Где прописана...
МИЛИЦЕЙСКАЯ ЭЛИТА
Итак, место действия: кирсинская средняя школа N 3 с углубленным изучением ряда предметов.
Время действия: наши дни.
Действующие лица и исполнители - старшеклассники, их родители, педагоги, сотрудники РОВД и ГИБДД.
Несложных этих составляющих оказалось вполне достаточно для того, чтобы два года назад в вятской глубинке появился первый специализированный "милицейский" класс. Скрывать не станем: кирсинцев распирало от гордости - подобные классы созданы лишь в Твери и Воронеже, выходит, кирсинские курсанты будут не только единственными в области, но и третьими по счету в России.
А началась эта история с того, что именно о тверских дорогах счастливого детства прочел однажды в центральной газете верхнекамский инспектор ГИБДД по пропаганде Михаил Рябов. Кстати, до того как надеть милицейские погоны, лейтенант Рябов учительствовал в школе и, как всякий достойный педагог, мечтал сеять не только разумное, доброе, вечное, но и создавать что-то новое, необычное. Курсантский "милицейский" класс вполне вписывался в его мечту об изюминке на кирсинской земле.
От полетной идеи Михаила до первого урока в спецклассе прошло всего полгода: помогать взялись районное управление образования, местные РОВД и ГИБДД, РОСТО и, разумеется, УГИБДД.
Кандидатам в "милицейский" класс объявили сразу: никто не собирается заманивать их после окончания школы на службу в МВД, ни при каких обстоятельствах в угоду спецдисциплинам не будет сокращаться изучение общеобразовательных предметов, всем "иногородним курсантам" предоставляется общежитие. И на стол директора школы В.В. Рыловой легло тридцать заявлений.
Сейчас в 11 "В" классе осталось 25 учащихся, 22 - курсанта и трое "гражданских", как их здесь называют. Как оказалось, не каждому по зубам помимо алгебры да химии с литературой изучать профильные "милицейские" дисциплины и заниматься физподготовкой.
Фирменные куртки и брюки, как у "взрослых" ДПСников, с желтыми нашивками и светоотражающими полосками, курсантам подарило УГИБДД, и за два года кирсинцы уже успели привыкнуть к юным инспекторам дорожного движения во "всамделишной" форме и их практическим занятиям на городских улицах.
Как рассказывают курсанты, раз в неделю их класс делится натри отделения. Первое контролирует состояние дорожных знаков в городе, второе - отслеживает школьников, нарушающих правила движения, а третье регистрирует все нарушения, допущенные водителями и пешеходами. "Уроки вежливости" на дороге проводят с нарушителями-малолетками, что называется, на месте, а за более серьезные провинности в дневник школяра вклеивают специальную карточку с подробным изложением для родителей и учителей дорожных "приключений" их питомца. Порой приходится составлять даже карточку-сообщение о нарушении ПДД для передачи в ОГИБДД и директорам кирсинских школ, и, надо отметить, никому не приходит в голову принимать это за "детскую профориентационную игру".
Мальчишки в провинции взрослеют рано, многие из курсантов признаются, что садились у себя в деревне за руль трактора лет с 11 и рассекали от поля до фермы будь здоров, а уж про велосипеды да мотоциклы и говорить нечего, "на ты" были с двухколесными дружками. О том, насколько вождение серьезно и ответственно, они впервые задумались, изучая два года "шоферскую науку" в своем спецклассе, и перед выпускными школьными экзаменами каждый из них наверняка получит водительские удостоверения.
А в остальном, как отмечают учителя, это обычные милые дети, блистающие на местном конкурсе "Супершкольник", проводящие уроки по правилам дорожного движения у малышей, придумывающие конкурсы и викторины, защищающие честь района на "Безопасном колесе" и выпускающие свои газеты. О газетах разговор особый.
"Год назад, когда закончились районные соревнования "Безопасное колесо", -вспоминает М. Рябов, - и нужно было готовиться к состязаниям более высокого уровня, мне показалось, что ребятам из разных уголков Верхнекамья было бы интересно пообщаться друг с другом по проблемам безопасности дорожного движения через настоящую взрослую газету. Отправился на разведку в РУО и нашу "районку" "Прикамскую новь", всюду нашел поддержку и одобрение. И перед новым этапом соревнований вышел в свет специальный выпуск газеты, который стал отличным подарком ребятам.
Сейчас активными участниками таких выпусков стали наши курсанты, они с удовольствием рассказывают на страницах газеты не только о правилах движения, но и о своем необычном спецклассе". А что касается завтрашнего дня 11 "В" -многие из его выпускников мечтают о службе в милиции, особенно девчонки, которые полагают, что погоны на дамских плечиках смотрятся особенно эффектно, а стрелять, бегать и водить автомобиль их в курсантском классе научили ничуть не хуже мальчишек. Начальник же Верхнекамского РУО B.C. Леонтьев убежден, что спецдисциплины отлично подготовили ребят и к поступлению в соответствующие вузы, и к службе в армии, может, поэтому среди курсантов нет ни одного, мечтающего "откосить" от службы, что само по себе феноменально и заслуживает всяческого уважения. Между прочим, и родители мальчишек, и это совсем уж невероятно, не против того, чтобы их сыновья сначала потаскали солдатские сапоги, а потом уж вошли в студенческие аудитории.
Родители у курсантов особенные, "сопричастные", я бы сказала, хотя никто из них в милиции не работает и профессиональных особенностей службы в ней не знает. Но директор школы отмечает, что без их дружеского участия и понимания начинать новое дело было бы куда сложнее.
Набор в очередной курсантский класс уже объявлен, и многие из младших братьев и сестер нынешних выпускников горят желанием попасть именно в него, за престижным образованием приедут ребята из верхнекамской глубинки, говорят, хотели бы надеть курсантскую форму и старшеклассники из других районов. Возможно, к тому времени, как первый выпуск "милицейского" класса получит лейтенантские погоны, появятся специальные учебники, а может быть, даже школьные программы по изучению правил дорожного движения, во всех верхнекамских школах, а затем и по области приживутся специализированные "милицейские" классы, воспитывающие будущую офицерскую элиту, которую ни у кого не повернется язык назвать "ментами".