ПРИЗНАТЬ ВИНОВНЫМ в управлении автомобилем
Гражданские свободы автовладельцев в опасности. Парламентарии хотят лишить водителей прав в самом широком смысле слова
Главным достижением минувших 20 лет я как автолюбитель считаю избавление от врожденного страха перед гаишным дыроколом. Однако сегодня целый ряд парламентариев, в прошлом - высоких чинов из МВД, пытается протащить в ныне действующий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) поправки, возвращающие нас к старым инстинктам в отношениях с инспектором. О том, что ждет автолюбителей, если эта инициатива пройдет, рассказал на недавней пресс-конференции адвокат Леонид ОЛЬШАНСКИЙ.
Кто старое помянет...
Одним из разработчиков нововведений является бывший глава ГИБДД РФ, а ныне член Совета Федерации от Карелии Владимир Федоров. Он предлагает ликвидировать целый ряд статей КоАПа. В частности, абзац действующего кодекса, запрещающий проверю! работоспособности узлов и агрегатов автомобилей, имеющих на лобовом стекле талон ТО. В таком случае любой инспектор без причины сможет остановить автомобиль (что сегодня запрещено), проверить стояночный тормоз, габаритные огни, измерить люфт рулевого колеса и, коли что не так, задержать транспортное средство и даже отправить его на штраф-стоянку.
Ликвидация еще одного "лишнего" пункта вновь разрешит гаишникам снимать с автомобилей номера, ставить блокираторы на колеса и эвакуировать машины даже за нарушение правил стоянки или . отказ водителя платить парковщикам.
"Прицепом" к этой статье предлагается исключить из кодекса и еще одну - прямо наказывающую сотрудников любых служб и ведомств за направление на переэкзаменовку, применение блокираторов и эвакуаторов, а также любых других технических средств.
Благие ли помыслы?
До запрета Лужковым эвакуаторов в Москве ежедневно вывозили на штрафстоянку около 300 автомобилей. Возврат машины в среднем обходился водителю в 100 долларов. Выходит, за день в карман эвакуаторщиков перетекало по 30 тысяч долларов, а в месяц - чуть меньше миллиона. Нетрудно подсчитать, что за год бизнес на эвакуации приносил около 11 млн. долларов. И это только в столице!
Любопытно, что в 1999 - 2000 годах при работе над ныне действующим кодексом уже предпринимались попытки узаконить эти же поправки. Тогда за гражданские права россиян вступился президент, и "демократический" кодекс был принят подавляющим большинством голосов.
Сегодня главные доводы сторонников "железной дисциплины" - доперестроечная статистика ДТП. Мол, тогда аварий было меньше именно по причине жесткого контроля за транспортом на дорогах. Многократное увеличение числа автомобилей в стране ими в расчет не берется.
Не мытьем, так катаньем
Попытки "приструнить" автолюбителя принимаются и в Мосгордуме. По действующему сегодня кодексу независимо от проступка, в котором гражданина обвиняют, доказать вину должен человек в погонах, а любое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Некоторые же московские депутаты считают необходимым ввести на дороге презумпцию виновности и наказывать водителей за нарушения, доказать которые сегодня невозможно. Больше того, предлагается вернуться к печально известной балльной системе учета нарушений ПДД. Набрал 15 баллов - и прощайся с правами.
Наступление на автовладельцев продолжается, несмотря на то, что даже правовое управление Госдумы дало отрицательное заключение по этим законопроектам. Больше того, введение штрафных баллов противоречит одному из важнейших принципов Конституции РФ, запрещающему наказывать за одно деяние дважды. Балльная система наказывает трижды: первый раз штрафом за конкретное нарушение, второй - баллами в правах, третий -лишением прав по совокупности набранных ранее баллов.