Перейти к основному содержанию

Главная      "Газель", которая по-прежнему у всех "на слуху"

"Газель", которая по-прежнему у всех "на слуху"

"Наезды" на газовский микроавтобус продолжаются. А вот обоснованны ли они?

Как уже писала наша газета, в Нижегородской области на конец 2004 года насчитывалось 16 463 автобуса (в областном центре - 8058). Доля микроавтобусов типа "Газель" в парке составляет около 11 и 13, 5 % соответственно. Это не так уж и много, особенно если учесть, что значительная их часть - ведомственные, то есть не работающие на регулярных маршрутах машины. Однако с некоторых пор на газовский "микрик", как говорится, валятся все шишки: он-де и конструктивно небезопасен, и вообще является чуть ли не первопричиной всех ДТП, стоит только ему выехать на дорогу общего пользования. А так ли это на самом деле?

Однако дыма без огня не бывает. Не секрет, что именно этот вопрос хотел выяснить и министр транспорта и связи РФ Игорь Левитин, совершивший недавно официальный визит в столицу Приволжского федерального округа. 31 марта 2005 года Левитин побывал на ГАЗе, где посетил производство грузовых автомобилей, а также осмотрел выставку серийной и перспективной техники, выпускаемой холдингом "РусПромАвто". Кроме того, в процессе визита министр был детально ознакомлен с состоянием дел по выпуску и эксплуатации машин семейства "Газель". По данным УГИБДД, в Нижегородской области в 2004 году произошло в общей сложности 4511 дорожно-транспортных происшествий. При этом подобных случаев с участием "Газелей" зафиксировано лишь 28 - это 0, 6 % от общего количества! Во всех 28 случаях констатировалась вина водителей, то есть по причине технической неисправности автобуса не было ни одного ДТП. Цифры достаточно красноречивые...

Действительно, меры, предпринимаемые на Горьковском автозаводе в части оптимизации производственного процесса за счет внедрения современных технологий на каждом рабочем месте, позволили существенно повысить качество выпускаемой продукции. Известно, например, что сегодня с первого предъявления на реализацию в торговый дом "Русские машины" сдается 97 % автомобилей. Более того, и ГИБДД, и соответствующие органы по стандартизации и сертификации признают, что микроавтобус "Газель", выпускаемый ГАЗом, соответствует всем международным требованиям безопасности. Важно и то, что со стороны газовского руководства в этом вопросе не наблюдается некоторой самоуспокоенности, остановки на определенном уровне - процесс непрерывного совершенствования транспортного средства, направленный на повышение его безопасности, идет с самого момента освоения производства машины в 1996 году.

Достаточно сказать, что в 1998 году, ввиду ужесточения требований к пассажирским транспортным средствам, заводом был освоен выпуск 13-местных микроавтобусов ГАЗ-322132, предназначенных непосредственно для маршрутных перевозок. Эта модификация получила иную планировку салона - в частности, сиденья в ней размещены с учетом обеспечения свободного прохода к эвакуационным выходам. Кроме того, специально для этих автобусов были освоены новые усилители пола, ограждающие элементы и поручни, изменено основание пола и установлена дополнительная подножка. Два года спустя на ГАЗе началась разработка новой модификации автобуса - ГАЗ-322133 "Маршрутное такси". Такой вариант, оснащенный высокой крышей и распашной дверью, полностью отвечает требованиям Правил N 52 ЕЭК ООН. В 2002 году было начато производство таких автомобилей, и сегодня они предлагаются потребителю наряду со стандартным ГАЗ-322132.

Далее, в начале 2003 года завод провел комплекс мероприятий по рестайлингу семейства "Газель", в результате которого были освоены новые эргономичная панель приборов и значительно улучшившая микроклимат в салоне автобуса высокоэффективная система вентиляции и отопления. Получили применение новые шумовибро- изолирующие материалы с алюминизированным защитным противопожарным слоем и новые блок-фары с высокими показателями светового потока. Кроме того, были созданы условия для установки тормозов с ABS (совместные работы с фирмой Bosch велись в этом направлении еще с 2000 года, они включали в себя разработку новых узлов и испытания в различных дорожно-климатических условиях) и экологических систем. С июля того же года все газовские "маршрутки" стали окрашиваться в яркий желтый цвет, что позволяет отличать фирменную продукцию завода. Наконец, в июле 2004 года началось серийное оснащение ГАЗ-322132 и ГАЗ-322133 антиблокировочной системой тормозов. Разве все это не о многом говорит?

Да и именно благодаря этому востребованность "Газелей" на внутреннем и внешнем автомобильных рынках постоянно растет. Из 107 тысяч автомобилей и автокомплектов семейства, произведенных и реализованных в 2004 году, около 33 тысяч составляют микроавтобусы, а 9454 из них были проданы в страны дальнего зарубежья. И в то же время у многих вызывает озабоченность целый ряд серьезных ДТП с участием газовских пассажирских транспортных средств, имевших место совсем недавно в разных регионах страны. Причин этому, как стало ясно из тезисов совещания, проведенного министром транспорта и связи в Нижнем Новгороде и посвященного вопросам безопасности пассажироперевозок, немало.

Прежде всего, в настоящее время в Российской Федерации на "Газели" приходится основной объем пассажирских перевозок. В последние несколько лет лавинообразно растет "частный извоз" на машинах этого типа. Активная их эксплуатация приводит к изношенности автопарка, а повсеместно снизившийся уровень подготовки водителей и недостаточная их квалификация не позволяют обеспечить долж- ную безопасность на дорогах. Осуществляется формально или не действует вообще предрейсовый контроль. Кроме того, продолжается повсеместная практика переоборудования в автобусы цельнометаллических фургонов - такие машины зачастую не отвечают требованиям пассажироперевозок. Проверки, проводимые ГИБДД, всякий раз выявляют практически одни и те же причины аварий: неправильная эксплуатация микроавтобусов, нарушение правил дорожного движения водителями и незаконное переоборудование грузовых "Газелей" в маршрутные такси с доведением числа мест до 15-17.

Все вышесказанное опять-таки наталкивает на вопрос: обоснованны ли "наезды" на газовский микроавтобус, повторяющиеся с завидной регулярностью? Может быть, прежде чем "катить телегу" на Горьковский автозавод, следовало бы ужесточить, например, процесс отбора водительских кадров, а также условия их обучения и стажировки, или пресечь деятельность фирм-"однодневок", не преследующих при переоборудовании фургонов в автобусы иной цели, кроме как извлечение максимальной прибыли? По меньшей мере странно и то, что многочисленные письма, направленные руководством ГАЗа в адрес ГИБДД и органов по сертификации и стандартизации, долгое время по существу оставались без ответа. Лишь череда ДТП с человеческими жертвами побудила лично министра транспорта и связи РФ разобраться в вопросе, при том что постановка его в первоначальном варианте (образно говоря, запретить "Газель") и вовсе оказалась совершенно несправедливой по отношению к Горьковскому автозаводу - он-то подобной участи как раз и не заслужил...