Перейти к основному содержанию

Главная      ЖИЗНЬ ПЕШЕХОДА ДОЛЖНА БЫТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЬ ПЕШЕХОДА ДОЛЖНА БЫТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России растет с каждым годом. В прошлом году на дорогах погибло 35 тысяч россиян, что в 10 раз больше, чем в Англии, где количество машин примерно такое же. Сегодня у нас из каждых 100 тысяч человек в ДТП погибает 25 человек, тогда как в Финляндии только 5. Положение с аварийностью на российских дорогах можно назвать "национальным бедствием". Смертность от травм стоит уже на втором месте после смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, а доля травм, полученных в ДТП, составляет 60 процентов. Виновными в большинстве дорожно-транспортных происшествий являются водители.

О мерах, принимаемых в столице по повышению безопасности дорожного движения, рассказала председатель комиссии Московской городской Думы по безопасности депутат Инна Святенко.

- Инна Юрьевна, а какова ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в Москве? Какой вид ДТП является основным в столице?

- В Москве ситуация на дорогах достаточно сложная, и одной из причин этого является большое количество транспорта. На сегодняшний день в столице зарегистрировано более 3 миллионов автомобилей, не считая транзитных, к тому же поток автомобилей ежегодно увеличивается. Несмотря на усилия ГИБДД, дорожно-транспортные происшествия у нас случаются довольно часто, причем, согласно статистике, основным видом ДТП является наезд на пешеходов.

К сожалению, ни водителям, ни пешеходам не хватает внутренней культуры, для того чтобы быть взаимно вежливыми. Автомобилисты считают, что раз они на "железном коне", значит, у них есть преимущество, а пешеходы, понимая, что скоро они окажутся в нашем городе в меньшинстве, отстаивают свои права на то, чтобы с ними считались.

Если брать статистику за прошедший 2004 год, то доля наездов на пешеходов составила 52, 8 процента от общего количества происшествий, что несколько меньше, чем в прошлые годы, но все равно этот вид ДТП остается у нас основным. Причем пешеходов сбивают даже в зоне пешеходных переходов. Так, в прошлом году на пешеходных переходах произошло 408 наездов на пешеходов, при этом погибло 66 человек, а ранено 364 человека. Всего же за 11 месяцев 2004 года в Москве в дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов погибло 652 человека и ранено 3850, то есть цифры пугающие, если даже сравнивать их с числом пострадавших от террористических актов. Но надо заметить, что в последние годы сокращается число дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. Например, в 2004 году количество таких ДТП сократилось на 11, 5 процента.

- Вопрос о повышении безопасности пешеходов настолько важен, что он был обсужден на депутатских слушаниях в Мосгордуме. Что же предложило руководство ГИБДД для решения этой проблемы?

- Со стороны Госавтоинспекции было сделано несколько предложений. Так, на пешеходных переходах предлагается применять табло с индикацией времени горения сигналов, чтобы пешеходу было понятно, сколько секунд осталось до того момента, когда зажжется красный свет. При наличии таких табло пешеходу легче принять решение, начинать ему движение в сторону проезжей части или лучше подождать.

На слушаниях говорилось об использовании искусственных дорожных неровностей для принудительного снижения скорости движения автотранспорта. Такие неровности устанавливаются, в основном, на дорогах перед детскими и образовательными учреждениями, потому что это зона повышенной опасности, причем количество "лежачих полицейских" (как их называют в народе) с каждым годом возрастает. Раньше искусственные дорожные неровности устанавливались стихийно, и это были настоящие "горбыли" на дороге, которые не соответствовали ГОСТам, из-за чего многие машины получали повреждения, потому что посадка у некоторых марок автомобилей низкая. Сейчас "лежачие полицейские" устанавливаются из специальных прорезиненных материалов, чтобы автомобилисты чувствовали себя комфортно.

Надо отметить, что в своих письмах избиратели часто обращаются с просьбой установить "лежачих полицейских" около той или иной школы для того, чтобы машины замедляли движение, а дети могли более спокойно себя чувствовать на дороге.

На депутатских слушаниях руководители ГИБДД говорили еще об одном методе повышения безопасности пешеходов -об установке направляющих пешеходных ограждений, которые не позволяют людям переходить улицу в неустановленном месте. По предложению Госавтоинспекции установка таких ограждений производится ГУП "Гормост" и префектурами административных округов города. Сейчас в Москве установлено 127 тысяч погонных метров направляющих пешеходных ограждений. Надо заметить, что пешеходные ограждения привлекли внимание некоторых рекламных фирм, по предложению которых и по согласованию с ГИБДД осуществляется установка ограждений оригинальных конструкций с элементами наружной рекламы.

Помимо этого, руководство Госавтоинспекции предложило выделять специальные полосы для движения городского транспорта, причем такие полосы должны располагаться вне проезжей части, поэтому их надо предусматривать при проектировании и строительстве новых дорог.

Хотелось бы отметить, что немаловажную роль в обеспечении безопасности пешеходов играет парковка автотранспорта. Сейчас нередко автовладельцы совершенно бесцеремонно паркуют свои машины прямо на пешеходных переходах, а пешеходы буквально выскакивают из-за машины. Трагедии происходят иногда даже на пешеходном переходе, и в таких случаях трудно выяснить, кто же все-таки был виноват, потому что водитель просто визуально не может видеть пешехода, который оказывается между двумя припаркованными на переходе машинами. Вот на депутатских слушаниях и шла речь об ужесточении санкций по отношению к таким водителям.

- Особенно тревожит тот факт, что продолжает расти количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях детей. Разработана ли система обучения детей навыкам безопасного поведения на дорогах?

- В последние годы среди детей проводилась большая профилактическая работа. На слушаниях выступал начальник ГИБДД города Москвы Сергей Казанцев, и он рассказывал о том, что на протяжении нескольких лет в школах преподаются Правила дорожного движения в рамках дисциплины "Основы безопасности жизни" (ОБЖ). Правда, преподаются эти правила учителями ОБЖ, а не сотрудниками ГИБДД. А для того чтобы повысить профилактическую работу среди школьников, надо выделить Правила дорожного движения в отдельную дисциплину и, конечно, необходимо привлекать к ее преподаванию сотрудников Госавтоинспекции. Очень приятно было услышать, что сотрудники ГИБДД готовы идти в школы и преподавать ребятам правила безопасного поведения на дорогах. Я думаю, что от этого будет только польза. Депутаты решили обсудить с руководством Департамента образования вопрос о выделении нескольких фиксированных часов для специального курса по Правилам дорожного движения, который будет преподаваться сотрудниками ГИБДД.

- Большое значение для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах имеет возрождение детских автогородков.

- Во времена моего детства в детских садах были специальные площадки, где малыши осваивали азы дорожного движения на самокатах и трехколесных велосипедах. Дети узнавали, на какой свет переходить улицу, куда смотреть и по какой стороне двигаться.Такая основа закладывалась с детства. Сейчас, к сожалению, такие городки в детских садах пришли в негодность, но их необходимо модернизировать и продолжать уроки с детьми.

Хочу напомнить, что в 1997 году было принято постановление правительства Москвы, а в 2001 году принят план мероприятий по улучшению условий дорожного движения, которыми предусматривалось строительство автогородков в каждом административном округе. Стандартный автогородок должен представлять собой закрытую площадку с нанесенной на ней различной разметкой, пешеходными переходами, всеми типами перекрестков, круговым, односторонним и двухстронним движением. На такой площадке размещаются 50 дорожных знаков, 4 транспортных и 8 пешеходных светофоров. Здесь можно моделировать различные ситуации, которые встречаются каждый день на дорогах нашего города.

К сожалению, такие автогородки действуют сейчас только в Центральном и Западном административных округах. В других округах из-за отсутствия финансирования их строительство не ведется, хотя проектно-сметная документация составлена.

- Не кажется ли вам, что одной из причин большого количества ДТП на дорогах Москвы является плохая подготовка водителей? Говорят, что более трети тех, кто имеет права, вообще никогда не сдавали экзамены.

- Если говорить о работе автошкол, то, к сожалению, приходится констатировать, что уровень подготовки водителей очень невысокий. Ни для кого не секрет, что процедура сдачи экзаменов для получения водительских прав проходит несколько формально. Даже медицинскую справку для поступления в автошколу можно купить: об этом говорят объявления в газетах. Меня поражает такой оригинальный знак в виде затемненных очков, который вешают некоторые водители на заднее стекло. Когда объезжаешь такую машину, то понимаешь, что водитель действительно полуслепой, и непонятно, каким образом он все-таки ведет машину: то ли на ощупь, то ли по звуку. Тем не менее это факт, поэтому медицинское освидетельствование тех, кто поступает в автошколу, должно быть на серьезном уровне. Если у человека проблемы со зрением или еще какие-то проблемы со здоровьем, ему нужно воздержаться от вождения автотранспортного средства.

Второй момент - многим не хватает того количества часов, которое предусмотрено в автошколах. В-третьих, существует система взяточничества, когда водительские права просто покупаются, а вы сами понимаете, какой уровень подготовки у такого водителя. Хорошо еще, если человек грамотный, возьмет и почитает Правила дорожного движения, может быть, у него и навыки вождения есть. А если ничего этого нет, а такой горе-водитель садится за руль - вот тогда и случается трагедия.

Статистика говорит о том, что большинство дорожно-транспортных происшествий совершают те, кто имеет водительский стаж менее двух лет. После двух лет вождения люди приобретают определенные навыки и ездят более аккуратно.

- Во время слушаний руководители ГИБДД говорили о необходимости усилить ответственность за нарушение Правил дорожного движения, так как сегодня штрафные санкции не являются адекватными мерами ответственности за совершение административных правонарушений и не в полной мере отвечают целям административного наказания. Предлагалось, в частности, базовую сумму (100 рублей) привести в соответствие с величиной минимального размера оплаты труда, а также внести ряд изменений в КоАП РФ, которые увеличат сумму административного штрафа за нарушение Правил дорожного движения. Какова позиция депутатов в этом вопросе?

- Я считаю, что административные санкции за целый ряд нарушений Правил дорожного движения, конечно, должны быть увеличены. На слушаниях депутаты говорили о готовности вносить изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и выступать с законодательными инициативами в Государственной Думе.