20 ЛЕТСТОЮ Я НА ДОРОГЕ:
Красный, желтый, зеленый. С детства все знают, что нужно делать, когда над дорогой горит один из этих цветов. Тем не менее никого не удивляет, если водитель не пропускает пешехода на зеленый или тот пересекает дорогу на красный.
В первом квартале этого года в республике произошло 146 дорожно-транспортных происшествий, что на 23, 7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Погибло 26 человек и ранено 168. Причем 108 ДТП произошло в населенных пунктах, и главными их участниками стали пешеходы.
В Управлении ГИБДД МВД Республики Марий Эл действует отдел, сотрудники которого анализируют состояние аварийности на дорогах и выявляют наиболее опасные участки. К таким относятся в первую очередь перекрестки, а также участки улиц, на которых в течение года произошло более трех дорожных происшествий. Сотрудники отдела анализируют причины произошедших на них ДТП. Они происходят это из-за недостатка освещения, отсутствия дорожной разметки, скользкого покрытия, а также из-за отсутствия светофора. В результате проведенного анализа определены перекрестки, на которых необходимо установить светофоры. Их оказалось более десятка. Перечислим некоторые: перекрестки улиц Чехова и Первомайской (около 7-й школы), Соловьева-Крылова (3-я школа), а также Кырли-Баумана, Первомайская-Вашская, Мира-Лебедева.
- Очень часто участниками ДТП становятся школьники, - говорит заместитель начальника Управления ГИБДД МВД Республики Марий Эл Валерий Вершинин. - Мы неоднократно рекомендовали администрации города установить около каждой школы светофоры с кнопками ручного регулирования.
Некоторые светофоры пережили нападения охотников за микросхемами. Хотя это произошло довольно давно, последствия краж заметны до сих пор. На многих оживленных перекрестках светофоров вообще нет. Нет их на пересечении улиц Героев Сталинградской битвы и Мира, Репина-Соловьева, Дружбы-Транспортной, Дружбы-Анциферова. Последний перекресток, кстати, особенно опасен, так как Дружбы - это загруженная объездная дорога. На "зебру" никто из водителей внимания не обращает. А патруль ГИБДД бывает здесь крайне редко. Как объяснил Валерий Вершинин, у нарядов разработаны свои маршруты патрулирования, работники ГИБДД дежурят в определенное время в наиболее оживленных местах. Находиться на всех опасных участках одновременно инспекторы не могут.
В чем же проблема? Почему, несмотря на многочисленные аварии, многие перекрестки до сих пор не оснащены этими автоматическими регулировщиками движения? На этот вопрос дал ответ начальник ГУ "Республиканское специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение" Михаил Белянин, чье предприятие занимается содержанием и ремонтом светофоров в Марий Эл.
Светофор - предмет недешевый, и приобрести новый Йошкар-Оле сложно. Кстати, у большинства городских светофоров давно истек срок эксплуатации, поэтому они то и дело ломаются или вообще выходят из строя навсегда. Например, уже несколько недель не действует светофор на перекрестке Первомайская-Панфилова. Когда он вновь подмигнет зеленым огоньком, неизвестно.
По словам Михаила Белянина, большинство светофоров давно пора менять. Ламповые светофоры имеют срок службы 5-7 лет, однако работают с 1985 года, уже 20 лет. В этом году Управление приобретет только два светофора. Их установят на перекрестках Анциферова-Красноармейская и Первомайская-Ленинский проспект.
Если аппарат неисправен, работники организации ремонтируют его. Но такое бесконечно продолжаться не может. А вообще, все ламповые светофоры (а в нашем городе только такие и есть) пора менять на светодиодные. Они менее энергозатратны, просты в обслуживании, а также "антивандальны". У них, что крайне важно, отсутствует фантомный эффект, то есть солнечный свет не отражается от всех трех разноцветных светофильтров одинаково и одновременно, что ставит в тупик водителя, а активный сигнал четко виден и пешеходу, и водителю. Соответственно и стоимость их выше стоимости ламповых в три раза и составляет, по утверждению Михаила Белянина, около 300 тысяч рублей. Естественно, такие светофоры на каждом перекрестке мы не скоро увидим. Но есть и другой выход: просто вмонтировать светодиодные лампы в старые корпуса. Именно такой светофор работает на перекрестке улиц Гончарова и Карла Маркса.
-------------------------------------------------------------------------------В менее напряженных местах заменить отсутствующий светофор может пешеходный переход. Но у него тоже есть свои минусы. Многие пешеходы уверены, что идя по "зебре", они полностью защищены от наезда автомобиля. Но это далеко не так. Многие водители полностью игнорируют пешеходов на переходе, если, конечно, рядом не стоит пост ГИБДД.
Что делать пешеходам? В правилах дорожного движения четко написано, что перед переходом улицы нужно убедиться, что в опасной близости нет автомобилей, и только потом выходить на проезжую часть. Если пешеход полагает, что все автомобили моментально замрут на месте, как только он сойдет с бордюра на пешеходную "зебру", то это глубокое заблуждение, стоившее жизни или здоровья уже не одному пешеходу. Многотонные механизмы даже с великолепными тормозами в силу известного закона инерции часто не успевают остановиться перед "зеброй":
Говорят, что один мужчина часто ходил по пешеходному переходу с кирпичом в руках, угрожая расправой водителям, осмелившимся не пропустить его. Способ действенный, но в прямом смысле слова тяжелый.
Другой вариант регулирования движения - это строительство подземных или надземных переходов. По словам первого заместителя главы администрации Йошкар-Олы Владимира Титова, эта возможность рассматривалась неоднократно. Большие опасения вызывают перекресток и кольцо на улице К. Маркса, неподалеку от дома печати. Непрерывное движение, постоянные пробки, отсутствие регулированного перехода - все это делает передвижение по дороге опасным. По словам Владимира Михайловича, через кольцо давно планируется проложить троллейбусную линию в Ширяйково. Тогда направление движения транспорта изменится. Кроме этого, архитекторы Марийскгражданпроекта готовят проект надземного перехода. Однако опять же все упирается в отсутствие финансов.
Такая же сложная обстановка около Центрального рынка и около спорткомплекса Юбилейный. Студенты-проектировщики неоднократно разрабатывали проекты строительства здесь подземных переходов, но по подсчетам, произведенным два года назад, на один такой проект требуется несколько миллионов рублей.
Однако если в установке светофоров или строительстве переходов заинтересованы предприятия, расположенные около оживленных перекрестков, надежд у горожан становится больше. Реконструирован светофор у супермаркета "Евроспар". На деньги инвесторов планируется надземный переход около торгово-развлекательного центра на берегу Кокшаги.
А пока, в ожидании лучших времен, водителям остается надеяться на быстроту реакции пешеходов, а тем - на себя и на здравый смысл водителей.