Борис Иванович ЦВЕТКОВ: «ПОКА У НАС НЕ БУДЕТ ПРОФИЛАКТИКИ, ПОРЯДКА НА ДОРОГАХ ТОЖЕ НЕ БУДЕТ! .. »
Пожалуй, никто больше и лучше, чем этот человек, не знает о безопасности дорожного движения. И ни у кого больше, чем у него, за это не болит душа. Каждая трагедия на дороге воспринимается им как личная. Борис Иванович Цветков много лет проработал начальником ГАИ нашей области. Сейчас даже представить себе невозможно, что начальник ГАИ области имел в своем распоряжении только старенькую «Победу», несколько мотоциклов для сопровождения делегаций (которых в те годы в наш город приезжало огромное количество) да грузовичок. Впрочем, и сам город был тогда совсем другим: в начале 60-х (а Борис Иванович принял «гаишное» хозяйство области в 1963-м) нет еще того огромного потока машин. Город и его транспортные артерии росли буквально на глазах нового начальника ГАИ. Новыми были и обстоятельства его назначения.
— Борис Иванович, вы пришли в ГАИ с «гражданки». Это не было обычной практикой ни в те времена, ни в наши. Что это было?
— Это эксперимент такой был. В 6 регионах страны начальниками ГАИ поставили гражданских лиц. Все мы были до этого в основном руководителями автотранспортных предприятий. А сделано это было потому, что стало возникать очень много трений между руководителями ГАИ-милиционерами и водителями. И мы призваны были обеспечить это взаимодействие. И мы его, надо сказать, обеспечили: организовали службу безопасности дорожного движения в каждом автомобильном хозяйстве, во всех транспортных объединениях, наладили медицинский осмотр, начали создавать общества автомобилистов. Все это мы привнесли в структуру ГАИ с «гражданки». Потом во многих областях стали ставить начальниками гражданских лиц, а сейчас снова все изменилось.
— Скажите, что для вас, гражданского человека, было самым сложным в тот период, когда вы начинали работу в ГАИ?
— Самым тяжелым было соотнести себя с милиционером. Все-таки очень разное у нас отношение ко всему. И я, гражданский человек, пришел управлять милицейскими кадрами! Да, это было непросто. Конечно, я потом учился — курсы, школа милиции, высшая школа... Но, по-моему, в душе я так всегда и оставался гражданским человеком. Сейчас, конечно, все изменилось. Раньше с нас так требовали, что ого-го! За все требовали. За ДТП, за нарушения правил, за угоны... Машин, конечно, тогда меньше было, и угоняли, естественно, меньше, но если угнали машину, то мы искали ее денно и нощно, пока не найдем. И находили! Все сотрудники на ногах были, и пока машина не будет найдена, никто и со службы не уйдет. Не то что сейчас... Аза ДТП как спрашивали! У нас ведь профилактика всегда была на первом месте. Сейчас у нас профилактики как таковой нет совсем. У нас все сейчас идет только на уровне болтовни. Мы берем свершившийся факт и по нему начинаем бить, то есть получается, что мы «за пятками бежим». А если мы не будем «бежать впереди паровоза», то ничего у нас не получится: травматизм как рос, так и будет расти. Мы закрылись бумажками и отчетами — вот мы что делаем, и все. А если посмотреть, то фактически никакой работы-то и нет.
— А какая должна быть работа?
— У нас 78% аварий совершается по вине водителей, то есть это водитель — основной виновник всех происшествий. А водителем-то как раз никто и не занимается. Да, сейчас транспорта, принадлежащего народному хозяйству, значительно меньше, но ведь и с ними никто не занимается! А ведь если посмотреть, то как раз эти водители чаще всего и находятся на дороге. Это они проезжают в год от 30 до 60 тысяч километров в год — ни одному индивидуальному владельцу такое и не снилось. Тем более что там еще сохранились какие-то элементарные службы, которые занимаются этим делом. Хотя бы тот же медицинский и технический контроль. Вот с ними и надо работать! А у нас этого нет.
—А что же делать с индивидуальными владельцами? Ведь по статистике это именно они являются наиболее частыми виновниками и участниками ДТП.
— Их просто хорошо учить надо. А эта работа у нас запущена очень сильно. Ведь ты посмотри, у нас в области на сегодняшний день 140 автошкол! Никогда такого не было. Вот говорят, что советское время было плохое. Так тогда, по крайней мере, порядок был. У нас в области было всего-навсего 12 учебных заведений, имеющих право обучать вождению и выдавать водительские права. Это я отлично помню. И никто больше не смел и думать о том, чтобы этим заниматься, ведь они же ВОДИТЕЛЕЙ готовят, от которых жизни людей зависят! А что сейчас? Все пустили на «самотек»: сделали систему лицензирования, а что она дала? Да ничего. Занимаются этим все кому не лень! Учат только, чтобы правила механически запомнили, на экзаменах эти знания «натянули», права выдали — и все. А вот так, чтобы на этих курсах, в этих школах дать им какие-то правовые основы, моральные, рассказать о том, что можно и чего нельзя, за что отвечать придется... Этого нет! Да, в школах сейчас новый предмет ввели — ОБЖ, там сколько-то часов на изучение Правил дорожного движения тоже отведено, но опять же — чему мы их там учим? Учим механически запоминать правила, а не правовым основам. Учим переходить улицу только по подземным переходам. А где они у нас, подземные переходы? Их нету! А мы пропагандируем, говорим об этом... Зачем, кому это нужно?
— Борис Иванович, вы такую картину грустную нарисовали. Неужели действительно все так плохо? И что нужно делать, чтобы это исправить?
— Пока мы не научимся заниматься профилактикой, пока не перестанем заниматься говорильней, ничего не изменится. Надо думать о человеке, о водителе. Наша область занимает 2-е место по ЮФО (после Краснодарского края) по количеству индивидуального транспорта. Но в Краснодарском крае с индивидуальными владельцами хорошо ли, плохо ли, но работают— и BOA, и клубы автомобильные, и секции в АСТО и т. д. то есть они хоть немного, но профилактикой занимаются. У нас же только в городе Волгограде 80 тысяч индивидуальных владельцев, и — никакой работы. Только в городе Волгограде 200 гаражных кооперативов, и ни в одном из них никто не работает по профилактике безопасности дорожного движения. Они только взносы собирают, и все. Говорим об этом очень давно, но так ничего и не меняется. Словно и не понимает никто, что дорога — это источник повышенной опасности. Нет, не в ту сторону мы идем, не в ту.
— То есть, я так понимаю, что никакой светлой перспективы ждать не приходится?
— Я не вижу. Да и как ее увидишь, если мы за последние 3 года, по сути дела, на 25% увеличили смертность! На 25%! И все это спокойно. Ну, нельзя же так! Самолет разбился: 15— 20 человек, ими материальная помощь, и чего там только нет, а это — разбился, отнесли его, бедного, на кладбище, и все, и забыли. Я вам так скажу: идет просто уничтожение нации, просто целенаправленное уничтожение нации. И никто не хочет этого понимать и слушать. Системы этой работы у нас нет. Говорильня одна. Надо срочно перестраиваться и начинать работать по-новому.
С людьми надо работать и приучать их к культуре поведения на дороге. Да и самим свою деятельность пересмотреть не мешало бы. Ведь ты посмотри, за всеми этими статистическими данными человека совсем не видно. Абсолютно. Одни цифры. Для кого вот это все составлено? (Потрясает бумагами, отчетами.) Ведь это же все должно быть проанализировано, и народ должен знать, что у нас, в Волгоградской области, в городе, в селе, выявлено столько-то нарушителей, из них в нетрезвом состоянии — столько-то и т. д.А еще лучше, если это будет по районам, хозяйствам, кварталам и чуть ли не по дворам. А это вот (и Борис Иванович снова потряс перед моим носом теми же отчетами) так, для галочки.
Человек. Культура. Правовые знания. Вот — основа основ. Вот то, чего у нас нет. Не наладим этого, нам здесь делать нечего абсолютно. Работаем по старинке, а «старинка» она хороша с учетом новых условий. А так она не работает.
В Италии, например, в салоне для продажи автомобилей идет обучение вождению, и ему там все памяти вручают, и его там, когда он приобретает машину или получает права, поздравляют, это для него и для всех праздник, торжество. Он помнит этот день и помнит все, чему его учили, и выполняет это. Даже в наших некоторых областях, в странах СНГ кое-где выдает права начальник ГАИ. А у нас? Сунули эти права, расписался и — долой. Недоработка? Вот у них времени нет, у них того нет, сего нет, а число погибших так и растет... Нет, мы так раньше не работали. Не работали...
... В очередной раз захожу в областное Управление ГИБДД, и уже на первом этаже слышно, как Борис Иванович «распекает» кого-то за нерадивость, формализм и бюрократию. «Значит, жизнь продолжается», — улыбаюсь я. Вот если не слышно будет голоса БЦ, как любовно называют его коллеги и подчиненные, проблем у всех поприбавится... Потому что энергии и инициативы Борису Ивановичу не занимать, и все они направлены только на улучшение системы нашей безопасности на дорогах. Это признают все, от самого младшего сотрудника ГАИ до самых высоких чиновников города, области и даже страны.
***
Блиц-опрос
—Борис Иванович, вы когда на пенсию ушли, было тяжело отвыкать от своей работы?
—Да я же ни одного дня на пенсии не был. Ну, снял я погоны, вот и вся разница.
— Без погон легче?
— Да, в общем-то, для меня нет никакой разницы.
— А времени свободного больше появилось?
— Да откуда ж оно? Хотя, конечно, суббота и воскресенье стали по-настоящему выходными, до этого они все были все равно рабочими. Я сейчас в эти дни не знаю, чем себя занять. Уже все гвозди дома позабивал, все абсолютно переделал.
— Не читаете?
— Читаю.
- Что?
— Да так, детективчики какие-нибудь, не более того. А то ж было такое, что приходишь, «Новости» посмотрел и прямо в кресле засыпал.
— А дача у вас есть?
— Есть, но я там ни разу в своей жизни не ночевал.
— Почему? Не нравится?
—Да вы что? Там то комары вот такие вот, то букашки какие-то, то еще чего-то, да провались они пропадом.
— Может быть, еще какие-то увлечения есть?
—Да нет никаких. Марки, что ли, собирать? Я их раньше собирал, потом бросил. На рыбалку я не езжу, на охоту — тем более. Раньше это было некогда делать: я когда в автоколонну пришел, отлучиться никуда не мог, некогда было, а в ГАИ начал работать — и подавно.
— У вас есть какой-то девиз, принцип, которому вы следуете всю жизнь?
— Работать, работать и еще раз работать. И еще делать все сегодня. Терпеть не могу людей, которые откладывают на завтра работу, которую можно сделать сегодня. Не доделали, оросили... Я вот тут на них ору постоянно, потому что они безответственные жутко: им скажешь, а они не сделают, тянут, тянут. Чего тянуть-то?
—А вот по жизни авторитеты были какие-то? Может быть, на кого-то похожим хотелось быть, на кого-то равнялись?
— Я так скажу: вот когда меня назначили начальником ГАИ, у меня был авторитетом тогдашний начальник ГУВД — комиссар милиции 3-го ранга Глебов. Он сам был из гражданских — до того, как стать начальником ГУВД, был секретарем Красноармейского райкома партии. Я многому у него научился: он меня везде с собой возил, учил, подсказывал. Я его считаю своим Учителем. Я ему очень за все благодарен, и он у меня в памяти навсегда таким и остался. А вот из начальников ГАИ СССР для меня примером и авторитетом был Валерий Витальевич Лукьянов. Он, слава Богу, жив, ему сейчас уже больше 80. Он нас тогда собрал, наверное человек 10 в Москве (как он выражался, наиболее инициативных и грамотных), и мы готовили и проекты постановлений правительства, и другие какие-то мероприятия разрабатывали. С одной стороны, нам говорили, что мы делаем работу тех, кому за это деньги платят — аппарата Правительства, а с другой стороны, мы делали так, как мыслили правильным: мы ведь лучше знали, что нужно на местах. Это вот интересно было.
—Борис Иванович, выработали при нескольких руководителях страны. При ком из них работалось легче всего?
— При Брежневе, конечно.
— Почему?
— Потому что все можно было?
— То есть все инициативы, которые мы проявляли, не принижались, а, наоборот, приветствовались.
—И последнее. Борис Иванович, какие черты характера вы больше всего не любите в людях, а какие, наоборот, цените?
— Очень не люблю, когда люди врут. Меня это ужасно возмущает. А ценю больше всего ум. Люблю умных людей и ответственных. Если сказал — значит, делай. Вот это я считаю, очень ценный человек: сказал — сделал. А если только сказал и не сделал — это не человек.
***
фото: