Мини-байкеры
По городу колесят скутеры без номеров. Это позволяет владельцам вести себя на дороге как хочется.
АВТОЛЮБИТЕЛИ-профессионалы презрительно называют их "мотогадами". Инспектора ДПС, завидев это несущееся с явными нарушениями правил транспортное средство, отворачиваются. И хотя количество молодых людей, лихо выписывающих виражи на мопедах, растет в геометрической прогрессии, наводить порядок в стане этих беспечных ездоков городские власти начали только в этом году.
Исполняя постановление правительства Москвы, столичная Госавтоинспекция начала выдавать водителям скутеров разрешения на вождение. Получить этот документ могут лица не моложе 16 лет, прошедшие проверку на знание ПДД. В перспективе собственники мопедов обязаны будут регистрировать их в милиции в течение 5 суток после приобретения. Однако пока о такой сознательности мини-байкеров речь не идет. Да и с правами-разрешениями, получение которых на сегодняшний день необязательно, выходит не слишком хорошо. По данным начальника московской ГИБДД Сергея Казанцева, с начала года за этим документом обратились аж... 7 человек. При этом назвать точное число мопедов, колесящих сегодня по столице, не может никто.
По действующему общероссийскому законодательству транспортное средство с двигателем объемом менее 50 см(3)не надо ставить на учет, управлять им можно без водительского удостоверения. Однако этот закон был принят несколько десятков лет назад. А сегодня скутер, подходящий по своим характеристикам под этот нормативный акт, легко может развивать скорость до 100 км/ч и является полноправным участником дорожного движения, как и автомобиль. С той лишь разницей, что его водителю закон не писан. Ведь даже если скутером управляет ребенок, не достигший 16 лет, или взрослый подшофе, гаишник не имеет права задержать ездока или отобрать у него права. Тем более что этих прав у него может и не быть. "Такая ситуация часто приводит к серьезным авариям, - рассказал Казанцев, - недавно погибли две девочки, катавшиеся на скутере".
Ясно, что идея не допускать к управлению мопедами людей, не знающих правил, верна. Однако никакое постановление московского правительства проблему не решит. Ведь даже если инспектор остановит скутер и потребует выданное столичной ГИБДД разрешение на вождение, водитель всегда может сказать, что приехал из другого региона и о здешних порядках ничего не знал. Милиционер даже не сможет конфисковать мопед - ведь это частная собственность. И еще: даже поставив мопед на учет и получив разрешение, его хозяин не обязан оформлять полис автостраховки гражданской ответственности. Выходит, что если в результате аварии пострадает чья-то машина, оплата ремонта будет целиком на совести водителя мопеда. А с совестью у них, как правило, негусто.