Маршрутка: поехать или подождать?
31 марта в Тракторозаводском районе Волгограда произошло ДТП. 30-летняя женщина шла по пешеходному переходу, когда ее сбило маршрутное такси. Несчастную увезли в больницу с сотрясением мозга и страшной раной на ноге.
Сообщениями о том, что очередная маршрутка попала в аварию, пестрят выпуски новостей... Что это: субъективный подход или маршрутки действительно опасны? За комментариями мы обратились в Управление ГИБДД ГУВД Волгоградской области.
По итогам первого квартала 2005 года всего с участием общественного автотранспорта произошло 53 ДТП. Из них на долю автомобилей, находящихся в собственности физических лиц (прежде всего это маршрутные такси), приходится 70% аварий. В абсолютных цифрах это 37 ДТП, в которых погибло 3 человека и ранено 48. В половине случаев виновными в ДТП были признаны водители маршруток. В чем причины такой высокой "аварийности"?
- Частные предприниматели нанимают людей практически не имеющих опыта работы на общественном транспорте, - говорит старший инспектор отдела технического надзора УГИБДД ГУВД Волгоградской области Игорь Базаренко. - А раньше был нужен стаж не менее 3-х лет. Ежедневно автоинспекция выявляет до 100 нарушений правил дорожного движения коммерческим транспортом. Всплывают и другие недочеты в работе. Бывает, особенно в выходные дни, что перед выпуском на линию не проводится медосмотр водителя, не соблюдается режим труда и отдыха ("баранку" шоферы крутят по 12 часов). Нет достаточного контроля и за техническим состоянием маршруток... За все нарушения мы штрафуем. Но это никого не останавливает - прибыль превышает случайные "потери" в десятки раз... В случае ДТП мы проводим расследование, результаты которого отправляем в транспортную инспекцию - там рассматривается вопрос о лишении владельца такси лицензии. Однако, насколько я могу судить, зачастую владелец просто увольняет водителя и принимает другого.
Юрий Белоусов, НП "Ассоциация пассажирских автотранспортников Волгограда":
- То, что "маршрутка" - это плохо, стало притчей во языцех. Огульно, конечно, можно обвинять, но где зафиксированные факты о нарушениях? Чтобы не быть субъективными, все цифры надо рассматривать в соотношении - на сколько возросло количество самих маршруток. Сейчас их около 2 тысяч на 170 маршрутов, а в 2000-2002 годы их было много меньше. По нашим данным, маршрутные такси составляют 1, 2% от всего транспортного потока. Мы не отрицаем, что есть много проблем: "гонки" водителей на трассе, "подрезания", "перегрузы" пассажиров и прочее. Но мы готовы сделать все, чтобы их решить, и развернуть мнение о маршрутках в позитивную сторону. Это дело не одного дня, а частный общественный транспорт появился у нас недавно... И подумайте, а если завтра вдруг маршруток не будет - да город просто встанет!
Сотрудники ГАИ согласились, что без маршруток представить городскую жизнь уже невозможно. Возможно, считают они, надо оставить 2-3 крупных частных предприятия - и порядка будет больше.
То, что количество государственных автобусов потребностям города не соответствует, ясно каждому, кто хоть раз стоял на остановке в ожидании вожделенной "двойки" или "21-го". В период с 1997 по 2001 годы автобусный парк Волгограда и области сократился в 1, 25 раза. Это привело к уменьшению числа маршрутов. Согласно официальным данным, средний возраст автобусов, эксплуатируемых государственными ПАТП, превышает 11 лет. Решить ситуацию была призвана программа "Обновление пассажирского транспорта Волгоградской области", рассчитанная на 2002-2007 годы. В ее рамках было обновлено порядка 120 автобусов, закуплено около 50 новых "Волжанинов", Сканий". Но все это еще далеко от желаемых цифр...