вертолетов для быстрого прибытия мобильных групп к месту ДТП, эвакуации пострадавших из поврежденных автомобилей, оказания экстренной медицинской помощи и транспортировки в лечебные учреждения, восстановления нормального движения и выполнения иных неотложных действий на месте аварии.
Особый акцент в программе сделан на работу по предупреждению ДТП с участием детей. Ежегодно в результате происшествий на дороге по числу пострадавших мы теряем, по сути, целую школу. Сорок процентов детей погибают или получают увечья в ДТП по вине взрослых, а нередко - и их родителей. Наверное, все мы наблюдали картину, когда дошкольник пытается удержать папу или маму, спешащих перейти улицу на красный свет.
К сожалению, до сих пор не стали нормой детские удерживающие приспособления, ремни безопасности.
Сегодня общешкольная образовательная программа отводит на изучение основ безопасного поведения на дороге всего два часа - в восьмом классе. Дополнительные занятия - на усмотрение педагогов и местных властей. Неужели этого достаточно?
При разработке программы нами достигнуто полное взаимопонимание с руководством Министерства образования и науки Российской Федерации - количество учебных часов будет увеличено.
Вместе с тем возникают и другие проблемы. Сейчас в учебные заведения в массовом порядке для перевозки детей поступают так называемые школьные автобусы. Идея замечательная. Но кто должен следить за их исправностью, техническим обслуживанием, осуществлять контроль за водителями? Все это предусмотрено в новой программе, так же, как и строительство детских автогородков, оборудование классов и уголков безопасности дорожного движения.
Много внимания уделено разработке методической литературы для преподавателей и учащихся, внешкольному образованию: соревнованиям юных инспекторов движения, фестивалям, викторинам.
Пожалуй, впервые предусмотрен системный подход к реализации серьезных пропагандистских и информационных проектов в работе с населением: использование потенциала средств массовой информации, социальной рекламы, Интернета. Согласитесь, если в стране каждые сутки в дорожно-транспортных происшествиях погибают 100 человек и более 700 получают тяжелые увечья и травмы - мы вправе ожидать помощи и от средств массовой информации.
Как вы оцениваете роль общественных формирований, институтов гражданского общества в решении столь важной государственной задачи?
Самым положительным образом. В Германии, Великобритании, Швеции, Финляндии общественные объединения давно уже не только эффективно участвуют в защите прав участников дорожного движения, но и формируют транспортную культуру водителей и пешеходов, влияют на их правосознание.
Так, роль институтов гражданского общества может быть заметна в подготовке водителей, внедрении экономических методов в стимулировании качественной работы автошкол, создании для приема экзаменов специальных комиссий, в состав которых могли бы входить представители заинтересованных государственных органов, страховых компаний, общественных объединений.
Насколько соответствуют меры, предусмотренные в концепции Федеральной целевой программы, существующей в настоящее время нормативно-правовой базе?
По итогам заседания президиума Государственного совета поручением президента Российской Федерации на МВД России возлагается выработка предложений по совершенствованию законодательства и прежде всего - в области повышения эффективности управления системой безопасности дорожного движения и профилактики ДТП, требований безопасности к конструкции автомобилей, введения мировых стандартов безопасности транспортных средств, определения технической политики в области организации дорожного движения, в том числе и на стадиях градостроительного проектирования.
Планируется ли дополнительно ужесточить ответственность за грубые нарушения правил дорожного движения?
Как вы знаете, в прошлом году уже вступил в силу ряд законов, направленных на усиление мер ответственности за нарушения ПДД, в том числе за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. За это теперь предусмотрено лишение прав на срок от 1, 5 до 2 лет. Хочу отметить, что с момента принятия этого нововведения количество ДТП с участием пьяных водителей сократилось на 12%.
В настоящее время на рассмотрение в Государственную думу внесено еще несколько законопроектов. В частности - законодательное закрепление порядка привлечения водителей к ответственности за правонарушение, зафиксированное при помощи специальных дорожных видеосредств, а также усиление наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения.
В программе особое внимание уделено вопросам координации деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях. Что уже делается в этом направлении?
На министерство возложена координация деятельности органов исполнительной власти различных уровней в этой области. Однако формирование государственной политики и выработка мер по ее реализации должны осуществляться прежде всего в регионах через комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Нужно менять практику, когда на их заседаниях рассматривается, как правило, только работа Госавтоинспекции. Хотя на сегодняшний день более острыми являются вопросы развития дорожной инфраструктуры, повышения результативности работы дорожных, коммунальных, транспортных служб и других заинтересованных организаций. При этом важно обеспечить строгий контроль за принимаемыми комиссиями решениями.
Еще один немаловажный аспект - формирование региональных программ. В перечне поручений президента Российской Федерации органам государственной власти прямо говорится о разработке и реализации собственных программ повышения безопасности дорожного движения.
Считаю, что общими усилиями к 2012 году нам удастся сократить число погибших в 1, 5 раза. А это - десятки тысяч человеческих жизней. Задача амбициозная, но решаемая.