...А НЕБЕРЕЖЕННОГО ГИБДД СТЕРЕЖЕТ
По-прежнему напряженным остается положение с безопасностью дорожного движения. Огромный поток автотранспорта, несоизмеримо с этим малоразвитая дорожная инфраструктура, пренебрежение многими водителями правилами дорожного движения - все это создает дополнительный риск в и без того небезопасной сфере автовождения.
Так или иначе, обеспечивает должный порядок старый друг водителей - ГИБДД. Несмотря на непростые условия, дагестанская автоинспекция старается динамично развиваться как в техническом направлении, так и в плане повышения уровня личного состава.
Тем не менее, статистика вызывает тревогу. С начала года (на 26.04.2005) в республике произошло 340 ДТП, в которых погибло 94 и ранено 418 человек. С этой темы мы и начали наш разговор с руководителем Управления ГИБДД РД полковником Расулом Газимагомедовым.
- Расул Маликович, в Дагестане уровень тяжелых последствий ДТП один из самых высоких по стране. В чем причина этого?
- Действительно, если общий уровень аварийности не превышает среднероссийский, то среднее количество смертельных исходов в результате ДТП у нас в 2-3 раза выше, чем по стране.
Причин тому несколько, и технических, и моральных.
Последнюю из указанных я считаю основной. Дагестанский водитель отличается весьма низкой культурой поведения на дорогах, неуважением прав других участников дорожного движения. Поэтому удивляться такой неблагоприятной статистике не приходится. Примечателен один факт, который для меня остается до сих пор поразительным - из месяца в месяц в городах регистрируется немалое количество наездов на пешеходов. Если водитель придерживается установленной для езды
внутри города скорости (от 40 до 60 км|ч), то избежать наезда было бы очень легко. Конечно, часть вины в иных случаях ложится и на пешеходов, но, прежде всего, виноваты те, кто, сев за руль, не видит ничего вокруг и перед собой, думает лишь о том, как бы первым проскочить.
Если наезды на пешеходов - это бич городского траффика, то подавляющее большинство тяжелых аварий - столкновений машин друг с другом, опрокидываний имеет место на федеральных автотрассах. Причины те же - преступная бесшабашность и лихачество.
Хочу также отметить, что сегодня значительная часть автодорог, в том числе федеральных, не отвечает возросшим в связи с увеличением числа автотранспорта и качественно иным нагрузкам дорожного движения требованиям. Особое беспокойство вызывает участок дороги от Махачкалы до поселка Манас. Эта дорога изначально была предусмотрена для передвижения сельхозавтотранспорта. Впоследствии она получила статус федеральной, сегодня она ведет в сторону южной границы республики, по ней проходит оживленное движение.
И, наконец, другая основная причина большого числа тяжелых последствий автоаварий - отсутствие своевременной медицинской помощи. Мы постоянно выходим перед правительством с инициативой совместного дежурства наших сотрудников и бригад скорой медпомощи, хотя бы на постах федеральных автотрасс. Министерство здравоохранения ссылается на отсутствие финансов. А вот в Татарстане, где эта инициатива была введена, при уровне аварийности в 2 раза выше чем, к примеру, у нас, уровень смертельных исходов в два раза ниже.
- Порядок на дорогах напрямую зависит и от принципиальности автоинспекторов. У нас зачастую приходится видеть, как автомобиль (чаще всего мощная иномарка) на предельной скорости пролетает по центральным городским улицам на глазах индифферентных к этому сотрудников ГИБДД, ДПС. А останавливают и штрафуют в основном водителей скромных авто. Похоже, некоторым из ваших подчиненных не хватает жесткости, воли в вопросах борьбы с нарушителями?
- Каждый сотрудник ГИБДД, находясь на рабочем месте, должен жестко пресекать любые нарушения правил дорожного движения. Но за каждой машиной не погонишься и не будешь разбираться с каждым из так называемых «крутых».
- Помнится, некоторое время назад вы говорили о том, что приступили к созданию специального силового подразделения, которое будет жестко реагировать, в том числе и в подобных случаях. Как действует это подразделение?
- Речь идет о спецроте ГИБДД. Результаты деятельности спецроты я бы оценил как высокие. С ее участием мы периодически проводим широкомасштабные рейды по всей республике. По итогам таких мероприятий каждый раз задерживается до 30-40 отъявленных нарушителей.
- В криминальных новостях Северный Кавказ, в том числе и Дагестан, называют регионом, куда для сбыта переправляется большое количество автотранспорта, угнанного в разных концах России. Что было выявлено УГИБДД РД в этом направлении?
- Среди поступающего в Дагестан автотранспорта очень многие имеют криминальное происхождение. С начала этого года органы розыска УГИБДД МВД РД задержали 106 автомобилей, находящихся в розыске по угону. Это немалая цифра. В прошлом году нами были задержаны две крупные преступные группировки, состоящие из граждан Азербайджана, которые были уличены в провозе целой серии автомобилей, угнанных в Москве. Это был отлаженный канал провоза криминального автотранспорта, который нам удалось пресечь.
Кроме угнанного, в Дагестан поступает немалое количество автотранспорта с нарушением тех или иных норм законодательства. Среди них очень много иномарок, которые ввозятся из-за рубежа в обход таможни. Некоторые владельцы в своих неблаговидных целях перебивают идентификационные номера автодвигателей, подделывают документы. За подобные нарушения в этом году ГИБДД был запрещен к эксплуатации 561 автомобиль.