МАЛ, ДА УДАЛ
Владимир Проезжий, дежурный на дороге
С наступлением лета в городе все чаше можно увидеть людей разного возраста, разъезжающих на мотороллерах. Их еще называют мокики, мопеды, скутеры, разница лишь в конструкции, а именно в расположении двигателя, но суть от этого не меняется, и чтобы не вносить путаницу, будем называть их мотороллеры. Мотороллеры чаше бывают иностранного производства, но встречаются и отечественные. Делятся они также по мощности - от 2 до 43 лошадиных сил, объему двигателя - от 49,9 до 638 кубических сантиметров. Кстати, от последнего показателя зависит скорость мотороллера, которая может быть в пределах от 45 до 100 и выше км/час. Но так как у нас в Ижевске большее распространение получили мотороллеры объемом двигателя 49,9 см3, остановимся подробнее на них.
Автомобильный инструментарий
Месяца три назад я был свидетелем того, как мой друг, автомобилист с приличным стажем, весьма хорошо разбирающийся в столь сложной технике, как автомобиль, писал своему брату, только что купившему машину, список инструментов, которые обязательно должны всегда лежать в его багажнике. А недавно я встретил его голосующим на трассе. Оказалось, ему требовалось поменять свечи, да еще, как назло, дворники забарахлили. Но у него не оказалось при себе ни свечного ключа, ни ключа - "шестигранника", которым можно было бы подкрутить гайки на дворниках. Несколько месяцев собирался укомплектовать свой инструментарий, но то забывал, то откладывал на завтра и в итоге попал в неприятную ситуацию.
Разумеется, возить в машине все необходимые для ее не очень серьезного ремонта инструменты не всегда возможно (не в каждой машине есть место для их хранения). Тем не менее, даже тем, кто готов самостоятельно выполнять лишь мелкие работы, не помешает иметь в боксе хотя бы скромный набор инструментов.
В первую очередь, это ключи - от 6 до 22 номера. Лучше всего приобрести комбинированные ключи: с одного конца рожковые, с другого - накидные. Обязательно купите свечной и "баллонный" ключи. Для большинства винтов и шурупов вполне достаточно набора из отвертки с тремя шлицевыми и таким же числом крестообразных насадок.
Тем, кто планирует заниматься серьезным ремонтом автомобиля, советую приобрести электрифицированные отвертки и гайковерты, в противном же случае такая покупка обернется неоправданной тратой денег. Но есть еще, к примеру, электродрелишуруповерты, которые действительно окажутся нелишними как в гараже, так и дома.
Что же касается гаража, то если он не электрифицирован, то можно приобрести фонарь на аккумуляторах емкостью, которой хватит на 3-3,5 часа работы. Специалисты советуют иметь в наличии автотестер, - этот прибор значительно упростит при необходимости диагностику электрических цепей, либо его простейший аналог - пробник, правда, он не умеет замерять параметры тока, а это иногда необходимо (например, чтобы определить ток утечки аккумулятора или напряжение на его клеммах). Постоянно закисающие контакты, гниющая проводка делают их незаменимым прибором для российского автомобилиста.
Желательно всегда возить в автомобиле хотя бы небольшую канистру с бензином и бутыль с водой, - после того же ремонта она вам очень пригодится.
49,9 см3
Самый распространенный класс мотороллера с таким объемом. Их-то мы и видим на улицах города. Не будем подробно вдаваться в технические характеристики, скажем только, что бывают они двух- или трехколесные, с автоматической или с механической коробкой передач, сцепление автоматическое. Тормоза как на мотоцикле, задние и передние. Подобные мотороллеры оснащаются электростартером, то есть, повернул ключ зажигания, нажал пусковую кнопку и поехал.
Мощность мотороллеров этого класса лежит в пределах от 2 до 7 лошадиных сил. Некоторые читатели могут сказать - нам этот параметр ни о чем не говорит. Тогда представьте подъем от завода "Нефтемаш" до остановки "Ракетная", так вот, мотороллер, даже с 3,5 лошадиной силы, с водителем и пассажиром с легкостью преодолевает это препятствие. Максимальная скорость мотороллера с объемом двигателя 49,9 см3 может достигать 70 км/час, что вполне прилично для города. Объем бензобака составляет 3-8 литров при расходе 2-3 литра на 100 км пути.
Именно благодаря магической цифре 49,9 см3 для мотороллеров этого класса не требуется наличие водительских прав и мотошлема. Но знать правила дорожного движения нужно, хотя бы для собственной безопасности. Необходимо также иметь при себе паспорт транспортного средства, в котором указаны рабочий объем двигателя и другие характеристики. Этот паспорт пригодится, если вас остановит сотрудник ГИБДД. Для мотороллеров с рабочим объемом двигателя больше 49,9 см3 уже требуется регистрация в ГИБДД и все остальные процедуры, как и в случае с мотоциклетной техникой.
Покупка мотороллера
ЕСЛИ вы решили приобрести мотороллер, то первым делом нужно ответить для себя на два вопроса: какой и где?
От того, какую марку мотороллера вы выберете, будет зависеть его дальнейшая судьба: он может прослужить вам долго и безотказно при надлежащем уходе, а может после небольшой эксплуатации простаивать в гараже. Назовем самые распространенные модели мотороллеров у нас в Ижевске: Honda Dio, (Takt; Lead), Suzuki Sepia, Ymaha Jog. Дело в том, что, покупая мотороллер редкой марки либо старого года выпуска, вы рискуете в случае поломки не найти нужные запчасти. Тем более, что на сегодняшний день организации, занимающиеся ремонтом мотороллеров в городе Ижевске, можно пересчитать по пальцам. Но на этом мы остановимся позднее.
К сведению: во Владивостоке, откуда и везут к нам бэушную технику, хороший мотороллер можно приобрести от 600 $ и выше. В пересчете на рубли получается 16 тысяч. Следовательно, покупая у нас мотороллер за 15-20 тысяч рублей, можно выкинуть деньги на ветер.
Покупать мотороллер лучше в магазине. Там вам дадут хотя бы гарантию. Спросите про послегарантийное обслуживание. Требуйте от продавца паспорт на данное транспортное средство. Приобретайте распространенную марку, например Honda, со сроком эксплуатации не более 5 лет. В этом случае вам не придется ломать голову, где купить необходимую деталь, да и прослужит он вам намного дольше.
Идеальный вариант: купить мотороллер в хорошем внешнем состоянии за 7-10 тысяч. Затем вложить деньги - 4-8 тысяч - в фирменную поршневую систему (не в китайскую стоимостью 1,5-2 тысячи), в которую входит цилиндр и поршень и все, что должно входить в комплект. В итоге вы отдадите максимум 18 тысяч, но будете уверены, что этот мотороллер вас не подведет. Тем более заменить поршневую систему можно и самостоятельно.
Делать покупку с рук по объявлению или на авторынке не стоит. В качестве примера могу привести случай из жизни. В 1997 году я приобрел по объявлению мотороллер Honda EVE, по паспорту 1994 года. Низкая цена меня не смутила. Как потом оказалось, зря. Через две недели мотороллер вышел из строя. При его разборке выяснилось, что изготовлен он в 1984 году. Из интернета я узнал, что последний мотороллер этой марки сошел с конвейера в 1989 году. Посмотрев эти данные в интернете перед покупкой, я бы избежал лишней головной боли. Оказывается, вышла из строя поршневая система, что характерно для мотороллеров старого года выпуска. На тот момент отремонтировать мотороллер оказалось настоящей проблемой. И только в этом году мне удалось приобрести необходимые запчасти и восстановить его.
Зайдя на днях на авторынок и спросив, какие мотороллеры у них имеются, получил ответ - любые. На мой вопрос, требуются ли права, если объем двигателя превышает 49,9 см3, продавец ответил - нет, ничего не нужно. Аргументировал он это тем, что, мол, сотрудники ГИБДД не будут гоняться за вами по улицам, да и потом, как они на вид определят, какого объема у вас двигатель?
После рынка я специально подъехал к сотруднику ГИБДД и задал ему тот же вопрос, что и продавцу на авторынке. И получил противоположный ответ: при превышении объема 49,9 см3 права нужны, также необходима и регистрация. А проверяется это просто. Как я уже говорил, при остановке сотрудником ГИБДД у вас потребуют паспорт на мотороллер, в котором указаны все данные.
Сервис
В Ижевске с сервисным обслуживанием мотороллеров плохо. В одном из специализированных салонов ремонтом мотороллеров вовсе не занимаются, в другом - обслуживают и ремонтируют только китайские мотороллеры Чинчи, хотя продают и другие модели. Еще сложнее обстоят дела с расточкой цилиндров. В городе Ижевске я нашел всего два места решения этой проблемы. В первом случае это оказалось слишком дорогим удовольствием, во втором предложили расточить цилиндр за приемлемую цену - 1300 рублей.
Если вы решили приобрести мотороллер или он у вас уже имеется, для безотказной работы советуем выполнять несложные правила. Применяйте только специальное масло для двухтактных двигателей. Раз в 3-4 месяца, либо через 200 километров пробега делайте обслуживание воздушного фильтра. Для этого извлеките фильтр, промойте, после этого положите сушить, ни в коем случае не отжимая. После этого пропитайте его специальным составом, который можно приобрести в специализированных магазинах. Именно несвоевременный уход за воздушным фильтром либо полное его отсутствие влечет за собой выход из строя поршневой системы.