МИР НА ДОРОГАХ - ТОЛЬКО СООБЩА
Значение проблемы безопасных поездок по автодорогам России трудно переоценить. Состояние дорог, поведение водителей и пешеходов на них актуальны всегда. А сегодня как никогда! Недаром Президент России Владимир Владимирович Путин в Послании к Федеральному Собранию особо отметил, что "в России почти 100 человек в день погибают в дорожно-транспортных происшествиях". "Причины этого хорошо известны, - подчеркнул президент. - И нам следует реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодолеть эту ужасную ситуацию".
Наш собеседник - начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации генерал-лейтенант милиции Виктор КИРЬЯНОВ.
- Виктор Николаевич, с чем еще, помимо тех трагических цифр, о которых говорил Президент России, связан возросший в последнее время интерес к проблеме безопасного дорожного движения?
- Высокие темпы автомобилизации остро обозначили проблему обеспечения безопасности дорожного движения как во всем мире, так и в Российской Федерации.
На пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ситуация с аварийностью на автомобильном транспорте была названа кризисной. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения более 20 миллионов человек, а ежегодные суммарные экономические потери превышают 500 миллиардов долларов. Осознавая масштабы аварийности, международное сообщество принимает меры по разрешению кризиса. Основные программные мероприятия в данном направлении были отражены в резолюциях Генассамблеи ООН по вопросам глобального кризиса в области обеспечения безопасности дорожного движения, принятых на ее заседаниях в мае и ноябре 2003 года, а также в апреле 2004 года.
В Российской Федерации аварийность на автомобильном транспорте является одной из острейших социально-экономических и демографических проблем, которая представляет угрозу безопасности на государственном уровне.
За последние 10 лет в дорожных авариях погибли около 315 тысяч человек, около 2 миллионов человек получили увечья, наносится значительный ущерб экономике страны.
- Какие проблемы в решении вопросов обеспечения безопасности дорожного движения видятся вам основными?
- С целью оптимизации существующей структуры государственного управления, внедрения современных форм и методов государственного регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения необходимо решить некоторые вопросы нормативно-правового регулирования.
Высокие темпы автомобилизации должны быть подкреплены современными нормативными требованиями, направленными на совершенствование систем безопасности транспортных средств и обустройства автодорог. Действующая нормативно-техническая база на протяжении последних 20 - 30 лет практически не претерпела кардинальных изменений.
Система инженерно-технического обеспечения улично-дорожной сети, призванная формировать условия для безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, неадекватна потребностям участников дорожного движения. Темпы роста автопарка в 2 раза превышают темпы развития улично-дорожной сети. Многие из федеральных дорог не соответствуют предъявляемым требованиям, более трети из них требуют реконструкции. А состояние территориальных дорог вообще оценивается как критическое.
Состояние дисциплины водителей транспортных средств, по существу, во многом определяет положение с безопасностью дорожного движения в целом. Около 75 процентов всех дорожно-транспортных происшествий обусловлены нарушениями Правил дорожного движения, совершенными водителями.
Несвоевременность оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, отсутствие эффективных средств экстренной связи и эвакуации способствуют высокой тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (соотношение числа погибших к числу пострадавших), которая в России в 3 - 5 раз выше, чем в экономически развитых странах.
- Проблемы ясны, вероятно, уже готовы рецепты их решения?
- В Российской Федерации мероприятия, направленные на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий, планировались и проводились федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, внутренних дел, здравоохранения и образования, другими федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В то же время единой государственной политики в решении этих вопросов в должной мере не просматривалось.
Обеспечение безопасности дорожного движения входит в число основных задач МВД России. Предстоит большая работа по переработке Федерального закона "О безопасности дорожного движения" , поскольку он не учитывает многих принципиальных изменений, произошедших за последние годы, причем это касается всех элементов системы "человек - транспортное средство - дорога".
- Чем конкретно вас не устраивает закон?
- В нем должным образом не определена компетенция государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, не раскрыты механизмы деятельности по основным направлениям профилактической работы, в том числе надзорной деятельности, деятельности, касающейся обучения детей правилам дорожного движения, качественной подготовки водительских кадров, содержания улично-дорожной сети и дорожной инфраструктуры.
Внесение изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" , другие законодательные акты даст возможность сконцентрировать усилия на дальнейшем совершенствовании государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
- А как обстоят дела с административным законодательством?
- Практическое применение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявило ряд существенных недостатков (неудачные формулировки некоторых диспозиций, противоречия отдельных статей, излишне мягкие санкции), что негативно сказалось на уровне дисциплины водителей. Вседозволенность, откровенное пренебрежение Правилами дорожного движения сегодня становятся нормой поведения многих участников дорожного движения.
В настоящее время практически половина дорожно-транспортных происшествий (ДТП) связана с неправильным выбором скорости движения или выездом на полосу встречного движения. Каждое десятое ДТП совершено водителями, находившимися в состоянии алкогольного опьянения.
В минувшем году сотрудниками Госавтоинспекции пресечено 34 миллиона правонарушений в области дорожного движения, в том числе 30, совершенных водителями, из них:
- 390 тысяч - за превышение установленной скорости движения более чем на 60 км/ч;
- более 1 миллиона - за выезд на полосу встречного движения;
- 1, 2 миллиона задержаны за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, при этом значительно увеличилось число случаев отказа водителей от прохождения медицинского освидетельствования.
Ныне просто необходим целый ряд изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях. Особенно это касается грубых и систематических нарушений Правил дорожного движения. Некоторые изменения в кодекс уже внесены, но основная работа впереди.
- Может, проблема, в частности, и в том, что не умеем или не хотим нормально готовить водителей?
- Автомобилизация страны сопровождается ростом количества людей, желающих получить водительские удостоверения. Однако расширение круга организаций, занимающихся подготовкой водителей, не привело к качественному улучшению их обучения.
О низком уровне подготовки водителей в автошколах говорит хотя бы то, что каждое четвертое ДТП совершается водителями со стажем управления транспортными средствами до трех лет, из них 40 процентов - водителями на первом году после получения водительского удостоверения. Высокий уровень аварийности среди начинающих водителей обусловлен тем, что существующая система подготовки по своей сути не отвечает требованиям, предъявляемым современным дорожным движением.
Другая немаловажная причина неудовлетворительного качества подготовки водителей - отсутствие должного контроля со стороны лицензирующих органов за автошколами, а также многочисленные факты несоблюдения установленных требований в процессе лицензирования. Мы отмечаем недостаточную квалификацию преподавательского состава автошкол, невыполнение в полном объеме программ обучения, несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений предъявляемым требованиям или неэффективное ее использование.
Разумеется, и с себя ответственность не снимаем. Необходимо совершенствовать деятельность Госавтоинспекции по приему квалификационных экзаменов у кандидатов в водители. Мы работаем в этом направлении, стремясь поставить надежный заслон лицам, не владеющим должными знаниями, умениями и навыками по управлению транспортными средствами. В частности, в настоящее время подготовлены предложения по совершенствованию методики проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. К решению стоящих перед нами задач привлекаем в том числе общественные организации и объединения автошкол.
- Аварии, о которых вы говорили, влекут за собой гибель людей, увечья, травмы. Что делается для предупреждения травматизма на дорогах?
- Особую тревогу у нас вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Сегодня в каждом девятом происшествии страдают дети. Анализ происшествий свидетельствует о низкой эффективности действующей системы профилактических мер по предупреждению аварийности с участием детей.
Госавтоинспекция отмечает незнание детьми правил безопасного поведения на дорогах и улицах, неумение правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием отсутствия целенаправленной работы, а ведь дети завтра станут взрослыми и понесут эту безграмотность по жизни.
В образовательных учреждениях не предусмотрено обязательное обучение детей по курсу "Основы дорожной безопасности" в рамках предметов "Окружающий мир" и "Основы безопасности жизнедеятельности". Во многих дошкольных и образовательных учреждениях воспитатели и учителя не имеют специальной подготовки преподавания правил безопасного поведения на дорогах, отсутствуют необходимое количество методических материалов и наглядных пособий, соответствующее оборудование. При разработке планов и программ обучения, как правило, не учитываются возрастные особенности детей, что значительно снижает эффективность процесса обучения.
Разработка вопросов создания безопасных маршрутов к учебным заведениям, местам отдыха и досуга детей практически не осуществляется. Отсутствуют организационные, правовые и технические меры, направленные на обеспечение обязательного применения удерживающих устройств при перевозке детей в автомобиле, а между тем половина пострадавших детей в дорожно-транспортных происшествиях являлась пассажирами.
- Что же делать, когда все так плохо?
- Выход есть всегда. Надо работать, и в частности необходимо разработать комплекс соответствующих государственных мер по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, основными задачами которой будет создание общероссийской сети методических центров повышения квалификации педагогов и обеспечение дошкольных и образовательных учреждений учебно-методическими и наглядными пособиями по курсу "Основы дорожной безопасности".
Следует создавать и развивать детские автогородки, специальные детские площадки, автодромы, велосипедные дорожки, иные сооружения, предназначенные для обучения Правилам дорожного движения, проведения занятий и отдыха детей, дающие возможность использовать различные виды детского транспорта (картинги, велосипеды, мопеды, багги).
- Вы говорили о плохих дорогах в стране. Бич, можно сказать, исторический. И "скорая" не доедет, и причины аварий зачастую в дороге кроются...
- На положении с обеспечением безопасности дорожного движения действительно существенно сказывается отставание в развитии дорожной инфраструктуры. Каждый четвертый километр дорожной сети требует полной реконструкции, каждый третий не отвечает нормативам по прочности и ровности покрытия.
До настоящего времени в улично-дорожной сети в необходимом объеме отсутствует дорожная разметка, не созданы удобные и безопасные условия для передвижения пешеходов. Более 60 процентов дорожно-транспортных происшествий в городах связано с наездами на пешеходов.
Надо учесть, что оснащенность улично-дорожной сети дорожными знаками составляет всего около 85 процентов. При этом эксплуатационное состояние 40 процентов дорожных знаков не соответствует стандарту. Около 80 процентов светофорных объектов давно выработало свой ресурс. Барьерными ограждениями обустроено всего чуть более трети дорожной сети от общей потребности в этом. К тому же замена и восстановление поврежденных технических средств организации дорожного движения проводятся несвоевременно.
Удельный вес освещенных участков улично-дорожной сети от общей ее протяженности составляет в городах и поселках городского типа около 65 процентов, а на дорогах в населенных пунктах - только 16. В то время как выполнение мероприятий по устройству наружного освещения, по оценкам экспертов, позволит на треть снизить количество ДТП, а число погибших в них - на 65 процентов, вдвое сократив при этом наезды на пешеходов.
Оборудование около половины железнодорожных переездов не соответствует требованиям нормативов. Кардинально проблемы, связанные с железнодорожными переездами, могут быть решены путем строительства транспортных развязок в разных уровнях и применения устройств, исключающих несанкционированный проезд автотранспорта, однако такая работа ведется крайне медленно.
Реализация мероприятий подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России на период 2002- 2010 годов" , отраслевой программы "Обустройство федеральных автомобильных дорог искусственным освещением на период 2002- 2010 годов" позволит реализовать комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, охватывающих основные аспекты деятельности дорожного хозяйства
Российской Федерации, включая мероприятия по развитию федеральных и территориальных автомобильных дорог.
- С дорогами все понятно. Но ведь и транспорт порой такой на улице можно встретить, что диву даешься, как едет...
- Высокий уровень аварийности усугубляется, конечно же, и техническим состоянием, и возрастной структурой автотранспортного парка страны. Практически половина транспортных средств в стране эксплуатируется уже свыше 10 лет. Их недостаточная надежность не позволяет поддерживать необходимый уровень безопасности дорожного движения и, безусловно, не способствует снижению тяжести последствий ДТП.
В этой связи представляется необходимым создать широкую сервисную сеть различных автопроизводителей, обеспечить контроль за качеством выполняемых ремонтных работ. Это позволило бы обеспечить соблюдение условий эксплуатации транспорта, необходимую обратную связь с производителями и в конечном счете повысило бы их ответственность за изготовленную продукцию.
Внедрение такой системы не может рассматриваться в отрыве от существующей системы технического осмотра транспортных средств, которая позволяет с большой достоверностью оценить техническое состояние существующего парка транспортных средств. Созданная за последние пять лет система зарекомендовала себя как жизнеспособная и позволила в 2003 году обеспечить проверку с использованием технических средств диагностики около 70 процентов всех транспортных средств, эксплуатируемых в Российской Федерации.
Кроме того, немаловажным фактором, влияющим на неудовлетворительный уровень технического состояния транспортных средств, является отсутствие четкой системы, регламентирующей порядок ввоза из-за рубежа подержанной автомобильной техники, которая по своим техническим характеристикам не соответствует необходимым требованиям, установленным в нашей стране (в том числе с учетом принятого правостороннего движения, требованиям к внешним световым приборам).
К сожалению, отечественная автомобильная промышленность не обеспечивает должного технического уровня для новых транспортных средств. И многие подержанные иномарки дадут сто очков вперед свежим "Жигулям".
- Виктор Николаевич, мне, как журналисту, близка тема пропаганды безопасности движения. Может, в ее недостатке, недооценке и кроются все беды?
- Да, данные социологических опросов свидетельствуют о недооценке обществом потенциальной опасности дорожного движения, об отсутствии объективной информации о сложившейся на улицах и дорогах страны ситуации с аварийностью.
Очевидно, что формированию правосознания участников дорожного движения способствует проведение пропагандистских кампаний, мероприятий, несущих целевую установку воспитательного воздействия и направленных на выработку нравственно-правовых убеждений в необходимости соблюдать Правила дорожного движения.
И я хочу сказать, что СМИ следовало бы шире пропагандировать образ законопослушного водителя, пешехода, в целом - уважительные, доверительные отношения на дороге. С тем чтобы исключить во взаимоотношениях участников дорожного движения агрессивность, хамство и вседозволенность. И такая работа уже ведется. Ваша газета тоже немало делает для пропаганды безопасности движения среди военных. Что важно, ведь многие солдатики впервые самостоятельно садятся за руль в войсках.
По-моему, только целенаправленная работа в области обеспечения безопасности дорожного движения, совместные усилия всех заинтересованных государственных органов, общественных объединений позволят переломить ситуацию с аварийностью на российских дорогах, сделают их действительно безопасными для всех участников дорожного движения.
***
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Кирьянов Виктор Николаевич родился в 1952 году в г. Тихвин Ленинградской области. С 1974 по 1994 год он работал на различных должностях в родном Тихвине. С 1994 по 2001 год - в руководстве ГАЙ-ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В 2001 году назначен заместителем начальника ГУ ГИБДД СОБ МВД России, а в 2003 году стал его начальником.
Кандидат юридических наук. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации.