РОСКОШЬ ИЛИ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ?
Жизнь автомобилиста в этом году подорожает на 30-40%.
ЛЕГЧЕ ВСЕГО НАШЕ СОЗНАНИЕ сохраняет стереотипы, особенно если речь идет об успешности и личной состоятельности. В советские времена в обязательный джентльменский набор солидного человека наряду с квартирой и дачей входила машина. Теперь можно сколько угодно жаловаться на пробки и плохие дороги, логически доказывать, что ездить на метро приятнее и удобнее, - обзаведение хоть плохонькой иномаркой, хоть устаревшей "девяткой" считают обязательным до 80% россиян.
Но машину мало купить - ее придется еще и содержать. И цена удовольствия постоянно быть "на колесах" превышает размер средней годовой пенсии. В этом году автолюбителям будет особенно нелегко: одновременно подскочат цены на бензин, сервис, обучение в автошколах, увеличатся штрафы, более придирчивыми станут налоговики. По подсчетам "ВusinеssWееkРоссия", владелец недорогой иномарки заплатит в этом году не менее $3245 за содержание авто, хозяин отечественной машины - не менее $1900.
НА ВЕС ЗОЛОТА. ЧЕРНОГО
СЕГОДНЯ главная проблема российского автовладельца - качество топлива и цены на него. Стоимость топлива в России, по данным Минпромэнерго, составляет сейчас почти 75% от цен мирового рынка в сравнимых налоговых условиях, а на дизельное топливо - 81, 3%.
Эксперты Агентства нефтяной информации считают, что цены на бензин в России начнут плавное движение вверх уже в начале февраля, поскольку нефтяные компании больше не обязаны держать их неизменными (они обещали не отпускать их до начала года). Первый серьезный скачок ожидается в апреле, а к июлю (на этот месяц традиционно приходится пик спроса на топливо) АИ-95 в Москве и других крупных российских городах будут продавать по 25 рублей за литр. Осенью цены достигнут 28-30 рублей за литр (в регионах стоимость бензина обычно на 1-2 рубля ниже, чем в столице). В целом за 2006 год, по прогнозам, цены поднимутся на 25-35%.
Получается, что за 10 тыс. км пробега российскому водителю придется потратить на бензин для иномарки по меньшей мере $1000. При этом больше всего, по мнению Николая Фролова, специалиста Московской нефтегазовой компании, увеличится стоимость дорогих сортов бензина - АИ-95 и АИ-98.
Тем временем технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам", который вот-вот будет принят правительством, вводит жесткие экологические стандарты и разбивает автобензины на два класса: "Евро-2" и "Евро-4". Необходимую модернизацию НПЗ для выполнения этих требований производители наверняка попытаются отбить за счет потребителей. Кроме того, некоторые эксперты полагают, что риск нарваться на суррогатное горючее при новом регламенте резко возрастет.
НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАСХОДЫ
НЕ МЕНЬШИЕ изменения произойдут и в административной сфере. ГАИ продолжает ратовать за более высокие штрафы и с этого года собирается вводить балльный учет нарушений. Будут также практиковаться изъятие прав и снятие номеров с машин злостных нарушителей. Переработаны Правила дорожного движения и введены 24 новых знака, которые уже вовсю действуют, хотя их в глаза не видело большинство гаишников. Все это, по мнению адвоката Леонида Ольшанского, вдвое увеличит размер взяток, которые водители платят блюстителям порядка. "Усиление ответственности автоматически повышает планку отступных", - объясняет он.
Еще больший сюрприз водителям преподнесли сенаторы, предложившие с этого года поднять ставку транспортного налога в пять раз. В прошлом году за каждую лошадиную силу нужно было отдавать по 10 рублей, если этих сил в машине было менее 100. При мощности двигателя 100-149 л.с. ставка налога составляла уже 20 рублей, при 150-100 л.с. - 30 рублей, при 200-249 л.с. - 50 рублей, а при еще более высокой мощности - 100 рублей. С этого года нужно будет платить соответственно от 50 до 500 рублей за лошадиную силу, то есть владельцу обычной иномарки потребуется выложить уже не 2 тыс., а 10 тыс. рублей. Если же в действие будет введен и запретительный транспортный налог на автомобили старше десяти лет (соответствующий проект в конце 2005 года представил комитет по экологии Госдумы), то за отечественное авто придется вносить 7 тыс. рублей, а за потрепанную иномарку - не менее 20 тыс. рублей.
Страховые тарифы и коэффициенты по ОСАГО оставлены, по сути, прежними, но страховщики давно уже сетуют на убыточность этого вида страхования и просят повысить базовые ставки в полтора раза. Это можно будет сделать летом этого года, когда автогражданке в России исполнится три года.
ДЕШЕВЛЕ НЕ БУДЕТ
С ЛЕТА в стране вводятся новые нормы токсичности выхлопных газов "Евро-2". Машины классом ниже будут запрещены к производству. По данным Российской ассоциации автодилеров, внедрение норм сыграет на увеличение стоимости отечественных авто как минимум на $500. "Замена карбюратора на впрыск повышает цену автомобиля на $300-700, нейтрализатор - еще на $800-1200", - уточняет Вадим Субботин, владелец тюнинговой мастерской.
Однако подорожание отечественных машин и без того состоится: скажутся инфляция и рост стоимости материалов, энергоносителей и комплектующих, а также сдерживаемый в прошлом году рост цен. ВАЗ уже поднял цены на 1-3%, ГАЗ - на 6- 10%. Опыт прошлых лет показывает, что заводы повышают цены в течение года не один раз, и машины в итоге становятся дороже на 15-25%. Первый заметный скачок происходит обычно в апреле, когда удается продать все выпущенные до нового года автомобили. Сохраняется и разрыв в ценах между регионами. Например, между Москвой и Тольятти он составляет $245-526.
Цены на иномарки отечественного производства тоже растут. С начала года увеличилась стоимость продукции "GМ-АвтоВАЗ", а Kia Spectra из Ижевска идет в продажу в одной комплектации вместо обещанных четырех по цене $13 320, а не по $ 12 200. Цены на импортные машины остались фактически прежними, но средняя стоимость иномарки, по подсчетам "АСМ-холдинга", увеличилась на $3 тыс. - до $25 тыс. Импорт подержанных машин в объеме не изменился, но вырос в стоимостном выражении на 14%. В итоге в 2005 году продажи легковых машин повысились на 7%, ав денежном выражении - на 22%. Все это свидетельствует о том, что на покупку машин автолюбители будут тратить в этом году на 15-25% больше.
"ПРИЯТНЫЕ" МЕЛОЧИ
С ЭТОГО ГОДА начнется изменение процедуры прохождения техосмотра: теперь его передадут в руки частных фирм и организаций. Эксперты рынка прогнозируют рост стоимости услуг по "заочному" получению талончика ТО из рук коммерсантов как минимум на треть - со $ 150 до $200-250. В ГАИ же уверены, что с передачей техосмотра рыночным структурам его стоимость увеличится в четыре-пять раз, поскольку спрос на такую услугу огромен. Благодаря упорядочиванию работы станций автосервиса и контролю за их деятельностью со стороны местных властей цены на ремонт и обслуживание автомобилей поднимутся на 9- 11 %.
Повысится и стоимость обучения: права с этого года будут выдавать сами автошколы, они же будут отвечать собственными средствами перед страховыми компаниями за ученика в первый год его вождения. Изменится система сдачи экзаменов: принимать их будет не ГАИ, а специальные комиссии из представителей Госавтоинспекции, транспортной организации, страховой компании, муниципалитета и общественности. На языке участников рынка все это означает, что цены за обучение в автошколах вырастут еще процентов на тридцать, а за водительские права придется платить "сверху" в Москве уже не $200-250, а все $300-500.
И напоследок. Министр транспорта Игорь Ливитин одобрил проект перехода уже существующих дорог в разряд платных. Платные дороги существуют также в Белоруссии и других соседних государствах. Въезд и нахождение на их территории обойдется нашим автолюбителям в $5- 17 в сутки. Платным собираются сделать и въезд в центр Москвы. Кстати, цены на муниципальных стоянках тоже обещают поднять с 13 до 50 рублей, то есть почти в четыре раза. А штраф за неправильную парковку должен вырасти в 25 раз: со 100 до 2500 рублей.
[Графические материалы:
Сколько стоит прокормить автомобиль? Примерные расходы среднестатистического владельца автомобиля
Материал доступен в бумажной версии издания]