Перейти к основному содержанию

Главная      И какой же русский не любит быстрой езды?

И какой же русский не любит быстрой езды?

На недавно прошедшем семинаре по безопасности дорожного движения в кулуарах ко мне обратился советник международной организации "Глобальное партнерство по безопасности на дорогах" Ричард Манн. На хорошем русском он поинтересовался, почему наши водители так легкомысленно относятся к своей собственной жизни. "Почему, - с выражением спросил он меня, - ваши автолюбители и профессионалы, за редким исключением, перед поездкой не пристегивают себя ремнями безопасности и не настаивают, чтобы пассажиры делали это?" Мои объяснения о широте и размахе русского человека, о его любви к быстрой езде он не воспринял: для него, человека законопослушного, не пристегнуться ремнем в машине означает обречь себя на верную смерть. Ох уме эти иностранцы, скажете вы, мелко плавают, подумаешь, не пристегнулся сам, не пристегнул своего пассажира - сколько раз проходило, еще раз пронесет. Увы. Практика показывает, что беспечность за рулем никого еще до добра не доводила.

На том же семинаре один из его ведущих - "глобалист" старший советник Питер Эльсенар попросил встать тех, кто сам был или свидетелем, или участником дорожно-транспортного происшествия. Встали практически все. И стало сразу понятно, почему компания "Сахалин Энерджи" - инициатор проведения этого мероприятия пригласила для участия в нем специалистов из "Глобального партнерства по безопасности на дорогах". Эта международная организация накопила огромный опыт работы во многих странах мира: Вьетнаме, Румынии, Польше, Индии, Таиланде и т. д. И такие акции, как утверждают "глобалисты", не стоят больших денег. Например, раньше во Вьетнаме отмечалась очень высокая смертность среди мотоциклистов. Провели исследование, и оно показало, что рокеры не носят шлемы, потому что во Вьетнаме очень жарко. Специалисты "Глобального партнерства" отнеслись к проблеме со всей серьезностью и в результате исследования предложили ... изменить конструкцию шлема, сделать в нем дополнительные отверстия. И все. Не понадобилось никаких огромных средств, чтобы обеспечить безопасность на дороге. Для нас этот постулат тоже приемлем. Какие еще нужны средства для того, чтобы надеть ремень безопасности? Да никакие. Требуется только одно - желание самих участников движения. И - комплекс действенных мер к тем, кто создает аварийную ситуацию на дороге. Пока же штрафы в 50 рублей мало кого пугают. Но опускать руки и в этом случае не годится. Проблема касается всех.

- Да, действительно, - подтвердил эту мысль вице-губернатор Владислав Никитин. - Каждый из нас хоть раз в жизни был либо свидетелем, либо участником ДТП. Причин предостаточно, в том числе и техническое состояние автомобилей. И если говорить о наших отечественных автомобилях, то они, конечно, оставляют желать лучшего. А дорожное покрытие? Оно зачастую не выдерживает никакой критики. Не секрет, что дорожные строители, чтобы получить прибыль, не всегда заботятся о качестве своего труда, что приводит к печально известным последствиям.

Очень важен и такой аспект, как отсутствие элементарной культуры. Не такая уж редкость, когда водители неуважительно относятся к участникам дорожного движения. И прививать культурные навыки надо с самого детства. Наша область попросту перенасыщена транспортными средствами, особенно сейчас, когда по дорогам перевозятся тысячи тонн различного рода грузов, в том числе и для строительства трубопроводов, завода СПГ и т. д., порой по бездорожью, в зоне плохой видимости. И потому необходимо более тщательно следить за техническим состоянием автомобилей, здоровьем водителей, категорически не допускать пьянства за рулем.

Мы подошли вплотную к комплексному пониманию проблем, когда необходимо воздействие на все составляющие системы: это человек, транспортное средство, дорога, окружающая среда. Каждый из этих факторов оказывает существенное влияние на уровень безопасности на дорогах. Как никогда остро стоит вопрос о совершенствовании государственной политики в этой сфере. И семинар, который собрал специалистов в области права, экономики, науки, силовых структур, медицинских и педагогических работников, людей разных возрастных и профессиональных групп, - это хороший шаг вперед. Наш голос будет обязательно услышан.

- Проблема безопасности дорожного движения, - продолжает разговор начальник управления ГИБДД области Владимир Цой, - возникла не вчера и не сегодня. Мы шли к ней десятилетиями. И, конечно, она касается нас всех, в том числе и жителей области, и сотрудников иностранных компаний, работающих на острове. Абсолютно прав вице-губернатор Владислав Никитин в том", что именно сейчас важно объединить усилия государственных органов, общественности, частных фирм, автодорожных и транспортных предприятий. Актуальность консолидации очевидна. По данным Организации Объединенных Наций, на дорогах мира ежегодно погибает 1 миллион 250 тысяч человек. Не случайно на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было прямо заявлено: "Мировое сообщество переживает глобальный кризис в области обеспечения безопасности дорожного движения".

В России же, на мой взгляд, ситуация катастрофическая - наметилась устойчивая тенденция роста аварийности. Только в прошлом году в нашей стране на дорогах погибло 34 тысячи человек и около четверти миллиона получили ранения различной степени тяжести. И у нас в области картина не самая отрадная: в прошлом году ДТП унесли 139 жизней, травмированы 1483 человека. Основными причинами трагедий по-прежнему остаются несоблюдение водителями скоростного режима, нарушение пешеходами правил дорожного движения, вождение автомобиля в нетрезвом виде. Почти каждое пятое происшествие связано с пьянкой за рулем. Среди причин "дорожного беспредела" - рост автомобильного парка, интенсивность транспортного потока, потеря дисциплины и, что немаловажно, отсутствие у нас прежних рычагов воздействия на нарушителей, в том числе и правовых. К решению всех этих проблем необходим комплексный подход.

И тут, думается, общественность должна сказать свое слово. Мы ведь сами давным-давно перестали отвечать на хамство и плохое обслуживание, к примеру, в маршрутных автобусах. Слава богу, если удастся, пританцовывая на гололедице, заскочить в "маршрутку". И уже не смотришь на то, что водитель рывком трогает с места: лоб не разбил, и на том спасибо, на то, что плату за билет даешь по ходу следования, и что хозяин автобуса может спокойно за рулем вести разговор по сотовому телефону. Не часто на линии увидишь ухоженный и технически безупречный транспорт. По мнению специалистов, система подготовки водительских кадров не отвечает современным условиям. Каким образом некоторые из них получают лицензии на право заниматься пассажирскими перевозками - уму непостижимо. Водители со своей стороны считают, что на дорогах области нет достаточного количества светофоров, плохо развита дорожная инфраструктура (почти нигде не делается разметка, кроме "зебры", мало дорожных знаков) и, по сути, нет широкой сервисной сети обслуживания. Многие проблемы связаны с отсутствием единой интегрированной базы данных.

И тем не менее не все так плохо. Даже в условиях нынешнего правового поля та же Госавтоинспекция имеет хорошо продуманную программу, направленную на обеспечение безопасности дорожного движения. Инспекторы проводят ежегодно акцию "Безопасное колесо", в которой участвуют 30 тысяч детей, а традиционный конкурс "Трасса" привлекает 5 тысяч взрослых дядей и тетей. К слову сказать, для иностранных компаний, операторов шельфовых проектов, работа без травм и аварий - дело чести. Не могу себе представить, чтобы за руль автомашины, принадлежащей "Сахалин Энерджи" или "Эксон Мобил", сел нетрезвый водитель, не пристегнул себя или своих пассажиров ремнями безопасности, закурил за рулем или стал вести беседу по телефону. Как сказал заместитель главного исполнительного директора "Сахалин Энерджи" Дэйвид Гриер, компания ревностно следит за техническим состоянием автопарка, соблюдением принятых стандартов и правил, а в случае их нарушения разрывает контракт с работником. Однако, как показала практика, есть резон и этим благополучным фирмам поучаствовать в создании Сахалинского партнерства по безопасности движения. Какой именно и почему - об этом наша следующая публикация.