У вас еще нет нашей рекламы? Тогда мы едем к вам!
Хотите хорошо зарабатывать, практически не делясь с государством и при этом делать это совершенно законно? Возмущение государственных органов, недополучающих в бюджет налогов, недовольные лица ГИБДДэшников, ненависть конкурентов, раздражение граждан, которых реклама и так достала и дома, и в метро, и на ТВ, а тут еще она тащится за тобой и что-нибудь предлагает - все это эмоции. Все действительно законно. По крайней мере, пока законно - нет еще в нашем законодательстве норм, ограничивающих новый, остроумный и весьма прибыльный вид бизнеса: мобильную рекламу, или рекламу на брэндмобилях.
Двигатель торговли. В самом прямом смысле
С 2003 года в центре Петербурга запрещено размещать крупноформатную (площадью более 10 кв. м) наружную рекламу. Но центр города - самый лакомый кусочек для любого производителя, продавца и рекламного агентства. И нет такого рекламодателя и рекламопроизводителя, который бы согласился просто так отказаться от такой вкуснотищи. И способ был придуман замечательный: если рекламу нельзя размещать на городской земле, значит, ее надо размещать на территории частной. И лучше, если эта территория сама найдет и в буквальном смысле догонит потенциального потребителя.
Наверняка петербуржцы уже видели на городских улицах длинные машины (чаще всего переоборудованные "газели") с установленными на них рекламными щитами размером примерно 3х6 м (общая площадь размещения рекламы - 38,25 кв. м). На двухсторонних щитах "домиком" что-нибудь более или менее красочно рекламируется, машины могут светиться, мигать, орать, играть музыку или же в течение 12 часов (по желанию клиента) непрерывно скандировать рекламный слоган рекламодателя - пока не вобьет его в голову обывателя.
Лучше всего, если такая машина будет стоять, и желательно где-нибудь на Невском. Проходимость Невского - несколько миллионов человек в день. И все они увидят такую рекламу - не заметить ее просто невозможно, а если и не заметят, она все равно вас найдет.
На многих центральных городских магистралях длительная стоянка автомобилей запрещена. Не беда - рекламная штуковина плавно передвинется метров на 100 вперед и снова встанет - мало ли, сломалась или же водитель в туалет пошел. Сотрудники ГИБДД только разводят руками - почти за год существования таких брендмобилей в Петербурге не было ни одного случая нарушения ими ПДД, габариты также соответствуют всем нормам. Впрочем, если бы брендмобиль и припарковался где-нибудь в неположенном месте, попробуй увезти такую махину на эвакуаторе - все движение на несколько часов застопорится.
Пробки на дорогах - тоже хорошая вещь. Вотрется такая передвижная реклама между автобусами, и пассажиры, хочешь не хочешь, вынуждены будут изучать преимущества одних пельменей или пива перед другими. Можно, конечно, отвернуться - но тогда в машине могут включить звук, и то, на что вы не захотите смотреть, вам озвучат.
По желанию клиента брендмобиль может деликатно постоять перед каким-нибудь универсамом - и, будьте уверены, продажи рекламируемого товара в этом универсаме в этот день повысятся. А может и неделикатно пофырчать в час пик у остановки общественного транспорта - народ, конечно, будет ворчать, но рекламу-то все равно запомнит. Поэтому неудивительно, что уже сейчас юная мобильная реклама занимает, по оценкам экспертов, около 0,8% всего рынка наружной рекламы в Петербурге.
Гениальное - просто. Городу - сложнее
Отчаяние производителей крепкого алкоголя, связанных запретом на рекламу своей продукции вне мест продажи, стало толчком к развитию этого бизнеса. И два года назад в Москве появились первые мобильные рекламы - машины с рекламными постерами просто вставали около вино-водочных магазинов.
Летом 2004 года уже в Петербурге две предприимчивые молодые гражданки Наталья Жиронкина и Анастасия Чигалейчик - профессионалы в области РR-технологий организовали рекламное агентство ООО "Ремар". В Автотранспортном институте был заказан проект рекламоносителя нового формата, отвечающий всем необходимым условиям для работы в центре города: соблюдение габаритов по высоте и длине, подходящее под понятие легкового автомобиля. Затем новый вид транспорта был официально зарегистрирован как торговая марка "брендмобиль". И уже в октябре 2004 года первый рекламный автомобиль поехал по улицам Питера.
Тарифы зависят от района города, где будет курсировать мобильная реклама, - в центре, например, 8 часов работы машины с рекламным постером стоят около 5 тысяч долларов.
Все просто и эффективно до гениальности. При этом самое гениальное, что издержки - минимальные по сравнению с перспективами развития бизнеса. Но только ли за счет эффективности такой рекламы и привлечения новых клиентов?
Увы, не только. Хозяева этого нового вида рекламного бизнеса, в отличие от своих коллег - распространителей наружной (лайтобоксы, перетяжки, билборды и пр.) и транзитной (на транспорте), рекламы, не платят в бюджет, их не касается самый серьезный налог - налог за землю или же за место. Потому что они не используют ни городские площади, в отличие от "наружников", ни общественный или железнодорожный транспорт, в отличие от "транзитников". Их место размещения - их частная собственность. А на своей частной собственности гражданин может рекламировать что и как захочет.
Объемы размещения наружной рекламы в Санкт-Петербурге без учета рекламы в общественном транспорте и метро в 2004 году составили $75 млн. В 2005 году эта цифра ожидается порядка $85 млн. Совокупный рекламный бюджет петербургских фирм в 2004 году составил $270 млн., из них 35% приходится на наружную рекламу. Доход от наружной рекламы в бюджет Петербурга в 2004 году составил 588 млн. рублей. Однако доли мобильной рекламы тут нет вовсе.
Есть еще ряд проблем, о которых необходимо сказать. Пока в Петербурге на такой вид деятельности имеют лицензии всего две фирмы. Однако очевидно, что в самое ближайшее время их станет намного больше. Что в таком случае ожидает город? Неизбежно произойдет перераспределение доходов между теми фирмами, которые платят городу, и теми, кто, пусть и законно, этого не делает. "Наружка" может уйти и вовсе - в самом деле, зачем платить, если можно не платить и при этом отлично зарабатывать? А ведь наружная реклама городу действительно необходима.
В нерегулируемый государством бизнес непременно попытаются войти другие желающие. Да, брендмобили соответствуют всем нормам и по эстетике, и по правилам ГИБДД. Но по идее любой гражданин может разместить на своем авто любую рекламу, и как это будет выглядеть - трудно представить.
Любой бизнес должен быть регулируемым. Вспомните неконтролируемую уличную торговлю, разнузданную рекламу интим- и магических услуг, сколоченные из чего попало ларьки.
Мы ничего не имеем против нового вида рекламного бизнеса, против остроумных коммерческих инициатив. Но надо подумать и о будущем. Сегодня, набрав в интернетовском поиске "рекламе на автомобилях", ваш корреспондент получил штук 15 ссылок на различные петербургские фирмы, предлагающие подобные услуги. А что будет завтра?
***
Комментарии
Наталья Жиронкина, генеральный директор РА "Ремар":
- Мы никому не мешаем, мы - просто новые. Да, мы первыми додумались создать и сконструировать принципиально новый рекламоноситель, мы имеем патент на торговый знак Brandmobil. Действительно, мы не платим в Городской центр по размещению рекламы налогов. Таков закон. Но мы платим транспортный налог, НДС, налог на имущество, налог на рекламу, налоги во все внебюджетные фонды. Городу мы отрабатываем добрыми делами - например, 9 мая наши автомобили совершенно бесплатно оповещали петербуржцев о праздничных мероприятиях. Вложения тоже велики: один брендмобиль без доработки (инсталляция звукового и светового оборудования, проводка звука, генератор света, оформление и пр.) стоит порядка 450 тыс. рублей. Если говорить о конкуренции с представителями наружной рекламы, то даже при расширении парка машин и дальнейшем успешном развитии бизнеса мы все равно вряд ли займем больше 1% общего рынка наружной рекламы. Поэтому для "наружников" мы не конкуренты. Да, эффективность нашего рекламоносителя высока. С октября 2004 г. мы поработали с 26 компаниями-рекламодателями, с большинством из них контракты уже продлены.
Александр Кадыров, директор ГУП "Городской центр размещения рекламы":
- На мой взгляд, брендмобили - очередная уловка предпринимателей для того, чтобы не соблюдать правила размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге, а также не платить за этот вид рекламы в городской бюджет. Пока они составляют не больше одного процента от общего рынка наружной рекламы и не представляют серьезной угрозы для бюджета, однако ситуация может измениться, если данная услуга широко распространится. На данный момент главное негативное последствие брендмобилей - ухудшение и без того сложной ситуации на петербургских дорогах. Кроме того, машины с мобильными щитами под видом поломки или по другим причинам паркуются на центральных площадях и трассах, на обочинах узких улиц, чем создают дополнительные препятствия для движения транспорта. Часто для парковки используются те участки, где стационарная крупноформатная реклама запрещена: например, излюбленным местом стоянки являются Невский проспект, около Казанского собора, площадь Восстания, Исаакиевская площадь.
Брендмобили - частная собственность, и потому город не имел необходимых рычагов воздействия на их владельцев. В новой редакции Правил размещения рекламы предусматривается усиление контроля со стороны администрации Санкт-Петербурга за всеми сегментами наружной рекламы, в том числе и рекламы на транспорте.
Мы поинтересовались мнением коммерсантов о новом виде рекламы.
Марина Паукова, руководитель отдела рекламы компании "Орими Трэйд":
- Для нас подобное размещение рекламы не особенно интересно, в рекламе своей продукции (чай, кофе) мы отдаем предпочтение размещению на телевидении, в печатных СМИ. Кроме того, оценить эффективность подобной рекламы практически невозможно. Но, думаю, она может заинтересовать представителей тех рынков, где существуют ограничения по рекламе (табачники, производители пива, спиртных напитков и т. п.)
Ольга Усенко, менеджер по маркетингу и рекламе Торгового дома "Перекресток" (из интервью журналу "Top Manager"):
- Почему вы решились рекламировать свой товар (услугу) на брендмобиле?
- Отсутствие свободных носителей формата 3 на 6 в центре города на момент принятия решения.
- В чем вы видите преимущество по сравнению с другими видами рекламы?
- Мобильность. Возможность задать собственный маршрут (для продовольственного магазина это актуально, мы ориентируемся во многом на локальный рынок и транспортные потоки по определенным улицам).