"Газели" запретить не удалось
Масштабные проверки "маршруток" не привели к признанию их опасными. Открытие сезона охоты на "Газели" могло бы также быть на руку европейским и японским автопроизводителям, уже имеющим или планирующим открыть в ближайшее время собственное сборочное производство в России. Правда, о планах местной крупносерийной сборки автобусов и микроавтобусов никто из них до сих пор не объявлял.
Все причины аварий с участием "Газелей" кроются в несанкционированной переделке перевозчиками "немаршрутных" модификаций микроавтобуса в маршрутные. Кроме того, к рейсам допускаются машины, не прошедшие ТО, а водители часто нарушают ПДД. Таков основной смысл заявления руководства ОАО "ГАЗ", посвященного серии аварий с участием маршруток нижегородского производства.
Начальник управления транспорта Москвы Александр Беляев, который, посетовав на "самострой" некоторых перевозчиков и лихачество водителей, также признал, что маршрутные "Газели" и впредь будут ездить по России, так как альтернативы им нет. Те же формулировки слышались и три года назад, когда ГИБДД проводило аналогичный рейд после серии аварий в Подмосковье, и год назад, когда специалисты Минтранса вынесли заключение о том, что "микроавтобусы "Газель", которые составляют 9% парка автобусов, не соответствуют минимальным нормам пассивной безопасности и сегодняшнее их использование в качестве маршрутных такси создает угрозу безопасности не только пассажирам, но и другим участникам дорожного движения".
Тогда представители "Руспромавто" отвергли подобные обвинения (которые касались не только маршрутных такси с именем южного парнокопытного животного, но и малых автобусов ПАЗа) и ненавязчиво намекнули на то, что за подобными "наездами" стоят некие "западные лоббисты", проталкивающие свою продукцию. "Я не исключаю подобного объяснения причин информационного "вала" вокруг последних происшествий, - сказал RBC daily начальник управления по связям с общественностью "Руспромавто" Владимир Торин, - но настоящий корень зла не в этом. Он назван и специалистами мэрии и ГИБДД, которые заканчивают проверку состояния дел у перевозчиков в Москве и области. В первую очередь виноваты сами перевозчики, которые в противоречии с любыми нормами безопасности переоборудуют салоны машин и нанимают на работу непонятно кого. Мало того, что у многих работающих на маршрутах даже права "любительской" категории B. Они и ездить толком не умеют, а в погоне за наживой набивают салоны до отказа, сажая людей чуть ли не на крышу".
По словам г-на Торина, "маршрутная" ГАЗ-322132 прошла многократные и всевозможные испытания и получила необходимые сертификаты. И вообще является "надежным и безопасным средством передвижения".
По словам Бориса Тисуленко, директора Межотраслевого фонда сертификации автотранспорта, ГАЗ-322132 "не более опасен, чем зарубежные аналоги". Поэтому "Одобрение транспортного средства Госстандарта" этой модели, непременно будет продлено. Господин Тисуленко также переадресовал претензии по части аварийности "Газелей" к их собственникам и водителям.
Пассажиры - а их только в Москве на маршрутках-"Газелях" ежедневно перевозится до 2 млн. человек - от этого транспорта в основном не в восторге. Правда, претензии предъявляются в основном водителям, забивающим микроавтобусы "под завязку" и, кроме того, забывающим заботиться о поддержании салона в "товарном виде". Что касается заводского комфорта, то это вопрос сложный. Западные аналоги, конечно, удобнее для пассажиров, но стоят они минимум в 5-6 раз дороже. Чтобы такой транспорт окупился, цены на билеты придется резко поднять, но отечественный, даже среднеимущий пассажир явно проголосует против такой меры ногами. Кроме того, интенсивная эксплуатация при отсутствии должной заботы о состоянии иномарки быстро приведет и ее салон в не очень комфортный вид.
Таким образом, альтернативы "Газелям"-маршруткам, похоже, пока действительно нет. По крайней мере, до тех пор, пока массовое производство подобных машин не развернет какое-либо другое российское предприятие. Терзаемый внутренними проблемами российский автопром, впрочем, посягать на чужие ниши пока не может (альтернатива "ГАЗ-322132" со стороны малых автобусов со стоячими местами сомнительна - они не настолько юркие в городских пробках). Автопром же иностранный пока к подобному производству в России относится прохладно. Выгодность здесь еще меньше, чем в случае с производством "легковушек". Так что пока "Газели" продолжат бегать по российским дорогам, и единственное, что можно сделать для их безопасности, - в очередной раз "наехать" на их водителей. Впрочем, их нервной работе действительно не позавидуешь.
Алексей Виноградов. Отдел экономики "РосБизнесКонсалтинга".