Проверки на дорогах
Украинская "автогражданка" вступила в силу
Украинские автовладельцы начинают жить по тем же правилам, что и россияне. "Автогражданка", которая в России действует уже почти два года, полноценно вступила в свои права и на Украине. Об этом говорится в служебной телеграмме начальника департамента ГАИ министерства внутренних дел республики Сергея Коломийца, адресованной начальникам региональных управлений ГАИ, текст которой распространило агентство "Украшсыа новини".
Украинские власти пошли по российскому пути и дали своим автовладельцам полгода отсрочки на привыкание к факту существования обязательного страхования гражданской ответственности за рулем. В России дата начала действия закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств" - 1 июля 2003 года, тогда же ГИБДД стала требовать полисы в МРЭО при техосмотре и регистрации транспортных средств. На дорогах автовладельцев, не имеющих полис ОСАГО, начали штрафовать лишь с 1 января 2004-го.
Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств" действует на Украине с 1 января. Планировалось, что в полную силу он заработает 1 апреля, когда сотрудники ГАИ будут иметь право проверять наличие полисов у автовладельцев. Но в начале марта ГАИ МВД Украины заявила, что "не намерена проверять страховку транспортных средств в связи с неурегулированностью механизма административной ответственности за отсутствие страхового полиса". В конце марта пресс-служба МВД Украины сообщила, что ГАИ будет проверять наличие полисов только при выдаче техпаспорта, очередном техосмотре и при серьезных нарушениях правил дорожного движения. До реальных действий дело дошло только сейчас.
Украинские санкции к автовладельцам, игнорирующим требования закона, мягче российских. Проверки полисов будут проводить сотрудники ГАИ в основном при техосмотре и регистрации автомобилей. При проверках на дорогах инспектор выпишет штраф за отсутствие полиса, только если автовладелец нарушил правила дорожного движения и составлен протокол. К водителям, не имеющим полиса ОСАГО, будут применяться административные меры. Штраф нарушителям автогражданского закона на Украине - от 8, 5 до 17 гривен (48-96 руб.), в России - 500-800 руб. Согласно исследованиям, только у 54% российских автовладельцев представители ГИБДД проверяли наличие полиса ОСАГО. Есть предпосылки, что на Украине этот процент будет гораздо ниже.
По данным Моторного транспортного страхового бюро, за январь-апрель 2005 года украинские страховщики реализовали 844 тыс. полисов обязательной "автогражданки" - это около 10% от общего числа зарегистрированных на Украине автомобилей. Средняя цена полиса - 218 гривен, или около 1200 руб. (в России - около 1900 руб.). Лимит ответственности за причиненный ущерб здоровью и имуществу третьих лиц составляет 51 тыс. и 25, 5 тыс. гривен соответственно - это около 288 тыс. и 144 тыс. руб. против 240 тыс. и 160 тыс. руб., установленных правилами российской "автогражданки".
Емкость украинского рынка автогражданского страхования эксперты оценивают около 2 млрд. гривен в год, или 11, 3 млрд. руб. Лицензии на осуществление ОСАГО получили 77 украинских страховых компаний.
По данным российской Федеральной службы страхового надзора, в первом квартале 2005 года сборы российских страховщиков по ОСАГО составили 12, 995 млрд. руб. Из лидеров рынка - "Росгосстрах", "РЕСО-Гарантия", "Ингосстрах" и РОСНО - свои представительства на Украине имеют "Ингосстрах" и РОСНО. Дочерняя компания "Ингосстраха" "ИНГО Украина" (бывшая СК "Остра-Киев") также лидирует на рынке ОСАГО, конкурируя с местными компаниями "Оранта" и "Гарант-Авто" и польской "РZU-Украина". РОСНО открыло свое представительство в Киеве в последних числах мая.