Перейти к основному содержанию

Главная      Дороги, которые мы выбираем...

Дороги, которые мы выбираем...

Недавно в суде Центрального района Комсомольска-на-Амуре закончился уголовный процесс по статье 264 УК РФ части 3 - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Итогом почти двухлетнего судебного разбирательства стал оправдательный вердикт.

Такой поворот событий вызвал у горожан недоумение. Многие, кто слышал о трагедии, случившейся 30 сентября 2001 года на проспекте имени Ленина, не сомневались, что произошла она по вине владельца автомобиля Антона Старожилова.

Так что же все-таки произошло в ту роковую ночь?

Поездка на тот свет

Как следует из материалов дела, Антон пребывал в подавленном настроении. Трагически погибла его знакомая, и мысли об этом весь день не давали покоя. Было уже около трех часов ночи, когда парень приехал на своей машине в бар.

Приятель Антона Олег Романов оказался в компании девушек, Марины и Лилии. Решили закрепить знакомство пивом, и так как в этом баре его не было, все погрузились в машину Антона и двинули на поиски. В следующем кафе компания проведет не более часа, выпьет на четверых бутылку водки. Около пяти утра машина Старожилова на скорости почти 140 километров в час врежется в опору электропередачи на проспекте им. Ленина. Марина Лесина и Лилия Светлова погибнут на месте, Олег Романов чуть позже скончается на операционном столе в больнице.

Старожилов проведет на больничной койке чуть больше недели, у него обнаружат сотрясение мозга, ушибы и порезы от стекла.

Милицию отстранили от дел

Следственный отдел Комсомольского УВД по горячим следам проведет проверку. Старожилов расскажет вначале, что в ту ночь явно перебрал, поэтому, как выходил на улицу, садился в машину и прочее, не помнит. Якобы пришел в себя только в момент аварии. Через несколько дней временная амнезия пройдет, и парень станет давать более подробные показания. По его словам, он упился в баре так, что девушки и приятель решили, что в таком состоянии управлять автомобилем он не может. Уговорили его сесть на переднее пассажирское сиденье. Лилия и Олег устроились сзади, за руль села Марина. Семнадцатилетняя девушка, не имеющая водительских прав и никогда прежде не имевшая опыта вождения, с ходу разогнала машину до 140 километров в час и не справилась с управлением.

А теперь внимание! Медицинская экспертиза действительно определила, что девушки находились в легкой степени опьянения, у Олега опьянение средней тяжести. А вот с алкогольным освидетельствованием Антона в деле почти полный пробел. На первых порах единственный выживший в аварии владелец машины, как правило, становится подозреваемым номер один. Следствие обязано определить, есть ли его вина в том, что произошло. Первым делом, даже в дорожных происшествиях без гибели людей, инспекторы проверяют степень опьянения водителей. Но, как это ни странно, в этот раз следователи оставили этот вопрос без внимания. Потом в материалах дела появятся только устные, не подкрепленные официальной экспертизой показания врачей о том, что при поступлении в стационар Старожилов был пьян. Количество промилле, тяжелое это было опьянение или легкое - все осталось за кадром.

Как рассказали в прокуратуре, пока Антон находился в больнице, его покой охраняли несколько парней спортивной наружности. В их принадлежности к криминальным структурам у следователей нет сомнений. Из-за бдительности "поста" взять кровь на "алкогольный" показатель у Антона не удалось. По этой же причине для того, чтобы изъять из стационара вещи Антона, следователям пришлось обращаться за помощью в особое подразделение милиции. Как вам такое оправдание представителей силовых государственных структур? Впрочем, следствию действительно вскоре покажется совсем не важным, сколько Старожилов принял на грудь до момента аварии, потому что дело примет совсем другой оборот.

Комплексная судебно-медицинская экспертиза установит, что Старожилов на момент столкновения машины с фонарным столбом сидел на левом переднем пассажирском сиденье. Уголовное дело не возбудили, так как управлявший автомобилем человек скончался. Претензий предъявлять некому.

Родственники погибших такое мнение не разделяли. Так бывает почти всегда при отказе в возбуждении уголовного дела. Далекие от тонкостей следственной работы потерпевшие пытаются уличить милиционеров в недостаточном рвении, невнимательности, лени, коррупции и прочем. Даже если стражи правопорядка сделали все по закону. И понять родственников можно. Порой для тех, кто пережил большое горе, хождение по правоохранительным инстанциям в поисках правды - это единственно возможный способ выжить, не сойти с ума.

В этой истории, однако, несогласным с выводами следствия оказался непростой человек. Мама Лилии, Галина Николаевна Светлова - подполковник милиции. Она тридцать лет отдала службе в органах внутренних дел, и в настоящее время является одним из руководителей городского следственного управления. Специалист, который без сомнения знает, на какие рычаги нужно нажимать, в какие кабинеты стучаться, чтобы быть услышанным.

Итак, после того, как милиция отказала в возбуждении уголовного дела, родные потерпевших отправили материалы всех медицинских исследований в самую главную российскую экспертную лабораторию - московскую. Через два месяца оттуда пришло заключение о том, что за рулем сидел Старожилов.

На основании этого было возбуждено уголовное дело. Как правило, расследованием ДТП занимаются милиционеры. Но если бы следствие вели подчиненные Светловой, неминуемо бы встал вопрос об их беспристрастности.

Поэтому прокуратура постаралась сделать следствие объективным, обставив его красными флажками против милицейского вмешательства. Тем не менее, обвинительное заключение Старожилову было предъявлено, дело ушло в суд.

Последний приговор?

Председательствующий на этом процессе судья тщательно изучал все представленные доказательства, показания свидетелей, и все равно сомневался. Даже назначил еще одну, третью по счету экспертизу. Зачем, если москвичи уже сказали свое слово? Оказывается, эксперты обязаны записывать свои выводы со строгим соблюдением норм уголовно-процессуального права, ссылаться на нужные статьи закона и т.д. Только тогда выданные ими документы будут приняты судом. Московские специалисты нарушили эти правила. Вряд ли они о них не знали, все-таки это главная экспертная лаборатория страны. Маленький, казалось бы, нюанс - всего-то отсутствие в официальном заключении нескольких цифр. Но именно этот факт делает заключение экспертов для суда ничего не значащими бумагами.

Третью экспертизу делали медики и автотехники. В лабораторию краевого центра судья лично отвез колесо от машины Старожилова. Видимо у него были основания считать, что никому другому доставку вещественного доказательства в краевой центр доверить нельзя? На этот раз мнение хабаровских экспертов совпало с выводами их московских коллег: за рулем был подсудимый.

И вот на одной чаше весов Фемиды - заключение экспертов и показания нескольких свидетелей, подтверждающих, что за рулем был Старожилов.

На другой - свидетельства врачей "Скорой помощи", пожарных, сотрудников ДПС, спасателей, которым пришлось вырезать из покореженной иномарки тела, о том, что на момент аварии за рулем сидела Марина.

Судья вынес Старожилову оправдательный приговор. Как сказано в статье 49 Конституции РФ, "неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого". Странно другое. Объявив о невиновности Старожилова, судья подает рапорт об отставке... Потерпевшие уверены, что судью подкупили. Кто? Да члены криминальной структуры, к которой, якобы, принадлежит Старожилов. Не будем делать из современных служителей Фемиды ангелов. О коррупции в судейских рядах, не стесняясь, говорит сам президент страны. Но, простите, какую же нужно дать взятку, чтобы заставить профессионала намного раньше положенного срока распрощаться с судейской мантией?

Есть и другое мнение - о том, что судью запугали. Возможно, угрозы действительно имели место, ведь даже случаи покушения на судей в России - не такая уж и редкость.

Судья - профессия публичная. И чем "громче" дело он рассматривает, тем больше оценок, пересудов и мнений вокруг. Люди вправе выражать свою точку зрения. И есть суд, где не работают за деньги и где никогда не дадут зарплату. Человеческий. Суд совести, если хотите.

Моральное не преступление

Когда судья писал этот оправдательный приговор, он наверняка предполагал, что потерпевшая сторона не удовлетворится таким исходом дела и обжалует его в вышестоящей инстанции. Поэтому вряд ли из текста приговора исчезли важные показания свидетелей, прочие сведения. Возможно, вердикт следующей инстанции, куда уже обратились потерпевшие, будет иным.

В очередной раз читаю текст приговора и соглашаюсь с тем, что подсудимый в момент трагедии был пассажиром. Но назвать Старожилова при этом невиновным, как говорится, язык не поворачивается. Только за то, что он совершил, у нас не судят.

Когда высокопоставленный потерпевший пытается влиять на ход следствия, это обязательно должно быть отражено в приговоре. Но в этом приговоре ничего нет и не может быть о том, что потерпевшая, пусть она и подполковник милиции, - прежде всего мать. Не прочесть в этом деловом документе и о том, что переживают родители второй погибшей девушки. Как невыносимо больно приходить на могилы девчонок, которые с детства "не разлей вода", вместе строили радужные планы на будущее. Вместе бегали на дискотеки и собирались быть счастливыми.

Кто теперь ответит, почему они именно в ту роковую ночь вопреки запретам родных отправились искать приключения? Как смириться с тем, что прогулка обернулась бедой?

Напомним, что освидетельствовать на алкогольное опьянение подозреваемого следствию помешала сделать "охрана". Зачем, если показания промилле в крови лишний раз могли подтвердить то, что он физически не мог управлять машиной? Оправдываться в данной ситуации беспамятством очень удобно. А какие могут быть претензии к пассажиру, который в момент аварии мирно посапывал на пассажирском сиденье? С точки зрения закона - никаких. А по совести?

Пару лет назад российские страховые компании, призывая автолюбителей страховать свою ответственность, озвучили страшные цифры. В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно в России гибнет более двухсот тысяч человек.

Сотрудники ГИБДД утверждают, что львиная доля вины в этой кровопролитной войне лежит на совести водителей, которые садятся за руль в нетрезвом состоянии. Российские законодатели, наконец, обратили на эту проблему особое внимание, благодаря чему нетрезвое пребывание за рулем уже более полугода стало чревато очень серьезными последствиями.

Но на Руси всегда с большим снисхождением относились к любителям горячительных напитков. Появились даже дельцы, которые нашли дыры в законе и стали давать советы водителям, как в случае чего уйти от ответственности.

Сегодня только мировые судьи имеют право решать участь горе-водителей. Но и они под разными предлогами стараются не лишать их водительских прав. Нередко попросту жалеют водителей-пьяниц, потому что для многих из них машина - единственный источник дохода.

Прощенные судьями выпивохи четко усваивают, как правило, только одно - ездить за рулем в нетрезвом состоянии можно почти безнаказанно. И, кажется, они правы.

В 2004 году следователи Хабаровского края возбудили 208 уголовных дел по статье 264 УК РФ, частям 2, 3. Только 142 из них дошли до суда. Обвинительные приговоры прозвучали лишь для семерых водителей...

Оксана Омельчук.

* * *

PS. Пока этот материал готовился к печати, краевой суд, рассмотрев кассационную жалобу и изучив все доказательства, представленные по делу, оправдательный приговор в отношении Старожилова отменил.

(Имена и фамилии потерпевших и обвиняемого изменены.)