БРАТЬ НА МЕСТЕ
Сотрудники Госавтоинспекции категорически отказываются брать официальные штрафы на месте, даже если он 50 или 100 рублей, нарушая при этом КоАП. Теперь это стали признавать и суды, в которых автомобилисты выигрывают одно дело за другим
Теоретически, то есть как написано в Кодексе об административных правонарушениях (КоАПе), за нарушение правил дорожного движения водитель должен получить от инспектора копию "протокола об административном правонарушении" и, если согласен с мерой наказания, а на протоколе указаны правильные платежные реквизиты, обязан в течение 30 дней оплатить штраф через банк. Но, если сумма выписанного штрафа 100 и меньше рублей, гаишник, согласно КоАП, обязан взять деньги на месте. Специально для этого существует "постановление-квитанция",которая приравнивается к банковской квитанции и удостоверяет, что штраф был оплачен. И только если водитель сам отказывается платить штраф на месте, ему и на 100, и на 50 рублей должен быть выписан протокол.
Представители Госавтоинспекции кодексы если и читали, то исполнять категорически отказываются, ссылаясь на свои внутренние распоряжения. То есть исполнять закон не хотят. "В кодексе написано, что инспектор может взять штраф на месте, а значит, может и не брать, считают в управлении ГАИ. Зачем инспекторам лишний раз рисковать, что их в чем-то обвинят? В чем можно обвинить человека, исполняющего закон, в Госавтоинспекции не уточняют.
"Пару лет назад Путин в одном из своих обращений пообещал, что гаишники больше не будут брать деньги на дорогах, - вспоминает историю саботажа КоАПа адвокат Виктор Травин. -И прежний глава ГАИ России Владимир Федоров, чтобы Президента не подводить, запретил своим сотрудникам брать оплату даже законных штрафов".
Некоторые принципиальные водители начали подавать на гаишников в суд за отказ брать 50 рублей на месте и выигрывать дела.
Так, юридически подкованный автомобилист Григорий Лазунин был остановлен инспектором ГАИ за проезд на красный сигнал светофора. Вину свою он не отрицал и хотел оплатить штраф на месте, чем очень обрадовал инспектора. "Он страшно удивился, когда узнал, что за свои сто рублей я хочу получить постановление-квитанцию, - рассказывает Лазунин. - Говорил, что не имеет права официально брать деньги на месте. Я показал стражу закона КоАП, но этот документ его не сильно впечатлил". Инспектор обзвонил всех своих знакомых гаишников, и все ему сказали, что брать штраф он не должен. "Почему? Неизвестно. Да и какая разница!" В постановлении Лазунин указал, что "нарушение не оспаривает и готов заплатить, но у него не берут деньги". Взял копию постановления и отправился в суд по месту нарушения писать жалобу на инспектора. "В жалобе я уже написал, что с постановлением несогласен, поскольку считаю, что оно выписано с нарушением требований статей 28.6 и 32.3 КоАП РФ, - вспоминает автомобилист. -
А чтобы судья не заподозрил, что я жалею для ГАИ ста рублей, приложил купюру к жалобе как вещдок".
Ни на первое, ни на второе заседания гаишники не пришли, так что решение в пользу нарушителя было вынесено без них. "Постановление ОБ ДПС ГИБДД подлежит отмене, жалоба Лазунина Г. Г. - удовлетворению, производство по делу прекращено", - говорится в решении суда. Лазунин выиграл еще одно подобное дело, и в следующий раз планирует написать заявление в суд, чтобы рассмотрение проводилось без него. "Это чтобы не ездить каждый раз и не тратить время", - рассказывает Лазунин.
Тем более прецедент теперь создан и судьи принимают решения без долгих разбирательств. "Сейчас такие процессы идут один за другим, -говорит правозащитник известный в Интернете как Зануда. - Получается, что из-за отказов брать деньги на месте государство вообще перестанет получать штрафы. С другой стороны, таким образом водители борются за законность. Конечно, судиться по такому поводу имеет смысл только из принципа. Денежные издержки небольшие, но времени уходит довольно много". По его словам, суд растягивается минимум на два, чаще на три заседания - ответчик в суд не является. За адвоката платить совсем не обязательно, можно защищать себя самому, можно пригласить доверенное лицо - ни в том, ни в другом случае юридическое образование и адвокатское удостоверение не нужны. А вот выиграть более сложный и более эффектный процесс -по возмещению затрат на судебные издержки - без специалиста будет сложно. "Были случаи, когда водители отдельным иском подавали в суд на ГАИ для возвращения потраченных на адвоката денег и даже выбивали их из Госавтоинспекции, - рассказывает правозащитник. - И Минфин выплачивал по 3 тыс. рублей, иногда меньше, но и за такие крохи судиться придется годами".
Правозащитники считают, что можно попробовать добиться справедливости от ГАИ, не подавая в суд.
Нужно написать жалобу, все на того же инспектора, и направить ее не в суд, а его начальству. Так, мол, и так, нарушает, денег брать не хочет. Только, скорее всего, ответ будет вроде: "Исполнял внутреннее распоряжение, был прав". "А с копией такой переписки еще легче будет выиграть дело в суде", - рассказывает дотошный автомобилист Лазунин.
Только, что значит для гаишников решение судов или КоАП, когда они подчиняются непосредственно своему начальству? А начальство - своему начальству, и так далее. Самое же высокое милицейское начальство, получается, подчиняется не законам, а Президенту. И пока он публично не разрешит им следовать закону, они, вероятно, сами не решатся. "В одной из областей представители ГАИ "самовольно" начали брать штраф на месте, - рассказывает правозащитник Травин. - Я об этом написал, и через считанные дни им пришло специальное распоряжение от высшего руководства Госавтоинспекции - немедленно прекратить".
М. Анисимова. (Gazeta.ru)