Перейти к основному содержанию

Главная      АКТУАЛЬНО

АКТУАЛЬНО

Расступись! Маршрутка мчится

Шумахерство на дорогах, погоня за кушем маршрутников и их нанимателей - все это стало привычной городской картиной. Садясь в маршрутный автобус, мы не можем быть уверены в собственной безопасности. Кто следит за порядком на дорогах, какие правила должны соблюдать кондукторы, и когда рынок перевозок приблизится к цивилизованному корреспонденту "СГ" рассказал заместитель руководителя Красноярского краевого отделения Российской транспортной инспекции Валерий Ефимович КРАЕВСКИЙ:

- Валерий Ефимович, ситуация на дорогах города достаточно напряженная. Кто отслеживает техническое состояние автобусов, и почему иногда на маршрут выходят единицы транспорта, которым не место на дороге, например, с ненадежными тормозами, проваливающимся полом, ненормированным выбросом выхлопных газов?

- Контроль за техническим состоянием автобуса либо организация этого контроля накладывается на владельца лицензии. В первую очередь за состоянием транспорта должен следить его владелец. Законодательством также предусмотрен контроль, но слишком он мягок: по закону техосмотр проводится лишь два раза в год. Но шесть месяцев - слишком большой разрыв.

За эти полгода автобус может превратиться из технически исправного в абсолютно неисправный, а это лишний и неоправданный риск. Добросовестный предприниматель в течение шестимесячной передышки должен следить за состоянием автобуса, но жизнь, как правило, показывает обратное. Механики-контролеры ставят подпись под протоколом "осмотра" фактически неисправного автобуса и выпускают его на линию. Причем таких случаев очень много. И даже не пугает штраф, предусмотренный ГИБДД (500 рублей). Предпринимателю нужна ежедневная выгода, отсюда и все беды.

Постепенно административный кодекс и правила дорожного движения ужесточат требования к владельцам маршруток. Если раньше было достаточно техосмотра раз в полгода, то сегодня штрафные санкции и контроль вряд ли дадут расслабиться. Я думаю, в течение года ситуация изменится в лучшую сторону.

- Техническое состояние междугородного транспорта также зачастую хромает. Но, по идее, этого быть не должно...

- Согласен. Вообще, с междугородных перевозок более жесткий спрос, и тем не менее жалобы есть. Да, в правилах имеется список причин, по которым автобус не может выйти на линию, например, наличие неисправности в тормозной системе, нефункционирующих стеклоочистителей и т. д. Но нигде не написано, что автобус нельзя выпускать, если в салоне холодно, сиденья рваные и грязные, а пол проваливается под ногами. Я не говорю, что все автобусы междугородных маршрутов в плачевном состоянии.

- Насколько я знаю, междугородные автобусы отбираются по конкурсу? Тогда почему так?

- Да, действительно, межобластные перевозчики заключают договоры на конкурсной основе. Но, видимо, требования недостаточно строги, почему и всплывают разного рода казусы: автобусы ломаются на трассе, пассажиры подвергаются риску...

Нужно ужесточать условия конкурса, тогда жалоб станет значительно меньше. Я знаю добросовестных предпринимателей, которые хотели бы осуществлять междугородные перевозки и готовы предоставить для этого современный комфортабельный транспорт. Но пока им это не удается. Мне кажется, время допотопных "ЛАЗов" с гуляющим по салону ветром и рычащим во всю мощь двигателем отошло. Заплатив несколько сотен рублей, человек вправе рассчитывать на комфортный проезд. И главное, что желающих обеспечить качественное обслуживание, хватает. Межгород - это прибыль и стабильная работа, и люди туда рвутся. Но пока все остается как есть.

- Культура обслуживания внутри салона как-то закреплена законом? Люди часто жалуются на грубость и хамство кондукторов, их неряшливость.

- Насчет моральных норм, плохого поведения закон молчит, это уже на совести каждого, а вот внешний вид кондуктора четко обозначен в правилах пассажирских перевозок Красноярска. Там сказано, что кондуктор должен иметь при себе специальную сумку, нарукавную повязку и нагрудный знак, которые выделяли бы его в массе людей. Если свидетельства того, что перед вами кондуктор, нет, человек вправе не платить за проезд.

Вся разница между вами и сегодняшними кондукторами в том, что у них имеется рулончик с билетами, а у вас - нет. Теоретически я также могу найти рулон билетов, войти в автобус и начать рассчитывать пассажиров. И самое интересное, что люди мне поверят и будут платить. Однажды я ехал в маршрутке и задал кондуктору вопрос: где доказательства того, что вы действительно кондуктор, и почему тогда вы не вписаны в путевой лист? На что он мне ответил: я в трудовых отношениях не состою, а просто помогаю водителю.

Получается - мифическое существо. Но если кондуктора нет в автобусе, по тем же правилам пассажирских перевозок расчет должен осуществлять водитель. Пассажир может заплатить за проезд водителю и будет прав. Однако пассажиры боятся и не хотят вступать в прения с кондукторами. Проблема налицо, но пока она никак не решается. Мы хотели вместе с департаментом транспорта провести рейды и привести все в соответствие.

- Такие рейды уже были?

- Нет, но в дальнейшем мы все-таки планируем провести подобную работу. Сегодня мы ведем переговоры с перевозчиками, чтобы они улучшали условия обслуживания пассажиров. Некоторые предприниматели уже отреагировали на наше предложение. Как могли заметить горожане, в некоторых автобусах появились автоматические устройства, объявляющие автобусные остановки.

Примерно на 160 красноярских автобусах установлены такие устройства, причем благодаря инициативе предпринимателей. Нравится это горожанам или нет, судить не берусь. Но водителям и кондукторам, проводящим сутки напролет на маршруте, нововведение пришлось по душе, говорят, стало удобнее работать, увеличилась наполняемость автобусов, кондукторы опять же меньше устают. Мне кажется, это хорошая тенденция. Не каждый кондуктор точно знает остановки и хочет их объявлять, а когда это делается автоматически, по-моему, это неплохо.

- Согласна, но частично. Иногда предприниматели злоупотребляют полномочиями и в промежутках между объявлением остановок вклинивают навязчивую рекламу. Буквально недавно ехала в муниципальном транспорте и "вкушала" подробный рассказ о достоинствах "Торгового квартала" на Свободном.

- Я тоже не приветствую такое навязывание. Я бы назвал это ущемлением прав и свобод человека. Пассажирские перевозки - определенный вид услуг. Получая какую-то услугу, человек вправе знать о ней необходимую информацию. Заплатив пять или шесть рублей, я вступаю с перевозчиками в договорные отношения: меня обязуются доставить из точки А в точку В, объявлять остановки и т. д. Но реклама в данный договор об оказании услуг не включалась.

- Что делать, если человек столкнулся с подобной ситуацией?

- В данном случае необходимо обращаться в правозащитные органы. Сегодня в каждом районе города есть отделы по защите прав потребителей, и можно обратиться туда с письменным заявлением. Либо прибегнуть к помощи антимонопольной службы.

- Не так давно в Красноярске заработала система "Пеленг". Первые итоги уже можно подвести?

- Да, результаты есть, но они отнюдь не радостные. В основе своей это была неплохая система, но чтобы она эффективно заработала, необходимы были дополнительные капиталовложения. А мы остановились на первом этапе: система есть, она централизованно отслеживает движение маршрутов, но регулировать этот процесс (давать команду диспетчерам, передавать информацию владельцам автобусов, координировать действия маршрутников) не может. Да, мы видим на экране, как несется какая-то птичка... Видим-то видим, а дальше что? Погрозим ей кулаком - и все? То есть, пока система желаемого эффекта не принесла, нужны деньги на второй этап.

- Получается, что "кукушки" как регулировали движение, так и продолжают свою работу. Как вы вообще относитесь к этому явлению?

- Я крайне негативно отношусь к "кукушкам" , но не обвиняю в этом их самих. Естественное желание предпринимателей заработать больше прибыли привело к возникновению в Красноярске такого явления. Как говорится, появился спрос, появилось и предложение. Но дело не в самих "кукушках" , а в отсутствии других методов регулирования движения транспорта. Централизованной системы, которая смогла бы вытеснить с дорог "кукушек" , пока нет, поэтому сегодня мы имеем то, что имеем.

Вообще "кукушки" - позорное явление нашего города. Не многие российские города могут похвастаться подобной тенденцией. "Кукушки" , вопреки бытующему мнению, не регулируют порядок на дорогах, а дестабилизируют его. Почему? Каждая "кукушка" работает на определенного хозяина, и нет такой главной "кукушки" , которая регулировала бы общий процесс.

Одна "кукушка" может работать на несколько маршрутов, а как же остальные? Ведь у нас в городе есть магистральные маршруты, куда стекается весь поток автобусов: пр. Свободный, ул. Маркса, ул. Ленина, пр. Мира, ул. Копылова. И получается, что порой одна "кукушка" будоражит и ставит на уши всех. Возникают пробки, пассажиры нервничают и так далее. Поэтому, конечно, централизованная система городу нужна, но сегодня все уперлось в отсутствии денег.

- Какова, по-вашему, идеальная картина внутригородских перевозок?

- Идеальная картина - когда на рынке существует здоровая конкуренция. Укрупнение и централизация - путь к здоровой конкуренции. Если слабый потянется к сильному, мы сможем отойти от той дикой конкуренции, которая есть сегодня на дорогах. Я против того, чтобы на одном маршруте стояло четыре-пять предпринимателей, и каждый пытался сорвать свой куш. Тогда начинается война, гонки на дорогах, разборки... Думаю, постепенно мы все-таки придем к цивилизованным перевозкам.