Как выбить пробку из Москвы
Столичных водителей ожидает новость: будет повышена ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Санкции будут равноценны нарушениям, а штрафы будут выше, чем в среднем по стране.
Растянувшиеся на сотни метров пробки уже давно стали для столицы обычной картиной. Ежедневно в часы пик движение на ряде московских магистралей останавливается, создавая массу неудобств для водителей, сотрудников Госавтоинспекции, пешеходов, пассажиров общественного транспорта и городской экологии. А уж если возникают какие-то чрезвычайные ситуации в виде природных катаклизмов или ДТП, то пиши пропало - водители предпочитают бросать авто и добираться до места назначения общественным транспортом. Как выбить пробки с московских дорог? - этот вопрос уже не один год мучает столичное правительство. Похоже, на этот раз власти Москвы серьезно задумались и решили одним махом разобраться и с пробками, и с парковкой, и с нарушениями Правил дорожного движения.
Корень всех дорожных проблем - в несовершенстве законодательной базы. "Многим постановлениям уже более десяти лет, к тому же они усреднены для всей России. Некоторые крупные города давно превысили эту планку, - считает глава Центра организации дорожного движения правительства Москвы Леонид Липсиц. - Вместе с депутатами мы пытаемся изменить эту ситуацию. Законодательная база должна соответствовать реалиям, которые существуют на сегодняшний день". По жалобам автомобилистов и результатам служебных проверок столичный Департамент транспорта подготовил проект постановления о создании Городской службы перемещения транспортных средств. Этот документ, составленный по инициативе депутата Мосгордумы Ивана Новицкого, уже готов к подписанию и в ближайшее время вступит в силу.
По замыслу Новицкого, служба будет осуществлять централизованный контроль всех транспортных потоков в столице, отслеживать нарушения и принимать жалобы водителей. А повод для жалоб найдется. Какие сюрпризы готовит автолюбителям столичное правительство? Во-первых, в город вернутся эвакуаторы. Их хотели было отменить совсем, но с декабря прошлого года, когда Юрий Лужков временно приостановил их деятельность, количество нарушений парковки возросло в восемь раз. В связи с чем соответственно уменьшилась проходимость дорог и возросло количество ДТП. Эвакуаторы, решили московские власти, дело полезное, однако опыт показал, что здесь нужно учитывать пожелания водителей. Проанализировав 96 поступивших в Департамент транспорта и связи жалоб, работу по эвакуации решили организовать следующим образом. Водителей эвакуаторов снабдят цифровой камерой, на которой будет сделано пять снимков. На первом - машина на фоне, свидетельствующем о неправильной парковке. На других снимках - авто с разных сторон, дабы избежать обвинений со стороны водителя, насчет того что во время эвакуации автомобиль был поврежден. О местонахождении машины ее хозяин сможет узнать, позвонив в Службу безопасности и контроля при Городской службе перемещения транспортных средств. Все эвакуаторы будут оборудованы системой навигации, и за их передвижением по городу будут тщательно следить.
Значительным изменениям подвергнется система столичных парковок. Парковщики пользуются своим положением и с потолка назначают цены за место на стоянке. В связи с этим вышло предписание Федеральной антимонопольной службы о том, что за парковку можно вообще не платить. Леонид Липсиц утверждает, что о предписании ничего не слышал, но признает справедливость обвинений в адрес парковщиков. Бороться с нерегулируемыми тарифами будут посредством автоматизированной системы оплаты места на стоянке. В сентябре-октябре водители будут платить за парковку с помощью карточек. Покупаешь карточку, вставляешь в специальный автомат, который снимает определенную сумму со счета. Время стоянки и произведенная оплата будут опять же фиксироваться Службой безопасности и контроля. До введения автоматизированной системы тарифы остаются теми же: от МКАД до Садового кольца - 9 рублей, 10 рублей - между Садовым и Бульварным кольцом и за парковку внутри Бульварного кольца - 11 рублей в час. Большинство автолюбителей платят за час стоянки порядка 50 рублей. Во избежание переплаты Департамент транспорта советует брать с парковщика квитанцию или обращаться непосредственно в органы ГИБДД. "Бесплатных парковок в Москве не будет, - заявил Леонид Липсиц. - Неправильно оставлять город без контроля. Мы рассматриваем парковки как средство организации движения в городе и принимаем меры, направленные на поддержание нормальной жизни москвичей: и водителей, и пешеходов. Москвичи не привыкли платить, но, пока не придем к цивилизованному отношению к парковкам, проблему не решим". В качестве примера "нецивилизованного" отношения - забитая машинами площадь Курского вокзала, рядом с которым находится полупустая подземная стоянка в развлекательном центре "Атриум".
Несмотря на стоянку в "Атриуме", на большей части центральных улиц Москвы сложно "законно" припарковать авто. По всей видимости, скоро сделать это будет практически невозможно. По словам Леонида Липсица, нехватка машиномест в центральной части Москвы на данный момент составляет 50 000. В центре города выявили ряд парковок, расположенных в запрещенных для этого зонах. 15 000 машиномест ликвидируют и будут строить новые места стоянки - правда, пока не решили где именно. В Департаменте транспорта и связи признают, что перенести все ликвидированные стоянки на новые места в центре не получится. В планах на ближайшие годы - строительство в центре Москвы подземных и надземных паркингов по примеру Европы.
По примеру иностранных соседей будет централизована система работы светофоров. Ее пробный запуск уже состоялся на Дмитровском шоссе. Эксперимент прошел успешно: по данным Центра организации дорожного движения, скорость потока на Дмитровке в часы пик сейчас увеличилась на 15 км/ч. Опытным путем планируют проверить эффективность одностороннего движения по ряду центральных улиц и платного въезда в центр города. И если прения по первому пункту продолжаются, то вопрос с платным въездом в центр уже практически решен положительно.
Самой неприятной новостью для автолюбителей станет повышение ответственности за нарушение Правил дорожного движения. По словам Леонида Липсица, санкции должны быть адекватны нарушениям, а средние по России штрафы в Москве уже не работают. То есть наказания для водителей ужесточат только в столице - уровень благосостояния здесь выше. Штрафы штрафами, но как разобраться со взятками сотрудникам ГИБДД, которые, по всей видимости, тоже станут выше и желаннее для "гаишников"?
Очевидно, что Городской службе перемещения транспортных средств предстоит решить еще множество вопросов, прежде чем на улицы придет порядок. Решать проблемы планируют совместно с автомобилистами. После неудачного опыта с эвакуаторами, который приостановили по многочисленным просьбам водителей, столичное правительство решило отказаться от слишком резких изменений. Все перемены по крайней мере формально будут согласованы с теми, кого они так или иначе касаются. В преддверии и во время "дорожных реформ", по словам первого заместителя руководителя Департамента транспорта и связи Москвы Сергея Николаева, прежде всего необходимо наладить обратную связь. Поэтому в ближайшем будущем появятся городской телефон доверия для автомобилистов и система линейного контроля - службы по приему жалоб от автолюбителей при московских префектурах. Специальная дежурная группа будет по просьбе водителя выезжать на место конфликта или ДТП. Отслеживание, архивирование и последующий анализ поступивших звонков позволят проследить, насколько эффективна новая система, с помощью которой столичные власти решили расправиться с хаосом и анархией на московских дорогах. Что из этого выйдет, мы узнаем через три-четыре года. Именно такой срок, считают в Центре организации дорожного движения и Департаменте транспорта и связи, необходим, чтобы воплотить в жизнь масштабные планы по наведению образцового порядка на автомагистралях Москвы.