Инвестиции с большой дороги
Благополучие страусов под угрозой. Прокурорская проверка на месте их обитания (в деревне Озерово Орловской области) пришла к выводу, что божьи твари жрут и пьют незаконно - на штрафы, которые местное ГИБДД взимает с владельцев автотранспортных средств. Аппетит у страусов неплохой. Всего за год (с 2000 по 2001) они объели федеральную казну на 10, 5 миллиона рублей.
На своих харчах
Идея организовать "подсобное хозяйство в виде сельскохозяйственного производственного участка (СПУ) "Озерово" для обеспечения личного состава СПУ (в количестве 6о местных крестьян) и УГИБДД продуктами сельскохозяйственного производства" пришла гаишникам в голову в 1999 году, на одном из оперативных совещаний. Обратились за поддержкой к губернатору.
Егор Строев одобрил инициативу. В Орловской области, слывущей передовым полигоном аграрных реформ, поддерживается вообще все, чтобы крестьяне до срока не протянули ноги. А тут работники жезла и свистка обещали харчить не только "личный состав" деревни Озерово, но и многотысячное подразделение ГИБДД, что, безусловно, выводило реформы на совершенно новый уровень.
По чистой случайности деревня, на которую пал выбор гаишников, оказалась малой родиной их тогдашнего начальника Леонида Па-шина. Это никого не смутило, а для областных властей, судя по благосклонной резолюции Строева, так и вовсе стало решающим обстоятельством.
Мечта графа Аракчеева
Часть имущества обанкротившегося к тому времени сельхозкооператива "Союз", куда входило Озерово, по договору купли-продажи отошла управлению ГИБДД, и в деревне прямо на глазах стала воплощаться в жизнь мечта графа Аракчеева: типовые домики, гладкие дороги, ни пьяных, ни праздношатающихся. Пашут. Маршируют. В церковь ходят.
Люди говорят, что начальник УГИБДД обустраивал малую родину не в пример лучше, чем, допустим, мэр соседнего райцентра Нарышкино, у которого куда-то исчезала даже завезенная щебенка. Во владениях Пашина она как будто с неба валилась - осыпали все деревенские дороги, включая те, что в лесу. Причем городские шефы делились с крестьянами последним. Когда в Орле на выделенные в помощь ГИБДД кирпичи росло здание областного управления - рос и коровник в СПУ "Озерово". А склад в одном из отделений хозяйства до боли напоминал хранившийся в закромах УВД разобранный ангар.
Насчет церкви тоже сбылось. На территории СПУ, вблизи деревни Лукьянчиково, над святым источником шефы соорудили часовенку. А рядом с источником - и водонапорную башню, и охотничий домик, и баньку, и вольеры для экзотических животных. Все это взяли под охрану. Ведь СПУ "Озерове" - один большой патруль. Автомашины - и те с синими номерами.
Откуда деньги?
Однако все хорошее быстро кончается. Завистливый народ в Урицком районе без конца терзался вопросами, откуда у гаишников деньги на все это великолепие. Хотя кому надо, знали, что СПУ "Озерово" активно привлекает инвестиции. К Примеру, С 2000 ПО 2001 год они составили 19, 7 миллиона рублей. Сумма сложилась из следующих поступлений: 10, 7 млн. рублей - штрафы ГИБДД, 2 млн. руб. - средства, выделенные из дотационного бюджета районной администрацией, 7 млн. - от реализации того, что наработали. Но ведь люди все равно страшно подозрительные. Стали интересоваться, когда это гаишники сеяли и пахали, чтобы продать наработанное? А потом, во время уборочной, кто-то углядел, будто посты ГИБДД заворачивают чужие грузовики с зерном в нужном им направлении.
Материалы о создании СПУ "Озерово" были направлены в МВД. Вскоре пришел ответ: существование подсобных хозяйств в структуре, выполняющей задачи безопасности движения, неправомерно, необходимо принять меры для того, чтобы каждый занимался своим делом.
Гаишникам в Орле сочувствовали - только ведь обустроились... Чтобы не расстраивать коллег, бывший начальник УВД области Савченко подписал приказ, согласно которому все нажитое непосильным трудом в СПУ "Озерово" переходило ГосСМЭУ "Орелтрансигнал" - конторе под крылышком УВД, занимающейся разметкой дорог и ремонтом светофоров.
Егор Строев и вовсе игнорировал предписание МВД. Даже наоборот. В областном постановлении "О сборах с владельцев транспортных средств" появился новый пункт, разрешающий использовать поступления от штрафов в аграрном секторе, конкретно - в СПУ "Озерово". Получается, что прежде гаишники самостоятельно перекладывали штрафы из государственного кармана в карман подшефного хозяйства. Теперь им разрешили делать это на законных основаниях, хотя известно, что закон не допускает вольностей с использованием сборов и штрафов. Известно также, что часть этих поступлений аккумулирует федеральный бюджет, часть - региональный. Вот и думай теперь, какую казну позволил распотрошить Егор Строев ради малой родины Леонида Пашина.
Сон Фемиды
В апреле 2002 года материалы по СПУ "Озерово" поступили в областную прокуратуру. Однако выяснилось, что состава преступления нет, руководители ГИБДД и УВД личной выгоды от подсобного хозяйства не получали, а все деньги бескорыстно вкладывали в производство и на зарплату крестьянам. Подводить под статью губернатора, распоряжающегося бюджетными средствами как своими собственными, в прокуратуре и вовсе не решились. Тем более что в опекаемом Строевым заповеднике "Орловское полесье" для прокурорских работников тоже построили "охотничий домик", и неизвестно, на какие средства. Во всяком случае, никто из гостивших здесь бывших и нынешних генпрокуроров губернатора об этом не спрашивал.
Вскоре Леонид Андреевич Па-шин покинул пост начальника УГИБДД и стал в Орле начальником УВД. Считается, что перед новым назначением военное поселение на его малой родине от греха подальше расформировали, крестьян вернули в первобытное состояние. Маловеры по некоторым приметам вычислили, что дело обстоит не совсем так.
Самые настырные нажаловались вице-спикеру Госдумы Любови Слиске. Вице-спикер обратилась в Генпрокуратуру, и малую родину несчастного Пашина снова стали шерстить.
В этот раз выяснилось, что при создании и функционировании СПУ "Озерово" все-таки установлены нарушения законодательства. По протестам облпрокурора отменены два незаконных нормативных акта главы администрации. Когда отменены, прокуратура скромно умолчала, и нельзя понять, с какого момента перестали поступать штрафные деньги под маркой инвестиций в подсобное хозяйство "Озерово".
Назначена новая ревизия.
Корреспондент ради любопытства побывал на месте происшествия. Пейзаж не изменился: домики, банька, часовня и страусы - все есть. Крестьяне отсутствуют. "Повывелись от хорошей жизни,
- вздохнула директор хозяйства, назвавшаяся Ларисой Ивановной.
- Не знаю, почему так... Ведь жили у Леонида Андреевича как у Христа за пазухой. До 2003 года содержал 6о человек, а потом нам пришлось переписать собственность на себя".
Видать, к тому времени крестьяне работать уже разучились. Ничего не хотят, разве что рыбку половить в хозяйском пруду. Но этого им не разрешается. Сторожить малую родину Леонида Пашина гаишники привозят из райцентра специального человека - Васильича. Каждый день. Заодно он кормит страусов и другую экзотическую живность. Рацион вроде бы не оскудел.
- Жрут от пуза, - подтвердил Васильич. - А чего? На халяву-то?
С халявой, похоже, тоже ничего не изменилось. "Проверки на дорогах" по-прежнему лютые. Транзитникам это не нравится. Ну а местные водители к немилосердным штрафам привыкли. Потому что понимают: реформаторских идей и охотничьих заимок у областных руководителей немало. Да и малая родина есть не только у начальника УВД.
***
Друзья по правилам
Управление ГИБДД Тамбовской области выяснило, что думают друг о друге водители и автоинспекторы. Как свидетельствуют данные анонимной анкеты, по сравнению с прошлым годом мнения изменились в лучшую сторону. Однако большинство водителей и даже сотрудников инспекции все равно считают инспектора ДПС "полновластным и не всегда справедливым хозяином дорог", в некоторых анкетах его прямо называют вымогателем и взяточником.
В ответе на вопрос: "Какими качествами должен обладать сотрудник Госавтоинспекции?" - респонденты оказались на редкость единодушны. Всем хочется, чтобы это был "справедливый, честный, компетентный, вежливый, порядочный, внимательный и аккуратный человек". Что касается "шоферских грехов", то водители оказались достаточно самокритичны: 40% опрошенных сознались в том, что им приходилось управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, более половины "не видят в этом ничего особенного". Инспектора более категоричны: 75% против каких-либо "допустимых норм" и лишь 13% не возражают, если водители будут "слегка подшофе". Любопытные ответы получились на странный для владельца авто вопрос: "Изучали ли вы Правила дорожного движения?" Более половины инспекторов убеждены, что участники дорожного движения правила знают "недостаточно", и поэтому их не соблюдают; 4% стражей порядка уверены, что водители правил "не знают вовсе". Люди за баранкой о себе более высокого мнения: 62% "специально изучали правила в автошколе", 27% "изучали самостоятельно" и лишь десятая часть призналась, что "никогда не делали этого".
(По материалам www.gai.ru)
***
ОПРОС НА САЙТЕ "МН"
На какие нужды вы бы перечислили штрафы за нарушение правил дорожного движения? на ремонт дорог 70% на повышение зарплат работникам ГИБДД 10% мне все равно, у меня нет машины 8% на подъем сельского хозяйства 6% на благотворительные цели 5% на усмотрение начальства 1%