Проверка на дорогах
Три первых месяца года ознаменовались целым рядом нововведений в структуре ГИБДД. Многие из них, как и предполагалось, коснулись непосредственно автовладельцев. Как бы ни старались законодатели изменить ситуацию на дорогах, неумолимая статистика говорит об одном: количество дорожно-транспортных происшествий и нарушений стабильно увеличивается, причем увеличение это порой измеряется десятками процентов. За информацией о нынешнем положении дел корреспондент "Встречи" обратился к начальнику ОГИБДД ОВД Дубны Юрию Крупенину.
Юрий Васильевич, для начала поговорим о статистике. Какова была ситуация на дорогах Дубны в первом квартале года?
- Практически по всем отчетным пунктам мы видим рост нарушений и ДТП. К примеру, 127 происшествий против 98 прошлогодних - число неутешительное. Это касается и нарушений правил движения - на 35 больше, чем за аналогичный период 2004 года. За три месяца зарегистрировано 7 аварий с пострадавшими, один человек погиб. Отчасти рост ДТП объясняется увеличением количества машин - с 1998 по 2005 год их численность увеличилась почти в пять раз, достигнув отметки 17430 транспортных единиц. Ежегодно к этой цифре будет добавляться 900-1000 единиц. С началом функционирования Центра программирования машин станет еще на порядок больше. Но все же самый главный фактор, влияющий на аварийность, - несоблюдение правил дорожного движения.
По сводкам происшествий, поступающим в СМИ, отчетливо видно, что большая часть происшествий приходится на несколько самых аварийных участков дорог, в том числе на перекрестках. Какое здесь может быть решение проблемы?
- Подавляющее количество ДТП на дорогах происходит из-за непредоставления преимущества движения. Поэтому то, что потенциально опасными участками являются перекрестки - абсолютно закономерно. На основе топографического анализа мы смогли определить несколько очагов аварийности. Среди них есть перекрестки улиц Боголюбова/Вокзальной, Боголюбова/Вернова, Ленинградской/Курчатова, Ленинградской/Мира, Макаренко/Володарского и Володарского/Карла Маркса. Помимо этого заметно увеличилось число аварий на участке дороги от сооружений ГЭС до монумента Ленина (с апреля 2004 по апрель 2005 года произошло 22 ДТП).
Для того чтобы понять, как решить вопрос, нужно определить причины. Порядка семидесяти процентов протоколов, составленных за грубые нарушения правил движения, мы направили в суд. Только в 15 % случаев выносится решение о лишении прав. Иными словами, нарушитель чаще всего платит штраф и продолжает ездить. Итог - увеличение количества нарушений по всем пунктам. Не менее важно в самые ближайшие сроки установить на всех опасных участках "лежачие полицейские" и сделать пешеходную разметку. Замечу: если все так и будет продолжаться, ситуация не изменится к лучшему никогда, и мы выйдем на уровень 2002 года, когда было просто страшно выходить на улицу. Более того, уже сейчас число смертельных случаев на дорогах России превышает количество смертей от рук убийц или в зонах боевых действий.
Во всей области сейчас уделяется большое внимание проблеме детского травматизма. Не отстает ли в этом вопросе Дубна?
- Конечно, мы регулярно проводим действенные сезонные операции, но... на конец апреля прошлого года в городе был один пострадавший ребенок. В 2005 году - уже два. И в первом, и во втором ДТП есть как ошибки водителей, так и вина пешеходов. Как правило, дети не обращают внимания на опасность и очень беспечно относятся к происходящему - нет дисциплины. Подтверждается это и результатами рейдов, во время проведения которых выявляется все больше детей-нарушителей. Сейчас есть три проблемных школы, возле которых просто необходимо установить "лежачие полицейские" и нанести разметку: N 8, N 4 и N 3. Эффект не заставит себя долго ждать: недавно существовала аналогичная проблема со школой N 1, но все благополучно решилось, как только были соблюдены все требования. Если все будет сделано - опасаться нечего и факты детского травматизма станут единичными. В противном случае, повторюсь, быть беде.
От ситуации на дорогах перейдем к вопросу не менее острому - техосмотр в Дубне. "Встреча" уже писала о том, что теперь процедура диагностики стала более тщательной. Но есть и обратная сторона медали - по словам автовладельцев, требования слишком жесткие и зачастую трудновыполнимые. Действительно ли пройти техосмотр так сложно?
- Со сказанным я не соглашусь. К состоянию транспортных средств мы относимся довольно либерально, и нельзя сказать, что инспекторы придираются к каждой мелочи. Всем ясно, что неисправные машины очень опасны. Я имею в виду серь¬езные отклонения от установленных норм: неправильно настроенные фары, нерабочие или плохие тормоза. Некоторые вещи, кажущиеся на первый взгляд мелочами, тоже играют большую роль. К примеру, человек не проходит тех¬осмотр из-за неполной комплектации аптечки. К нам возникают претензии. Но ведь если случится авария, именно от этих медикаментов может зависеть жизнь людей. Поэтому тщательный техосмотр проводится только для блага водителей, пассажиров и пешеходов. Иногда владельцам машин приходится проходить диагностику повторно, поскольку сервисное обслуживание находится не на должном уровне. Лучший выход - это привлечение предпринимателей с последующей постройкой мастерских возле станции государственного технического осмотра - это позволит сэкономить время. К тому же мы готовы сотрудничать, чтобы качество обслуживания повысилось. Быстро и достоверно оценить состояние автомобиля - в наших интересах.
С 1 июня вводится обязательный диагностический осмотр для автомобилей, проходящих ГТО. В связи с этим возникла достаточно серьезная проблема. Дело в том, что та техника, которой мы располагаем, годится только для проверки малогабаритного транспорта, в большей степени - легковых машин. В городе зарегистрировано порядка полутора тысяч единиц грузового транспорта и автобусов. Есть серьезные опасения, подкрепленные предварительным решением Управления ГИБДД Московской области о том, что, если в самое ближайшее время в городе не будет построена оборудованная по всем нормам станция для диагностики и оборудованная площадка для приема экзаменов по вождению, весь техосмотр, регистрация и экзаменация могут перейти в соседний Талдом. Сейчас, по мнению нашего непосредственного начальства, необходимых условий в Дубне нет.
Подводя итог нашей беседе, хочется сказать, что, как бы идеально ни была выстроена наша работа, без финансирования и поддержки городских властей нам просто не обойтись.
Дорожный конструктив
"Аварийность на дорогах - одна из острейших социально-экономических проблем" - об этом гласит итоговый пресс-релиз, подготовленный Управлением ГИБДД УВД Московской области. Статистика, приведенная в документе, говорит об очень сложной обстановке в регионе: за три первых месяца 2005 года на дорогах области зарегистрировано 2169 ДТП, в результате которых погибли 434 человека. Сот¬рудники ГИБДД зарегистрировали более 457 тысяч нарушений
Эти и многие другие неутешительные цифры были представлены журналистам на пресс-конференции, организованной на базе Первого полка ДПС Московской области. Встречи с представителями СМИ уже стали традицией, поэтому в очередной раз разговор шел уже на вполне определенные темы. В первую очередь обсуждались вопросы взаимодействия СМИ и государственных служб в сфере профилактики дорожно-транспортных происшествий. По оценке официальных лиц, такое взаимодействие сейчас находится на низком уровне, и касается это в основном центральных изданий. Ситуация с региональными и городскими СМИ - намного лучше, однако должного влияния на сознание россиян журналистские работы не оказывают. Этими и другими тезисами корреспондентам дали понять: на ситуацию можно реально воздействовать, и эффект этого воздействия зависит от работы СМИ на местах.
В своем обращении к коллегам председатель Союза журналистов Подмосковья Наталья Чернышева еще раз подчеркнула значимость двухстороннего сотрудничества: "Количество жертв аварий на дорогах превышает количество погибших во время боевых действий. Но сложившееся восприятие проб¬лемы обществом можно оценить как равнодушно-фатальное. Задача нашей организации - помогать журналистам в более полном и тщательном раскрытии социальных тем. Тема безопасности дорожного движения - одна из главных. Поэтому мы планируем провести целый ряд мероприятий по работе с прессой".
Отдельной темой для обсуждения послужил вопрос о детском травматизме. 152 ранения и восемь смертельных случаев - серь¬езный повод для беспокойства. К счастью, Талдомский район и Дубна не входят в тройку лидеров по статистике, однако проблема нередко касается и нашего города. Областные профилактические мероприятия, конечно, заметно стабилизируют обстановку, но даже этого недостаточно - многие дети по-прежнему легкомысленно относятся к правилам дорожного движения. Пропаганда в этой сфере ведется регулярно, и положительные результаты дает работа юных инспекторов движения в школах подмосковных городов. Рассказывая сверстникам о потенциальной опасности, дети служат достойным примером. Сейчас на ЮИД возлагают большие надежды. Не как на альтернативу, а как на одну из необходимых составляющих.
Пожалуй, самым интересным для прессы событием стал показ спецтехники с подробными комментариями командира 1-го полка Вячеслава Мамота. Стоит заметить, что в плане технического обеспечения службы Московской области намного превосходят другие регионы. Это обусловлено большой концентрацией транспорта и, как следствие, необходимостью контроля за соблюдением правил. Еще один аргумент - время. Зачастую оформление происшествий занимает не менее получаса. Для того чтобы быстро выявить нарушение, выяснить причины аварии или провести достоверную диагностику, ДПС использует мотоциклы, передвижные пункты медицинского освидетельствования и автомобили, оборудованные новейшими электронными системами. Конечно, стоимость некоторых спецсредств пока не позволяет обеспечить ими подразделения в полном объеме, но даже то, чем располагают сейчас инспекторы, очень помогает в работе.
К примеру, система "Поток" , отлично зарекомендовавшая себя на дорогах Москвы и Подмосковья, фиксирует среди движущегося автотранспорта угнанные машины и подает звуковой сигнал. Передвижной медицинский пункт, несмотря на свои немалые габариты (он оборудован в автобусе "ЗИЛ"), довольно мобилен и может без проблем добраться до места возможной аварии. Для патрулирования дорог Подмосковья предусмотрено недешевое, но очень практичное нововведение - мотоциклы "BMW" , рабочие качества которых журналистам удалось оценить.
Заключительной частью пресс-конференции стала демонстрация возможностей служебных собак, способных обследовать транспорт и находить наркотические и взрывчатые вещества.
В скором времени все существующие новинки покажут себя в серьезном деле, и, как обещают специалисты, статистика следующего года наконец-то станет более утешительной.