Перейти к основному содержанию

Главная      КОЛУН "АВТОГРАЖДАНКИ"

КОЛУН "АВТОГРАЖДАНКИ"

Злостные нарушители дорожного спокойствия будут платить вдвое больше

С июля вступает в силу вторая часть закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, согласно которой страховой взнос для водителей, в течение года дважды ставших виновниками ДТП, повышается в два с половиной раза. По мнению страховщиков, этот способ будет содействовать воспитанию российских автолюбителей. Однако вопросов и неясностей по ОСАГО остается по-прежнему немало, и наш корреспондент встретился с директором страховой компании "Северная казна" Александром МЕРЕНКОВЫМ.

- Александр Владимирович, так что же приобретает потребитель вместе с полисом ОСАГО?

- Если говорить в медицинских терминах (а по первой профессии я врач), то вместе с полисом человек приобретает защиту от геморроя. Знаете, есть такая болезнь, которая очень досаждает человеку и при этом практически не лечится. Так вот, застрахованный автовладелец приобретает уверенность, что в случае, если он побил чужое авто, все заботы по переговорам, экспертизе и выплатам возьмет на себя его страховая компания. То есть человек приобретает гарантии оплаты своей ответственности в случае причинения вреда кому-то другому.

Я очень часто бываю во Франции и знаю, как там обстоят дела. Так вот, у них водители ездят очень аккуратно, и если пешеход выйдет на дорогу даже в неположенном месте, все машины тут же останавливаются, чтобы его пропустить. У французов даже есть шутка: "Чтобы суд признал виновным пешехода, ему нужно в пьяном виде перелезть через колючее ограждение скоростной трассы и ползти навстречу транспорту с угрожающими криками: "Задавлю!!!". Но такое положение связано не только с врожденной воспитанностью французских водителей. Их вежливость воспитана экономически, так как за нарушение правил дорожного движения они отвечают собственным карманом.

- То есть с введением повышающих коэффициентов начался процесс цивилизации российских водителей?

- Я ведь не злорадствую, когда говорю, что многие водители будут весьма разочарованы, когда вместо ожидаемых 2 500 в июле им придется заплатить страховой взнос в размере около 7 000 рублей. Я считаю, что за собственные ошибки надо платить. Это как в анекдоте, когда водитель, повернув под знак, запрещающий проезд, спрашивает у остановившего его сотрудника ГИБДД: "А что, здесь нет поворота?". На что тот ему бодро отвечает: "Есть, но платный". Многие из водителей не любят пристегиваться и готовы за это удовольствие расплачиваться штрафами. Сам был грешен, но после того как побывал в парижском центре по предупреждению дорожных катастроф и на себе опробовал на специальном тренажере, что такое лобовое столкновение, езжу только с ремнем безопасности - даже по городу. Уж больно неприятные были ощущения.

- Может, тогда страховым компаниям имеет смысл обратиться к местным бизнесменам, дабы приобрести в складчину пару таких тренажеров для ГИБДД?

- Со временем все будет. Сейчас мы ведем переговоры с одной из автошкол, чтобы наши клиенты-водители, которые зимой попадают в ДТП, в обязательном порядке проходили курс экстремального вождения в зимних условиях. Это очень важно для обеспечения безопасности на дорогах, а главное, страховой компании выгоднее оплачивать такое обучение, чем рассчитываться за ущерб, причиненный по вине неумелых водителей.

- Но ОСАГО охватывает далеко не полный перечень причин, по которым случаются ДТП, и не всегда оке в дорожном происшествии имеется "сосед" , на которого можно свалить вину?

- Из этой ситуации я вижу только один выход - нужно страховать и ответственность, и имущество - то есть автомобиль - в одной и той же компании, тогда никаких проблем с возмещением ущерба не будет. Хотите пример? Буквально недавно в комитет по выплатам поступило заявление от клиента, имевшего полис ОСАГО, но не застраховавшего свое имущество. Он ухитрился побить собственную машину - во время неудачных манипуляций на автостоянке въехал багажником в бетонный столб. И на заявление о возмещении ущерба получил ответ: "Если стоянка предъявит вам ущерб за испорченный столб, то мы его оплатим. А вам, извините, не положено. Машину страховать надо".

Сегодня мы на 20 процентов снизили цены по всем основным автомобильным пакетам, которые предлагаются клиентам "Северной казны" , - "Элит" , "Макси" и "Классик" , рассчитанным на зарубежные и отечественные автомобили. Причина - развитие страхового рынка, ведь у нас появилась возможность взыскивать ущерб не с самого виновника ДТП, а с его страховой компании. А значит, за счет уменьшения рисков удается сделать предложение для клиентов значительно более выгодным.

Ведь на самом деле человек, покупая страховку, приобретает свое спокойствие, свою независимость от других людей. И у него уже не болит голова, на какие деньги он станет ремонтировать машину. Его страховая компания этот вопрос обязательно решит.

- Верно ли, что у застрахованного автолюбителя гораздо меньше шансов стать жертвой автомобильных "кидал"?

- У нас ни одного такого случая просто не было. Самым первым правилом в случае, если вы думаете, что вас подставили, должно стать произнесение двух слов: "Я застрахован". И на все предложения "договориться" нужно повторять: "Сейчас приедет ГАИ и представитель страховой компании, договаривайтесь с ними". Все "кидалово" заканчивается на этом этапе. Мы приходим в суд с результатами трассологии и выводами экспертов и доказываем, что наш клиент не виноват, потому что при таком маневре никакой самый суперпрофессиональный водитель не успел бы среагировать, когда перед его носом перестраиваются из ряда в ряд.

В нашей практике была масса случаев, когда суммы возмещения ущерба были необоснованно завышены. Например, недавно в Качканаре нашего клиента - водителя автобуса, спускавшегося с горы, "подрезала" легковушка, он не справился с управлением и влетел в киоск. И владелец торговой точки обвинил его в происшествии и предъявил ему ущерб, выражающийся в астрономической сумме. Однако на суде мы доказали, что при подобных действиях второго водителя наш клиент физически не мог остановить переполненный автобус, который шел с горы. А ущерб киосковладельцу, по оценке экспертов, оказался значительно ниже. Ведь по закону страхование не может являться средством наживы. И размер выплат определяется исходя из восстановительной стоимости - то есть средств, которые потребуются на восстановление поврежденного имущества. Поэтому когда ко мне приходят и говорят: "Ваш клиент въехал в мою машину, а она мне дорога как память" , я отвечаю: "Все понимаю, но если вы сможете документально доказать, что память вам надо восстанавливать, то мы вам заплатим. А пока ваша машина для меня - это кусок железа, покрытый краской. И мы заплатим вам за ремонт этого железа". То есть в случае, если мне помяли крыло, я не могу прийти в страховую компанию и сказать: "Покрасьте мне всю машину".

- А пытаются, наверное, постоянно?

- Конечно. С той же "автогражданкой" мы постоянно сталкиваемся с тем, что человек пытается за счет страховой компании решить собственные проблемы. Недавно был случай: выезжая с автостоянки, наш клиент погнул передний номерной знак другого автомобиля. Стоимость знака - 34 рубля. Однако пострадавший поехал к эксперту, который, естественно, описал в заключении все, что увидел: трещину заднего фонаря, царапину на крыше, поврежденную заднюю дверь и так далее. И этот автовладелец был сильно разочарован, когда мы заплатили ему те самые пресловутые 34 рубля. Страховые компании платят только за причинно-следственное событие.

- А бывают случаи отказов страховых компаний клиентам?

- Крайне редко. Я вообще не люблю отказывать своим клиентам. Такое бывает только в тех случаях, когда происходит событие, не предусмотренное условиями договора добровольного страховании имущества - того же автомобиля. Поясняю. Есть перечень событий, от которых застраховался клиент, а от чего-то отказался. И тут понятно - не заплатил, значит, денег за наступившее событие не получишь. При страховании "автогражданки" отказ вообще не предусмотрен законом - существует всего несколько причин, по которым страховая компания может отказать, например, при нанесении ущерба грузу, который страхуется по отдельному договору, или если ДТП произошло на территории предприятия, ну и еще несколько случаев, оговоренных в Правилах страхования. Во всех остальных случаях страховая компания платит всегда, даже если наш клиент был пьян, ехал без прав, да еще и не был вписан в полис. А что вы смеетесь, у нас был такой случай. К нашему клиенту - владельцу автомобиля "УАЗ" - осенью приехал какой-то дальний родственник, который хозяином авто при заключении договора вообще не рассматривался в качестве водителя застрахованной машины. Тот, выпив за встречу, сел за руль и поехал в соседнюю деревню за водкой, а по дороге умудрился задавить другого нашего клиента. Таким образом, прав у виновника ДТП нет, в полисе он как лицо, допущенное к управлению автомобилем, не значится, к тому же, по документам, машина должна была эксплуатироваться только в летний период. Словом, нарушены абсолютно все пункты страхового договора. Человеку, пострадавшему в аварии, мы, конечно, заплатили, ведь закон всегда направлен на защиту потерпевшего. А потом предъявили владельцу "уазика" претензию, так называемое регрессное требование, по которому он, как нарушивший закон и косвенно повинный в аварии, был обязан вернуть деньги страховой компании.

Страховщики рассматривали "автогражданку" как некую "прививку цивилизованности" , которая заставила бы наших водителей креститься до того, как грянет гром... - Я бы сказал иначе: закон об "автогражданке" стал неким колуном, который помог страховщикам пробить броню незаинтересованности водителей. Ведь сегодня обязательное страхование автогражданской ответственности, по сути, является единственным видом бизнеса, связанным с защитой, страхованием, безопасностью, который гарантирует возврат денег. Ни охранные компании, ни автостоянки не гарантируют полного возмещения причиненного клиенту ущерба. Разве вы знаете хотя бы один случай, чтобы хоть одна фирма, ставящая охранную сигнализацию, возместила ущерб? Лично я таких случаев не встречал. А страховая компания реально платит деньги. Да и во всем мире страхование получило толчок к развитию только после введения законов об "автогражданке".