И дураки наши, и дороги
«Кто научился ездить по Ростову, тому и московское движение нипочем», — считает мой знакомый водитель, любящий вспоминать, как во время командировки в столицу шеф одолжил его на неделю своему московскому боссу. И тот настолько им восхитился, что предложил постоянную работу в «белокаменной»...
А чему тут удивляться? Сама обстановка на улицах нашего города приучает к постоянному экстриму. По уровню автомобилизации (более 200 тысяч личных автомашин на миллионное население) и количеству жутких пробок Ростов уже сравнялся с Москвой, а по числу ям, колдобин, неогороженных траншей и прочих «сюрпризов» на километр улично-дорожной сети — давно впереди. ДТП по так называемым дорожным условиям составляют 35% от общего числа регистрируемых в городе дорожно-транспортных происшествий.
Особенно ярко раскрываются прелести езды по-ростовски в первые весенние дни и недели. Это обычный обыватель связывает приход весны с пробуждением природы. А человек за рулем постоянно чертыхается, объезжая «пробудившиеся» после схода снега ловушки.
Подобно природе, облик городских дорог тоже меняется в зависимости от времени года. Летом они покрываются наспех уложенными асфальтовыми латками, большинство которых не переживает зиму. А с приходом тепла автомобильные «стада» добивают то, что еще осталось. И такая картина повторяется с неумолимой закономерностью из года в год. Если отремонтированное покрытие на главных магистралях еще способно служить до пяти лет, то ямочного ремонта па всех остальных дорогах, находящихся в ведении районных МУФЗ, хватает только на сезон.
Традиционное, как ежегодный приход весны, объяснение — нехватка средств. Вот если бы дорожно-ремонтные работы финансировались не по остаточному принципу, а по потребностям, весь город давно бы в идеальный асфальт закатали!.. С тем, что суперавтомобилизированному Ростову дорожных денег требуется гораздо больше, чем, скажем, равной ему по населению Перми, стоит согласиться, а с тем, что все проблемы только в этом, — нет. Деньги, в том числе на глобальные дорожные проекты, в последнее время появились. Вопрос: насколько эффективно они тратятся и почему многие улицы с приходом туда ремонтников превращаются в ад для водителей?
Классический пример из недавнего прошлого — проспект Буденновский. По размаху и длительности работ можно было подумать, что в центре города наконец-то стали прокладывать метро, а на деле просто меняли трамвайные пути, вместо обычных рельсов уложили новые, «бесшумные». Теперь не забыть бы купить и новые трамваи, чтобы хоть как-то оправдать чудо-стройку, из-за которой одна из главных магистралей в течение нескольких месяцев была фактически непроезжей.
Более свежий пример — реконструкция проспекта Стачки и путепровода через Темерник, которую, кстати, обещали завершить еще в конце прошлого года. Само собой разумеется, что начало рабочего дня у строителей совпадает с наступлением часа пик на транспорте. И ростовчане ничего странного в этом не видят, привыкли. А вот мой знакомый автолюбитель Алексей Мелков, немало поколесивший по дорогам России и СНГ, говорит, что такого наплевательского отношения к людям за рулем и пассажирам ни в одном другом городе не видел.
Недавно опять сотни машин попали в пробку, растянувшуюся от площади 5-го Донского корпуса до площади Дружинников. Оказывается, покрытие на уже открытой для движения части путепровода уложено в один тонкий слой, не выдерживающий потока транспорта. Наверное, строителям из мостоотряда N 10 удобнее делать капитальное дорожное покрытие не по частям, а сразу, когда весь путепровод будет готов к сдаче. Но о водителях кто-то должен был подумать?
— Никто не считает убытки, которые несут из-за бездорожья транспортники, — говорит генеральный директор ОАО «АТП-3 «Транссервис» Вячеслав Караев, работающий в сфере пассажирских перевозок почти 40 лет. — А они значительно превосходят расходы на содержание и ремонт дорог. Сегодня многие автобусы в городе не могут выйти на линию из-за поломок и физического износа. И среди главных причин быстрого старения автопарка — качество наших дорог.
Этому автопредприятию еще повезло, маршруты его автобусов проходят в основном по магистральным дорогам. Но любой ростовский транспортник знает «черные дыры» улично-дорожной сети, где постоянно гробится техника, превращаются в пыль вложенные в ее ремонт средства. В числе таких, пользующихся недоброй славой мест — часть улицы Вятской, поворот на рынок «Меркурий» и т. д. и т. п.
Возможно, дорожники и впрямь работают на пределе своих не слишком больших возможностей. Но по крайней мере они могли бы делать свое дело более оперативно, не дожидаться, когда неровности превратятся в ямы. В свое время существовала «горячая линия», по которой работники АТП могли связаться с транспортным управлением и передать информацию для срочного принятия мер. Сейчас делаются попытки ее возродить, но особой популярностью, как я понял из общения с транспортниками, эта идея не пользуется. Звони, не звони, говорят они, а делать ремонт все равно никто не торопится.
Впрочем, считать крайними исключительно дорожных ремонтников и строителей было бы ошибкой. Только за два месяца этого года, рассказывает заместитель начальника городского отдела ГАЙ-ГИБДД Валерий Полин, ими было выдано 273 предписания в адрес различных организаций и служб, по чьей вине создавались помехи движению, 83 должностных лица привлечены к административной ответственности. И чаще всего в таких «черных» списках фигурируют коммунальщики во главе с «Водоканалом».
Давняя ростовская примета: если сегодня на улицу кладется новый асфальт, то завтра ее непременно разроют. Такая несогласованность действий даже стала предметом обсуждения в городской Думе, рассматривавшей программу социально-экономического развития Ростова на 2005 год. Генеральный директор «Водоканала» Борис Персидский говорил об огромных объемах работ по ремонту и восстановлению изношенных сетей, о том, что часть средств, щедро выделенных в этом году на ремонт дорожного покрытия, больше пригодилась бы его службе — тогда не приходилось бы дырявить свежий асфальт...
Как всегда, в словах Персидского есть рациональное зерно. Но ведь помимо этой проблемы, есть масса текущих, не менее острых вопросов, решение которых зависит только от «Водоканала».
Так, на перекрестке улиц Ленина и Васильченко (Ворошиловский район) требовалось починить основание водопроводного люка. На выполнение этого рутинного дела уважаемому ведомству понадобилось целых две недели.
Полмесяца устранялась течь водопровода на одной из транспортных магистралей города — улице Российской. И все это время проезжая часть дороги была залита водой, а к утру покрывалась предательской наледью.
В отделе ГАЙ-ГИБДД могут привести еще немало примеров медлительности и халтуры водопроводной и прочих служб. Скажем, существуют определенные требования по засыпке вырытых при производстве тех или иных работ котлованов. Вместо этого их нередко забрасывают грунтом вперемешку с щебнем, а то и без. И уже через несколько дней интенсивной езды на месте таких горе-латок образуются ямы.
Или взять пример, прозвучавший из уст начальника областного управления ГАЙ-ГИБДД Александра Коверзина на его традиционной ежегодной встрече с ростовскими водителями. Оказывается, дорожная разметка, от которой во многом зависит безопасность движения, на наших улицах держится всего полтора-два месяца. А когда инспектора начинают разбираться в причинах, им отвечают: дескать, ростовская погода виновата. Вот те раз, а почему этой проблемы нет в Москве, не говоря уже о Финляндии, где климат куда суровее? ! Или причина не в нем, а в халтурщиках, невесть каким путем получающих выгодные подряды на устройство разметки?
Да, ездить по нашим дорогам не очень комфортно и не всегда безопасно. Особенно, если в пути встречаешь дураков за рулем. А они у нас тоже, увы, не редкость, а распространенное явление, что подтверждает статистика.
Только за два месяца этого года сотрудниками городской госавтоинспекции зафиксировано 27610 (!) нарушений правил дорожного движения, в том числе прямо угрожающих жизни и здоровью людей. И еще неизвестно, что хуже — неровные дороги, где транспорт ползет со скоростью черепахи, или гладкий асфальт, при виде которого многие нормальные с виду водители буквально теряют рассудок, до отказа нажимая на газ? Одно из таких «нехороших» мест — новый мост по улице Текучева, где оградительный брус весь во вмятинах.
... А как же панегирик ростовским водителям, спетый в начале этих заметок? Он не противоречит только что сказанному. Просто опыт вождения и отношение к правилам дорожного движения — вещи сугубо разные. Первый многие приобретают не то чтобы смолоду, а вообще с малолетства. У крутых ростовчан, например, стало модно прямо с горшка сажать свои чада за рули иномарок и устраивать для них уроки вождения не где-нибудь, а на центральных улицах города в часы пик. Школа неплохая, но уважению к ПДД и участникам движения в ней явно не учат.
Для объективности всегда полезно услышать мнение человека со стороны. На эту роль вполне подходит Алексей Мелков, получавший права в Киеве, а до пере- » езда к нам живший и работавший в Харькове:
— Эти города покрупнее Ростова. Но когда я начал ездить по вашим улицам, испытал настоящую растерянность. Не только и не столько из-за количества машин. Проехать на красный, подрезать, обогнать справа для ростовских водителей в порядке вещей. Так, наверное, еще ездят только где-нибудь в Стамбуле и Каире.
При этом мой собеседник считает Ростов во многом замечательным городом. Но чего ему не хватает, так это европейской цивилизованности. Может быть, дело в том, что Москва или Киев географически ближе к Западу, а у нас традиционно сильно влияние Кавказа? И ростовчане, садясь за руль, ощущают себя не законопослушными европейцами, а вольными джигитами.
Впрочем, такое поведение вполне соответствует общему ростовскому менталитету. Как бесцеремонно ведут себя «джигиты» из ремонтных служб, мы уже говорили. И закрытие для свободного проезда Большой Садовой — решение вполне в азиатском духе. Почему-то никому не пришло в голову закрывать Тверскую в Москве или Крещатик. А в Ростове едва ли не единственная нормальная улица в центре — и та для избранных. Вот и получается: как относятся к тебе, так и ты...
Так что сводить все к нехватке дорожных средств, которых у Лужкова на порядок больше, чем в ростовской казне, и впрямь неверно — корни проблемы лежат гораздо глубже. И если даже город получит финансирование, которого хватит на настоящую дорожную революцию, ездить здесь, считают скептики, все равно долго еще будут по-старому...
Кто знает... Свет в конце тоннеля все-таки уже забрезжил. В автобусах того же ОАО «АТП-3 «Транссервис», например, ощущаешь себя, как в вагоне столичного метро: чистота и порядок в салонах, нет идиотских объявлений типа «Пассажирам запрещается облизывать поручни», зато регулярно и внятно объявляются остановки и четко выдерживается график.
Возможно, подобные, редкие пока примеры окажутся заразительными и для других участников движения, и для тех, кто его обеспечивает. Вышли ведь из употребления считавшиеся «писком» малиновые пиджаки и уродливые золотые цепи. Может статься, и пресловутый дорожный «пофигизм» — явление временное. Начали же, к примеру, ростовские водители, посмотрев, как ведут себя их коллеги в столице и за границей, все чаще уступать дорогу пешеходам в родном городе. Хамством, в конце концов, никого не удивишь, а вот вести себя по-джентльменски за рулем становится модным.
И хватит безоговорочно принимать на веру слова классика о двух якобы непреодолимых российских бедах — дураках и дорогах. Гоголь неслучайно так и не ответил, куда же несется тройка-Русь. И в этом случае тоже явно что-то не договорил. Думать и решать надо самим.
8
Продолжение темы в ближайших номерах «Ростова официального». Приглашаем к разговору директора департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Владислава Максименко, других заинтересованных лиц, всех наших читателей.
Звонить 262-00-63.
***
фото: