И кнутом, и пряником
По статистике только с начала года (с 1 января по 24 мая 2004 г.) в Московской области произошло 4014 ДТП, в которых погибли 840 (из них 22 ребенка) и получили ранения 4788 человек (381 ребенок). Из них 310 дорожно-транспортных происшествий произошло с участием пьяных водителей. Получается, почти каждое двенадцатое ДТП происходит по их вине. Ежедневно сотрудники ДПС задерживают на дорогах Московской области до 250 нетрезвых водителей.
Как решить проблему вождения в нетрезвом состоянии? Усилить меры административного наказания или же взывать к совести участников дорожного движения, к их культуре поведения на дорогах? Что работает эффективнее: метод кнута или пряника?
В настоящее время количество ДТП с участием нетрезвых водителей (грубейшее нарушение Правил дорожного движения) растет. Анализ сводок дорожно-транспортных происшествий показывает, что чаще всего вождение в состоянии алкогольного опьянения заканчивается выездом на встречную полосу, столкновением с припаркованным на обочине транспортом (или другим недвижимым объектом).
Несколько дней назад на 5-м километре Бисеровского шоссе в Ногинском районе 34-летний москвич, управляя автомашиной "Фольксваген-Гольф" в нетрезвом состоянии, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомашиной ВАЗ-2105. В результате ДТП водитель и двое пассажиров "Жигулей" получили серьезные телесные повреждения.
Нетрезвыми садятся за руль и подростки. Так, несколько дней назад в деревне Чернево
Зарайского района учащийся 11 -го класса Октябрьской средней школы в состоянии алкогольного опьянения сел за руль автомашины "Москвич-2140". В результате произошла авария: молодой человек не справился с управлением и столкнулся с автомашиной МАЗ-54329 с прицепом. 23-летняя девушка, находившаяся в машине, получила серьезную травму головы. Она госпитализирована в ЦРБ Зарайска. А ведь подобной аварии могло не произойти, если бы учителя и родители больше внимания уделяли вопросам соблюдения Правил дорожного движения и прививали детям культуру поведения на дорогах.
У ГИБДД, ГУВД Московской области регулярно проводят мероприятия, нацеленные на профилактику правонарушений, в частности, управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Проводимые профилактические операции уменьшают количество нарушений Правил дорожного движения и, как следствие, сокращают число дорожно-транспортных происшествий. Но это не может полностью решить проблему аварийности.
Усугубляет проблему и то, что сегодня в Кодексе об административных правонарушениях РФ не предусмотрены строгие наказания за вождение в нетрезвом состоянии. В европейских странах наиболее строгими с юридической точки зрения видами наказания являются огромный штраф и даже тюремное заключение. Изъятие водительского удостоверения применяется как дополнительная мера наказания. В России ситуация иная. Действующий кодекс ограничивается двумя мерами - лишением нарушителя водительских прав и штрафом в размере от 10 до 20 МРОТ.
"Во многих странах, - отметил начальник отдела пропаганды БДЦ Управления ГИБДД Московской области Александр Цыпкин, - дорожная полиция наделена более широкими полномочиями в этом вопросе. Необходимо ужесточить административную ответственность с учетом опыта зарубежных стран. Не менее важно проводить повседневную разъяснительную работу: задействовать СМИ, органы здравоохранения и внутренних дел, общественные организации".
Как мы видим, действовать надо и кнутом, и пряником. Тем не менее нагнетанием страха наказаний нельзя решить ни одну проблему. Участники дорожного движения должны помнить, что главное зависит от них самих: от их культуры поведения на дорогах.Московская область.