Заместитель министра внутренних дел Александр ЧЕКАЛИН: СТРОЖЕ ЗАКОН - БОЛЬШЕ ПОРЯДКА
Государственная политика в области безопасности дорожного движения регулируется 14 федеральными законами, 9 указами Президента Российской федерации и 35 постановлениями Правительства. Базовым является Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" , который за 10 лет своего существования отстал от предмета своего регулирования.
Сегодня речь идет об установлении более точного и полного законодательного требования к органам исполнительной власти всех уровней и местного самоуправления, должностным лицам проводить обучение детей правилам дорожного движения на всех этапах воспитания, качественно обеспечивать подготовку водительских кадров, содержать дороги, светофоры, знаки и линии разметки в надлежащем состоянии, осуществлять допуск транспорта к участию в дорожном движении, реализовывать обязательные программы от поселка до города-мегаполиса. Тем самым, создав государственную систему безопасности дорожного движения.
Нам предстоит кардинально изменить отношение государства, общества, бизнеса и самого человека к кризисной ситуации в обеспечении безопасности движения. Падение дорожной дисциплины, основанное на сверхлиберальном административном законодательстве, несовершенство правового механизма по принуждению исполнения наказания сводят к нулю эффективность правоприменительной деятельности, и в итоге является одной из основных причин беспредела на дорогах.
Лишь четверть водителей в минувшем году сочли нужным уплатить наложенный штраф, остальные эту меру государственного принуждения проигнорировали. Откровенные пренебрежения к правилам дорожного движения, к сожалению, стали нормой поведения на дорогах. В подтверждение тому, каждое шестое ДТП совершается водителями, не имеющими прав, половина происшествий связано с превышением скорости и выездом на встречную полосу, каждое десятое в нетрезвом состоянии. В целом же в прошлом году за управление транспортом в нетрезвом состоянии задержано 1 млн 200 тыс.россиян.
Не оправдан либерализм судов к нарушителям. За управление в пьяном виде лишается прав только один из шести, я бы сказал, потенциальных преступников, то есть, 15 процентов. Нужно принять одно единственное законодательное решение: пьяный за рулем - автоматическое лишение прав.
Требуется усиление ответственности за неоднократные нарушения правил движения. В 80-90-х годах успешно работала балльная система учета нарушений, и наиболее злостные нарушители, набрав 15 баллов, лишались прав управления. Подобная система успешно действует практически во всех странах Европы, в Германии, Англии, Франции и дает положительный эффект.
Административным кодексом отныне запрещена инструментальная проверка при техническом осмотре, что прямо противоречит европейскому соглашению по этому вопросу, участникам которого мы являемся. К 2002 году в стране была создана эффективно работающая система технической диагностики, позволяющая быстро и объективно определить техническое состояние современного сложнейшего автомобиля. Между тем по неподдающимся логике причинам проведение таких цивилизованных проверок запрещено.
Выводы расследования десятков тысяч дорожных происшествий требуют предусмотреть санкцию в виде лишения права управления за превышение скорости на 40 километров. Сегодняшнее наказание за это равно... штрафу за безбилетный проезд в автобусе, равно как и на красный свет с созданием аварийной обстановки.
Необходимо усилить ответственность и в отношении водителей ранее лишенных водительских прав. Лишенные прав за пьянку, продолжают управлять транспортом, совершают ДТП и получается, что сам же закон охраняет их от ответственности. Резко увеличилось с 40 до 198 тысяч число отказов водителей от прохождения медосвидетельствования. Статья административного кодекса, предусматривающая в случае отказа ту же ответственность, что и за управление в состоянии опьянения, как правило, не работает. У виновного появляется возможность поучаствовать в развале административного дела на него, а судьи с неохотой выносят такие решения, как лишение прав без медицинского освидетельствования.
Исправить положение можно введением ставок врача-нарколога во всех медицинских учреждениях. Приближением наркологических постов к напряженным магистралям, предоставлением права сотрудников ГАИ использовать при первичном доврачебном тестировании алкотестеры.
Федеральным законом исключена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекших по неосторожности причинение вреда здоровью средней тяжести. Требуется пересмотр ряда положений федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В условиях, к примеру, московского мегаполиса мы рассчитывали на ускорение процедуры оформления хотя бы мелких ДТП путем обмена водителями страховыми полисами и заполнением первичных документов. Вместо этого, участники движения настаивают на оформлении любой царапины на месте ДТП, по которым ранее они просто разъезжались. Все чаще требуют вызова страховых агентов, а это затор движения и многокилометровые пробки.
Резко возросла нагрузка на группы разбора и дознания ГАИ. Если до введения этого закона по Москве ежесуточно регистрировалось до 200 таких ДТП, то сейчас более полутора тысяч. В крупных городах это линия деятельности чисто оформительская полностью отвлекает сотрудников от работы по главному направлению деятельности - это безопасность дорожного движения.
В безотлагательном порядке требуется проработать правила перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также ввести в систему допуска водителя к таким перевозкам. Последние факты ДТП с бензовозами в Москве, перевозка сильнодействующих, ядовитых и взрывчатых веществ требует новых подходов. Есть международные стандарты таких перевозок - Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов. Необходимо издать правительственный нормативный акт, которым определить орган, в компетенцию которого отнести классификацию опасных грузов и организацию их перевозок. Пора также пересмотреть порядок допуска водителей к перевозке опасных грузов, поскольку существующий порядок не гарантирует наличия необходимых знаний и навыков.
Каждый четвертый ДТП совершается водителями со стажем управления транспортным средством до трех лет, из них 40 процентов - на первом году после получения удостоверения. В стране действует более 30 тыс. "карликовых автошкол" , в которых нет учебно-технической базы, а наезд учебных часов недопустимо низок.
Пришло время создать высокоорганизованные, оснащенные по последнему слову техники, крупные центры подготовки водителей. Это благодарное направление для инвестиций и бизнеса. Окупаемость таких проектов, безусловно, гарантирована. Со своей стороны мы меняем методику работы, автоматизируем теоретические экзамены, создаем современные площадки для принятия предварительных экзаменов по вождению автомобиля.
По данным государственной статистики более 70 процентов ДТП совершается в городах. Причины разные. Это и низкое эксплуатационное состояние дорожных знаков, светофоров, отключение электроосвещения проезжей части ночью, нарушение технологии дорожных работ, плохое управление дорожным движением. Поэтому так необходимы специальные региональные программы создания центров организации дорожного движения, расширение уличной дорожной сети, наведения порядка в парковке.
Негативное влияние на безопасность движения оказывает непродуманное размещение наружной рекламы и объектов сервиса. В бесконечной рекламной мишуре трудно заметить светофор или дорожный знак. Нередко они установлены на одних кронштейнах, на одних подставках. В ходе расследования многих ДТП основной причиной водитель называет именно эту.
Все мы являемся свидетелями буквально интервенции торговых точек к автомагистралям. При этом отсутствует какая-либо забота о стоянках, безопасных выездах и въездах. Много нерешенных проблем в автобусных перевозках. Количество ДТП с участием автобусов за прошлый год увеличилось почти на 15 процентов. Только в ходе одной операции "Автобус" выявлено около 1 тыс. пьяных водителей автобусов, 1,5 тысячи, не имеющих водительских удостоверений. Запрещена эксплуатация более 40 тыс. автобусов с очень опасными неисправностями.
Отсутствует система линейного контроля за работой водителей, режимом их труда и отдыха. Расходы, связанные с профилактикой аварийности, транспортниками рассматриваются, как неоправданные. Отраслевое управление пассажирскими перевозками сведено к нулю.
К сожалению, в автомобилестроении России пока не приняты меры по внедрению антиблокировочных систем тормозов. Весь мир уже десятки лет назад идет по этому пути. В каждом девятом происшествии сегодня страдают дети. Ситуация осложняется значительным сокращением в школах программ по изучению правил дорожного движения. Они сокращены вдвое и составляют на весь учебный год всего 4 часа.
Хотелось бы попросить парламентариев считать законопроекты, касающиеся безопасности дорожного движения, приоритетными. Первым шагом по подготовке и прохождению законопроектов в сфере безопасности движения могло бы стать образование подкомитета по вопросам безопасности дорожного движения, с которым МВД России наладит самое тесное и конструктивное сотрудничество.