Ударим скутером по разгильдяйству
Вчера в Москве на Пушкинской площади прошла акция протеста любителей скутеров. Молодые люди, привыкшие передвигаться по дорогам Москвы и области на "велосипедах с моторчиками", выступили против решения властей города ввести обязательную регистрацию мопедов и мотороллеров (скутеров) с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров в ГИБДД и заставить их владельцев сдавать экзамены на право вождения.
Напомним, что с 1 января 2005 года на территории Москвы начнет действовать антискутерский закон - постановление правительства Москвы "О порядке допуска водителей мопедов к участию в дорожном движении в городе Москве". Каждый скутер Москвы получит номера, управлять ими смогут только лица, которым исполнилось 16 лет, владельцам придется сдавать экзамен на знание ПДЦ. Кроме того, собственники или их доверенные лица будут обязаны в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления и снятия с регистрационного учета мопедов зарегистрировать их в Госавтоинспекции.
На акцию протеста вышло около 50 человек, причем большая часть из них добиралась до Пушки как раз на скутерах. "Для Москвы скутер - идеальный вид транспорта, - уверен Николай Назаренко. - Он достаточно дешевый, быстрый, и в пробках на нем не нужно стоять. Я, например, от дома до работы на метро добираюсь за 50 минут, на скутере - за 40 минут, а на машине пришлось бы потратить около 2 часов. А что касается безопасности дорожного движения, которая должна повыситься после нововведения, так почему бы тогда не повесить номера на велосипеды и пешеходов. Они тоже - участники дорожного движения, а по вине последних, кстати, ДТП случаются гораздо чаще, чем по вине скутеров".
Николай считает, что мэр Лужков и его окружение, приравнивая скутера к мотоциклам, добиваются только одной цели -"стрясти" с их владельцев деньги: "Ведь если нас заставят получать номера, то и техосмотр придется проходить ежегодно, и автостраховку покупать. А владельцы скутеров, как правило, люди молодые, у них на это просто может не быть денег. Получается, что своим постановлением мэр Лужков вынуждает их нарушать правила".
С двадцатилетним москвичом согласен и лидер ЛДПР Владимир Жириновский, прибывший на Пушкинскую площадь. По его словам, он попал на акцию совершенно случайно: "Проезжаю мимо, вижу - цветочки искусственные стоят, люди ходят, думал, чьи-то похороны, оказалась - скутеристы протестуют против попрания своих прав". Жириновский пообещал участникам акции протеста лично высказать свое "фи" Лужкову ("Напишу ему письмо"), напоил их купленной тут же водой ("Жарко ведь стоять!"), посидел на желтом мопеде ("Я сам в детстве мечтал о велосипеде с мотором") и пообещал: "Если у молодого человека нет денег на покупку мопеда -пусть приходит ко мне, я ему сам мопед куплю! Пусть спортом занимается, а не водку пьет!" И с чувством выполненного долга отбыл восвояси.
А акция протеста шла своим чередом. Скутеристы размахивали плакатами: "Номер с номерами не пройдет!", "Лужков, руки прочь от молодежи!" и им подобными, рассказывали журналистам о своей нелегкой жизни, делились с прохожими впечатлениями от акции, а заодно и собирали подписи под открытым письмом Движения автомобилистов России, которое и пригласило их на Пушке к мэру Лужкову. По словам руководителя мотосекции движения Александра Астапова, они надеются, что мэр пойдет навстречу молодым москвичам: "Мы готовы идти на компромисс. Готов ли на это Лужков - будет ясно буквально на днях. Если он не прислушается к нашим словам, то мы готовы продолжать борьбу до победного конца".
Безопасность - высшая справедливость
Со своей стороны, сотрудник отдела пропаганды ГИБДД города Москвы Игорь Колосков категорично заявил, что обратного хода постановлению правительства Москвы они не допустят. "Мы играем на опережение - проблема только начала назревать, но мы уже прогнозируем рост ДТП с участием мопедов на улицах Москвы". Как специально подсчитали в столичном ГИББД, в прошлом году с участием скутеров произошло 70 аварий. В них получили травмы 52 человека. Смертельных случаев пока, слава мотоциклетному богу, не было, но достаточно и того факта, что среди пострадавших было 12 детей. Сотрудники ГИБДД хотя и непреклонны в своем желании призвать к порядку всех скутеристов, но понимают, что сделать это будет весьма сложно. Они признаются сами, что пока этот закон достаточно сырой, механизмы его реализации туманны, и на практике возникнет множество вопросов и нестыковок. Например, еще пока не понятно, что будут собой представлять номерные знаки - то ли это будут привычные госномера, то ли - спецзнаки, сродни тем, что уже однажды пытались ввести для велосипедистов. Но ко времени "Ч" все нормативные документы и образцы, обещает Игорь Колосков, будут доведены до ума.
Все скутеристы столицы и организаторы пикета - Движение автомобилистов России -крайне возмущены новой выдумкой властей. Александр Астапов поделился с корреспондентом "РК" своими соображениями: "Чиновникам не удастся выключить подростков из уличного движения. Более того, новый закон только ухудшит положение, так как будет провоцировать аварийные ситуации на дорогах. Мальчишки станут удирать от гаишников и попадать в опасные переплеты".
Новшество таит в себе и еще одну неразрешимую, по мнению организаторов акции протеста, проблему: большинству владельцев не удастся доказать свое право собственности на эти транспортные средства, поскольку сейчас они ввозятся без ПТС, на таможне не регистрируются, очень часто их привозят из-за границы даже в виде деталей. Пока ни авторы закона, ни сами инспектора, не представляют себе детально процедуры постановки на учет. В разговоре с корреспондентом "РК" это подтвердил и представитель заинтересованной в законе стороны -сотрудник отдела пропаганды ГИБДД Игорь Колосков. Противники закона подозревают злой умысел в этой затее - они уверены, что столичному ГИБДД просто нужно создать новые рабочие места, а также вспахать поле для новых взяток. Их оппоненты на это отвечают так: "При нынешнем росте мотоциклетного парка Москвы скутеры погоды не сделают, пойдут в общем потоке и безболезненно".
Как бы то ни было, буквально последние два года скутеров в столице заметно прибавилось никто пока не знает, сколько именно их сейчас, но все единодушно говорят о нескольких десятках тысяч. Машины эти весьма доступны - от 300 долларов за подержанного "японца" до 3, 5 тысячи долларов за новенького "европейца". Торговля скутерами набирает обороты - ими завалены все рынки, появилось огромное количество специализированых магазинов.
Это роскошная игрушка для подростков и просто удобное средство передвижения для владельцев автомобилей. Сейчас многие взрослые солидные водители пересаживаются из авто на юркие мопеды, чтобы не торчать в пробках и быстрее добираться до работы. Быстро на такой машине не поедешь - двухколесные машины с объемом двигателя меньше 50 литров способны развивать максимальную скорость 50-60 километров в час. Оседлать шуструю машинку может всякий, умеющий кататься на велосипеде. Если бы не опасные городские магистрали, скутеры были бы совершенно безопасны даже для юных участников движения. Среди седоков встречаются даже двенадцатилетние. Но на деле дети сильно рискуют, лихача на забитых машинами дорогах, не знают правил дорожного движения и для особого "драйва" разогревают себя алкоголем. Вот, к примеру, строчка с одного из форума скутеристов в Интернете: "Я подъеду к сбору, если сильно не напьюсь. Я еще учусь в школе, так вдруг будем отмечать конец четверти".
Справка о прослушанных лекциях заменит знания
Кстати, введя жесткий запрет на вождение мопедов всем, кому еще нет 16 лет, авторы городского постановления упустили из вида единственное разумное решение проблемы - обучать детей Правилам дорожного движения в школах, на уроках ОБЖ и ввести в правила пункт об обязательном ношении шлемов, за что ратуют члены "Движения автомобилистов России". Вместо этого предполагается, что в обычной автошколе будут преподавать ускоренный курс ЦДД специально для вождения скутера. Справка о прослушанных лекциях заменит знания.
Как реалистично заявляют сами скутеристы в открытом письме мэру Лужкову, "... полагать, что подростки побегут исполнять предписания, было бы опрометчиво. Нет! Этого не будет по многим причинам: от присущего тинейджерам правового нигилизма до невозможности следовать закону подросткам моложе 16 лет.