Цикл умножить на четыре
Что получится, если скрестить автомобиль-внедорожник, мотоцикл и трактор? На свет появится причудливая на первый взгляд конструкция, которую за границей обозначают аббревиатурой ATV, а в России зовут мотовездеходами или квадроциклами. По заявлениям продавцов, этот вид техники в наступающем летнем сезоне в России будет пользоваться большим спросом.
Необычный транспортный гибрид - четырехколесные мотоциклы или ATV (что расшифровывается, как All Terrain Vehicle - "Машина для любых дорог"). Все они делятся на три класса - спортивные, "туристические" и рабочие.
Гонщик
Один из самых популярных типов квадро-циклов - это так называемые спортивные машины. Они для тех, кто ищет незабываемых ощущений от штурма почти, отвесного, изрытого ямами холма, кто не прочь перелететь на скорости глубокий овраг или же совершить несколько резких виражей на свежевспаханном поле.
В первую очередь, все спортивные квадроциклы сейчас оснащаются все более и более мощными моторами. Как, например, новинка сезона от Bombardier - модель Bombardier DS 650. Это машина не разочарует любителей скорости прежде всего благодаря усиленному двигателю (одноцилиндровому, четырехклапанному) с рабочим объемом 650 куб.см и мощностью 48 л.с. (еще несколько лет назад мотовездеходы имели среднюю мощность мотора 20 - 30 л.с.). При том что вес машины составляет всего 213 кг, новый "движок" способен нести ее быстрее урагана. По словам продавцов, новая машина теоретически может разогнаться со скоростью свыше 160 км/ч.
Другой известный, японский производитель ATV - Yamaha. В этом году он выпустил спортивную модель Yаmаhа YZF 450, которая оснащена мотором с объемом 450 куб. см и мощностью 45 л.с. Надавить на ручку газа на такой машине значит временно превратиться в подобие артиллерийского снаряда, летящего над поверхностью земли.
Компания Polaris в этом году особое внимание уделила улучшению подвески своих спортивных моделей. Ее новая модель - Polaris Scrambler 500 может похвастаться новейшими решениями в плане конструкции подвески. Усовершенствованная передняя и задняя подвеска с "прогрессивно изменяемой жесткостью" (когда машина может сама подстраивать жесткость подвески в зависимости от типа дороги) и задним газовым амортизатором (этот тип амортизаторов наиболее устойчив к сильным ударам) способна одолеть самые экстремальные нагрузки и с честью выдержать самые крутые виражи.
Внедорожник
Другой, набирающий популярность тип квадроциклов - это туристические ATV. В последнее время их оснащают все большим числом приспособлений для комфортной езды. С этой целью у ряда последних моделей серьезно улучшена плавность подвески.
Например, последняя новинка от Polaris - модель Polaris Sportsman Twin 800, у которой ход передней подвески составляет 170 мм (у более ранних моделей этот показатель составляет 130 - 150 мм). А задняя подвеска оснащена аж двумя газовыми амортизаторами.
Кроме того, у Polaris Sportsman Twin 800 серьезно увеличены объемы переднего (45 кг) и заднего (91 кг) багажников. Это минимум в полтора раза больше, чем могли увезти квадроциклы подобного класса еще несколько лет назад.
Как правило, квадроциклы рассчитаны на одного человека. Но вот у модели Bombardier Traxter Max сзади есть дополнительное пассажирское сиденье с удобной спинкой. Плюс к этому в ней есть ряд мелочей, обеспечивающих максимальный комфорт при езде на дальние расстояния. Например, ручки руля новой машины отличаются оригинальной защитой от ветра - с тем, чтобы в прохладную погоду руки водителя не замерзали и в них не попадали камешки.
Traxter Max укомплектован одноцилиндровым мотором объемом 498 куб.см, мощность - 38 л.с,, который работает не от одной (как обычно) свечи, а от двух. Это серьезно повышает надежность такого двигательного агрегата. Объем бака у машины увеличен до рекордных 20 л (сцортивные модели имеют средний размер бака в 12 л), что позволяет такой машине преодолевать без дозаправки свыше 200 км.
Еще одно интересное решение, применяемое в последнее время производителями "туристического" класса машин, - это так называемый вариатор заднего/полного привода. Обычно сцортивные модели ATV - заднеприводные, а машины для тяжелой работы имеют привод на все колеса. Туристический тип мотовездеходов сейчас становится неким срединным вариантом - некоторые последние новинки отличаются электронным переключателем заднего-полного привода. Если вам хочется разогнаться, вы используете привод мотора только на задние колеса, после чего мотовездеход лучше набирает скорость. А на труднопроходимом участке леса вы включаете полный привод, легко преодолевая препятствие. Подобным новым электронным переключателем привода оснащен Suzuki Vinson 500.
Работяга
Весьма динамично развивается и другой тип мотовездеходов, которые принято называть "рабочими" моделями. Если спортивный тип квадроциклов ближе всего к "мотоциклетным" корням, а туристические мотовездеходы скорее напоминают легковой автомобиль, то ближайший родственник рабочего ATV - трактор.
Сейчас эти машины прежде всего оснащаются все более мощным и "тяговитым" мотором, который благодаря своей способности работать на низких оборотах не только преодолевает бездорожье, но может при этом еще и тянуть прицеп с тяжелым грузом. Например, последняя модель мотовездехода Suzuki Eiger оснащена на первый взгляд не очень мощным двигателем с рабочим объемом 376 куб. см и мощностью 30 л.с. Она может тянуть за собой груз с рекордным весом в 500 кг - это почти в два раза больше, чем вес самого квадроцикла!
А последняя модель Bombardier Traxter XL имеет дополнительный опрокидывающийся кузов из ударопрочного пластика и заднюю подвеску с двумя амортизаторами, в результате чего машина способна "принять на борт" довольно весомый груз в 260 кг.
* * *
Все как у взрослых
Гонять на мотовездеходах могут не только взрослые, но и дети. В последнее время производители этих машин обращают на подрастающее поколение особое внимание. В модельном ряде практически каждого из них сейчас появляются ATV, предназначенные для 10 - 16-летних водителей. Например, новинка от Suzuki - детский спортивный ATV SUZUKI QUADSpORT 80 (на фото). Он оснащен двигателем с объемом 80 куб. см (мощность 10 л.с.), благодаря чему машинка способна разгоняться, подобно подростковому мопеду, до 20 - 30 км/ч. Для того чтобы еще больше порадовать молодого гонщика, в комплект "игрушки" входит цветастый шлем, флажок, а также видеокассета с уроками водительского мастерства.
Аналог "туристического" типа мотовездеходов - новый детский ATV BOMBARDIER QUEST 90, ориентированный на дальние поездки.
* * *
По образованию - тракторист
До недавних пор мотовездеходы в России были явлением диковинным, и власти никак не могли понять, к какому же типу транспортных средств этот странный гибрид автомобиля, мотоцикла и трактора относится. Еще не так давно регистрации в ГИБДД подобной техники, а также прав на ее вождение не требовалось. Однако сейчас ситуация поменялась, Хотя регистрировать мотовездеход по-прежнему необязательно, для того чтобы управлять им, следует иметь при себе специальные права. Права эти выдает Гостехнадзор, и по своей форме они идентичны правам на управление трактором"
Самому получать такой документ довольно сложно. Сначала нужно подготовить целую кипу справок, а потом продемонстрировать свое знание правил дорожного движения и навыки вождения специальной экзаменационной комиссии. Поэтому самый распространенный способ решить проблему - обратиться за помощью к продавцам мотовездеходов. Из конфиденциальных бесед с ними удалось выяснить, что "решение вопроса" и преодоление формальностей с получением прав на законное вождение ATV обойдется в сумму $ 100 - 200. Если же вы пренебрежете этим и строгий гаишник поймает вас без прав на вождение ATV, придется заплатить небольшой штраф - от 1 до 3 МРОТ.
Но не стоит забывать, что даже при наличии прав водитель мотовездехода не имеет права передвигаться по обычному автомобильному шоссе и всему тому, что называется "дорогами общего пользования". Мотовездеходы для этого не приспособлены - у них нет, например, соответствующей светотехники: сигналов поворота, стоп-сигналов, габаритных огней и т.д. Мотовездеход - внедорожник в самом прямом смысле этого слова.