"Бешеные табуретки"
Беспечные ездоки на мопедах опасны для жизни
Весна до России все-таки добралась. Всем бы радоваться, да вот только у ГИБДД забот прибавилось - многочисленные "подснежники" выкатили свою застоявшуюся технику из гаражей, вследствие чего аварийность на дорогах резко возросла.
Но проблема не в этом - мотоциклистов в России всегда было много. Дело в том, что страну охватила мода на скутеры - двухколесные мотороллеры с объемом двигателя до 50 куб. см, которые позволяют разогнаться до 60-70 км/ч (так же, как мокики, мопеды, малые мотоциклы - в законодательстве все они именуются мопедами. - Прим. ред.). Беда в том, что по нынешнему отечественному законодательству управлять "табуреткой" может любой 16-летний гражданин. Причем никаких документов на управление и сам агрегат не требуется.
По некоторым данным сегодня в Москве насчитывается около тридцати тысяч скутеров. Официальной статистики не существует.
Любой может купить себе "скакуна" и свободно "гарцевать" на нем, не утруждая себя ни регистрацией, ни знанием правил дорожного движения. Ведь по нашему законодательству скутер приравнен к велосипеду. Отсутствие документов на средство передвижения - раздолье для преступников.
Кроме того, "без правные" участники дорожного движения создают немалую опасность на дорогах, особенно в крупных городах. То и дело можно наблюдать детей, которые по двое, а то и по трое сидят на этом самом скутере и мотаются из ряда в ряд, скажем, на столичном Ленинском проспекте. О многочисленных авариях с участием подростков упоминать, наверное, нет смысла. Поэтому правительство Москвы еще в прошлом году поручило столичной ГИБДД разработать проект закона "О порядке допуска водителей мопедов к участию в дорожном движении в городе Москве". Хотя закон в данный момент еще дорабатывается, получить документ, подтверждающий право на вождение мопеда, то бишь скутера, можно уже сегодня. Однако нет закона - нет желающих. Пока добросовестных владельцев оказалось всего семь: именно столько удостоверений было выдано с начала года.
По новому закону, если он все-таки будет принят, управлять скутером сможет человек, достигший 16 лет и сдавший экзамен по правилам дорожного движения. В случае успеха он получит специальный документ, аналог водительского удостоверения.
Закон должен был вступить в силу 1 января текущего года. Однако из-за многочисленных недоработок и уточнений этого не произошло. Так, например, пока не решен вопрос о штрафах за вождение скутера без прав. Кроме того, если закон окажется только московским, то что делать с юными "наездниками" из Подмосковья?
***
А как у них?
США. Несмотря на то что в США продажи скутеров остаются высокими (примерно 60 тысяч в год), вождение аппаратов требует прохождения специального курса обучения, получения разрешения на вождение по мостовой и отдельно - на езду по тротуарам. В некоторых городах (Нью-Йорк, Сан-Франциско и Чикаго) езду на скутерах по улицам еще в прошлом году намеревались запретить вообще. Однако пока запрет принят в одном только Нью-Йорке.
ГЕРМАНИЯ. Если объем двигателя скутера превышает 50 "кубиков", права и государственный номер обязательны. Если же нет, скутер может свободно использоваться в передвижениях по городским улицам и без водительского удостоверения. Водителю запрещается лишь выезд на автобан, пешеходные зоны, велосипедные дорожки и экологически чистые территории.
ФРАНЦИЯ. Здесь закон об обязательной регистрации скутеров был принят недавно. Таким образом дорожная полиция попыталась решить проблему участившихся краж двухколесного транспорта. При этом обладателям по-прежнему не требуется никакого водительского удостоверения для управления.
ИТАЛИЯ, ГОЛЛАНДИЯ, ИНДИЯ И ЯПОНИЯ. Все скутеры подлежат обязательной регистрации и получению идентификационного номера. Владельцы обязаны иметь права на их управление.