ГИБДД ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
Рост числа автотранспортных средств, снижение дисциплины водителей и целый ряд других факторов заметно обострили проблему обеспечения безопасности на дорогах, причем с каждым годом она становится все злободневнее.
Ежегодно по стране ГИБДД регистрирует более 40 миллионов правонарушений, поэтому вполне понятно, почему эта организация вносит предложения об ужесточении наказаний за нарушения ПДД. Однако любые штрафы и так называемые непопулярные меры без изменения всей системы фиксации и учета правонарушений, без изменения взимания штрафов не только не дадут;, должного результата, но и создадут еще большие проблемы. Дисциплину на дорогах можно поднять только неотвратимостью наказания в сочетании с воспитательными мерами. ОЗПВ предлагает установить более четкие определения степени опьянения. Связано это с тем, что не запах алкоголя, а его количество в крови и индивидуальные особенности человека определяют степень опьянения.
В случае, если водитель впервые допустил управление автомобилем в стадии легкого алкогольного опьянения, не лишать его прав на год или три, как предлагают, а только на один месяц. При этом он должен обязательно посетить не менее пяти лекций.
Сочетание неотвратимости наказания с реальными воспитательными мерами обязательно даст положительные результаты. Нельзя не остановиться на некоторых аспектах взаимоотношений водителя и инспектора ДПС.
Все* проблемы законодательства, все ведомственные вопросы сходятся в одной точке - точке встречи водителя и инспектора.
Почему стало нормой, когда отдельные инспекторы останавливают водителей, берут у них документы и передают своим коллегам, сидящим в автомобиле ГАИ, при этом заставляя водителя садиться тоже в машину ГАИ. Это не единичные случаи, это массовое явление.
По существу происходит задержание водителя, хотя в инструкции ДПС указан совершенно иной порядок. По данным всемирной организации здравоохранения, ежегодно на планете погибает 1,2 млн. чел., а от 20 до 50 млн.
- получают увечья.
При этом 90% жертв автомобильных аварий люди в возрасте от 15 до 40 лет.
Согласно прогнозу экспертов, если не принимать эффективных мер в этой области, к 2020 г. дорожно-транспортный травматизм станет в мировом масштабе третьей причиной утраты трудоспособности.
В нашей стране положение с обеспечением безопасности дорожного движения также обострилось.
За десять лет у нас исчезает население областного центра. А тех, кто остается жив, но еще долго восстанавливает здоровье - в несколько раз больше.
К сожалению, когда в 2002 г. был принят новый административный кодекс, многие полезные меры исчезли. В результате так называемой борьбы за демократию на дорогах не стало повышенной ответственности за повторность нарушений. На практике это означает, что люди привыкают совершать по 20-30 нарушений в год, что приводит к тяжким последствиям с уголовной ответственностью. Ведь смысл административного взыскания - предупредить человека, чтобы он не совершал еще более грубых нарушений, которые будут уже оцениваться в рамках уголовного кодекса.
Получается, что у нас каждый факт нарушения правил должен быть доказан в результате личных контактов с обвиняемым.
Поэтому за рубежом, если автомобиль был снят фото- или видеокамерой, полицейский не ломает себе голову над тем, кто в тот момент сидел за рулем, не разыскивает подозреваемых, а лишь предпринимает штрафные санкции к владельцу машины. В России же надо найти и доказать, что именно этот человек управлял автомобилем в момент совершения данного правонарушения, и предъявить ему штраф на сумму от 50 до 100 руб. Ситуация просто абсурдная. Само законодательство не позволяет использовать передовую технику на наших дорогах.
Необходимо также понимать, что штрафы не панацея от всех бед на дорогах. Подход к решению проблем безопасности дорожного движения должен быть комплексным. Наряду с ужесточением ответственности, необходимо создавать надлежащие условия для безопасности движения за счет строительства качественных дорог, развязок, путепроводов, тротуаров для пешеходов и пр., т.е. создавать всю инфраструктуру, от которой напрямую зависит безопасность дорожного движения. А самое главное - нужно создать систему воспитания культуры участников дорожного движения, добиться, чтобы эта работа стала общенациональной.
Все задействованные в этой сфере стороны должны стать партнерами. Здесь огромную роль могут сыграть авторитет и позиции общественных организаций и гражданских структур. Без привлечения общественных организаций, без их непосредственного и самого заинтересованного участия в деле обеспечения безопасности дорожного движения оздоровить климат на дорогах не удастся, здесь нужны конкретные дела, а не лозунги и декларации. Но к сожалению, сегодня роль многих общественных формирований, партий и союзов пока еще малоэффективна, а порой и формальна.