РУССКИЙ, НЕ ЛЮБЯЩИЙ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ
ГИБДД: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
До поры до времени о ГАИ-ГИБДД я знал только анекдоты. Как-то даже и сам в одной статье придумал каламбур: "ГИБДДое дело". А потом, пару лет назад, переехав из Москвы в Подмосковье, завел по необходимости автомобиль и узнал на деле, что обстановка на дорогах весьма далека от анекдотической веселой атмосферы. Ездить у нас сложно и опасно - но причина отнюдь не только и не столько "гаишниках". Были за два года и досадные встречи на дорогах с людьми в форме - но, пожалуй, только две на десятки вполне благожелательных встреч. Бывало и так, что, видя мою малоопытность и отсутствие злостных намерений, инспекторы ограничивались предупреждением за мелкие нарушения, а вовсе не вымогали деньги. А вот соратники-автомобилисты вызывают у меня самые тягостные чувства. Такое впечатление, что правила соблюдают единицы, а большинство ездит, не жалея ни себя, ни других. Кому из водителей не приходилось резко подавать вправо, на обочину, когда на тебя по твоей полосе навстречу (при двойных сплошных) несется со скоростью 150-200 км в час джип, ослепляя к тому же запрещенными прожекторами? А если - мост, и увернуться некуда? Кто не гадал - подрежет тебя или нет "Ауди", виляющая на запредельной скорости между полосами, не включая, естественно, поворотники? Кто не вдавливал в пол педаль тормоза, когда в нескольких метрах перед тобой на трассу выруливал, "оттягиваясь", какой-нибудь бритоголовый юноша, не смотрящий по сторонам и не слышащий даже сигналов - так орут динамики у него в салоне?
Так что, наперекор анекдотам, самым страшным для водителя на русских дорогах является не инспектор, а свой же собрат водитель. А сотрудники ГИБДД, при том, что некоторые из них берут штрафы "налом" и не всегда корректны, - сдерживают массу дорожного хаоса, которая, не будь их, стала бы критической. О том, как они это делают, на что негодуют, чего желают и чего боятся, о колоссальной смертности на дорогах и работе по ее предотвращению, рассказывает Анатолий Викторович КАШНИКОВ, подполковник милиции, начальник ОГИБДД Дмитровского района Московской области.
- Анатолий Викторович, Дмитровский район - это наша родина или вы приехали из другого места?
- Родился я здесь, в Дмитровском районе, как говорится, где родился, там и пригодился. Окончил школу, отслужил в армии, чуть больше года работал не в структурах МВД, потом пришел во 2-й батальон дорожно-патрульной службы - раньше он назывался "10-е трассовое отделение". Стал работать инспектором, и на постах службу нес и в дежурной части. Закончил службу в батальоне начальником смены. А после создавалось подразделение МРЭО-2 по регистрации транспорта, прибывающего из-за границы, я пришел туда старшим госинспектором, через полтора года мне предложили должность начальника инспекции районного ГАИ, и я ее принял. Скоро будет 6 лет, как я работаю в этой должности.
- То есть вы прошли все ступени карьерного роста работника ГАИ, как я понимаю, не перескакивая их, и можете квалифицированно судить и о работе на трассе, и о работе в начальственных кабинетах. Если сравнивать, скажем, с газетной работой, то вы побывали не только главным редактором, но и репортером. Скажите, пожалуйста, с вашей точки зрения. Дмитровский район в сфере ваших профессиональных: интересов - обычен или нет? Сказывается ли как - то на дорожной обстановке близость к столице, обилие машин, наличие популярных спортивных объектов или нет?
- Непростое время сейчас переживает наша страна. Но в тех местах, регионах, где их руководители пытаются найти выходы из сложных ситуаций, жизнь все же удается налаживать. Наш район интересен тем, что здесь находится Клинско-Дмитровская гряда...
- Да, это не какие-нибудь скромные холмы, а настоящие горы!
- Недаром наш район называют подмосковной Швейцарией. И глава нашего района В. В. Гаврилов, увидев в этом определенное преимущество, стал целенаправленно развивать спортивную жизнь. У нас теперь и на горных лыжах, сноубордах и снегоходах катаются, и на воздушных шарах с дельтапланами летают. У нас проходит "Лыжня России". Проходят соревнования не только на российском, но и на европейском уровне. Построили в Дмитрове роскошный ледовый дворец, а рядом - бассейн. Красота! Сам глава администрации и в теннис играет, и в хоккей, и с лыжами накоротке. Естественно, он нацеливает на спорт и других чиновников, дает пример землякам.
Это обязывает работников ГАИ быть на высоте. Что такое для нас, скажем, провести соревнования? Прибывают участники, судьи, зрители... На последнюю "Лыжню-2005" прибыло дополнительно до 2000 автомобилей. --А сколько просто по выходным дням приезжает людей, которые хотят покататься и отдохнуть в горнолыжных парках-курортах "Волен", "Сорочаны", "Яхрома"!
- Поэтому я строю работу личного состава вне зависимости от времени суток.Ночью выходит работать такое же количество инспекторов, как и днем. Это специфика района. Когда в Подмосковье на совещания собираются руководители районных ГАИ и я слышу от коллег, что в ночь выходит один экипаж, 2-3 человека, я говорю: "Да вы что, ребята, в нашем районе такое невозможно!" У нас ночью интенсивность движения транспорта не утихает, она не меньше, чем днем.
- Мне кажется, что много машин и у самого населения. Честно говоря, я был ошарашен, когда приехал сюда жить - в Яхрому - и увидел, что практически каждый мужчина имеет автомобиль. У кого-то он получше, у кого-то похуже - но у каждого! Предприятия в основном работают, работа есть. Много способов заработать благодаря туристам-горнолыжникам или благодаря, кстати, автомобилям - многие занимаются автосервисом или извозом. Процветает малый бизнес - в магазинах есть кому покупать и на что покупать. Район зажиточный, если сравнивать, к примеру, с соседними районами и областями - помню, как поразила меня недавно кричащая бедность в Ярославской области... Это создает проблемы - само количество автомобилей?
- Конечно. Район-то у нас особый. Зарегистрировано более 42 тысяч автомашин на 150 тысяч населения. Почти каждый третий житель - автомобилист. А что творится летом? В районе более 50 тысяч дач, как правило, Дачники приезжают на своих машинах, так что сами понимаете... Плюс к этому проезжают дачники в соседние "регионы"- Талдомский район, Тверскую область. Ездят к нам и много высокопоставленных гостей, включая президента России, что тоже создает проблемы в дорожном движении. Но у нас усилиями администрации, губернатора, "Мосавтодора" неплохие - в сравнении с другими районами - дороги, что положительно влияет на пропускную способность.
Далеко не все водители соблюдают правила дорожного движения...
- Вот уж точно! Иногда мне просто страшно ехать, когда но моей полосе навстречу несется какая-нибудь "звезда автострады"!
- К примеру, сегодня мы обменивались информацией с командиром второго батальона Андреем Владимировичем. Я говорю: "У меня было 10 ДТП, к счастью, без жертв". Он отвечает: "9 происшествий. Есть тяжело раненные и погибшие".
- Эти смерти связаны в основном с водительским фактором? Гибнут и убивают водители пьяные, водители грубые, водители беспечные?
- Главное - это то, что водители неуважительно смотрят на закон, который называется "Правила дорожного движения". Его невыполнение влечет тягчайшие последствия для самого водителя, для тех, кого он везет, и для совсем уж ни в чем не виноватых посторонних окружающих.
- Сейчас ужесточены правила в той части, которая касается, например, пьянства за рулем. Водитель не может отделаться штрафом, а лишается прав на два или три года. Это как-нибудь остудило головы захмелевших водителей?
- Мы русские люди, у нас специфический народ...
- Как говорил Достоевский: две бездны в душе русского...
- Вот именно. Многие водители соблюдают ПДД исключительно для инспекторов ГАИ. Не для себя, чтобы защитить свою жизнь и здоровье, не для окружающих, - а для того, чтобы инспектор не наказал.
- Какая-то детская логика...
- Совершенно верно. Согласитесь, это не совсем умно.И здесь без жестких мер не обойтись. Как показывает мировая практика, в тех странах, где наказания за нарушения жестче, нарушений меньше. И Управление ГАИ Московской области вышло на областную думу с предложениями об ужесточении наказаний за нарушение ПДД.
Что касается пьянства за рулем... Первый шаг сделан по статье 12-8 - "Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения". Но осталась еще статья 12-26 Кодекса административных правонарушений РФ, которая говорит о гражданах, не согласных ехать на медицинское освидетельствование. И эта статья предусматривает как лишение прав управления, так и штраф. В Госдуме начал решаться вопрос о поправке, устанавливающей только лишение прав и по этой статье. (Через неделю после беседы поправка была принята - И.В.)
Я думаю, что высочайшая аварийность на дорогах Российской Федерации, когда гибнут почти 35 000 человек в год - как правило, молодых, полных энергии, и, что самое страшное, их детей, - требует экстренных и жестких мер.
Еще надо помнить, что те, кто был ранен в ДТП и умер после истечения семи суток, не входят в эти 35 тысяч. А те, кто стал инвалидами, получил увечья?.. Пострадавших - сотни тысяч. Помните, как возмущалась пресса количеством погибших в Афганистане - 17 тысяч за 10 лет. Но там были государственные, геополитические цели, а здесь - погибших и покалеченных во много раз больше. И погибших совершенно бессмысленно.
- Несколько недель назад ударил морозец после длительной оттепели. И я, едучи по Дмитровскому шоссе из Яхромы в Москву, видел несколько трупов и более десятка ДТП с машинами, похожими на перекрученные консервные банки...
- Да, там было 4 погибших, сразу, в течение получаса, и множество ДТП. Но дело в том, что в ПДД, пункт 10-1, написано: водитель должен выбирать скорость с учетом дорожных и метеоусловий. Не нужно надеяться: поставил зимнюю резину - можно ехать сломя голову. Нет! Она вас не спасет! Хорошая зимняя резина с шипами прибавляет только 11% зацепления по сравнению с
простой резиной.
- Иногда ездить бывает просто страшно. Порой спасает только реакция. Я был бы, из чувства самосохранения, счастлив, если бы мои соучастники но дорожному движению соблюдали правила. Здесь я ваш единомышленник. Интересно более детально узнать: по каким направлениям вы здесь работаете?
- Самое большое и самое молодое подразделение - дорожно-патрульная служба. У нас это взвод. В быту именно его работники чаще всего подразумеваются под понятием "гаишник".
Существует также менее заметное на первый взгляд подразделение - технический надзор. Он не только проводит техосмотры, но и работает на линии и проверяет техническое состояние транспорта прямо на дороге. К сведению водителей: он имеет право останавливать и машины, прошедшие техосмотр, имеет право прекратить эксплуатацию автомобиля.
Далее у нас идет регистрационно-экзаменационное подразделение, которое регистрирует транспортные средства и экзаменует граждан для выдачи водительских " удостоверений. Есть у меня даже "Книга жалоб и предложений" - должна же связь с народом быть! Может быть, это несколько старомодно, отсылает нас к советским временам, но, как показывает практика, полезно. Там есть разные записи, но в большей части положительные, и больше всего граждане хвалят именно РЭП.
- Я сам, естественно, проходил и ту, и другую процедуру, и у меня не осталось никакого неприятного осадка. Москвичи, конечно же, знают, что в Москве права можно купить. И в прошлом году в СМИ даже рассказывалось, как в одном из управлений ГИБДД начальники чуть ли не в полном составе брали взятки за незаконную выдачу прав и регистрацию украденных машин. Но здесь, в Дмитровском крае, я ни разу не слышал, чтобы кто-то хотя бы заикнулся о том, что права можно купить. Нет, люди идут в автошколу, потом - в ГАИ. Так принято. И это отрадно - убийцы и самоубийцы на трассу в массовом порядке не попадают.
- Негатив, о котором мы упомянули, плох еще и тем, что формируется мнение: все работники ГАИ - взяточники. Но я, например, работаю уже 29-й год, и про меня никто не может такого сказать.
- Кстати, и про журналистов говорят, что все они - взяточники. В действительности, к счастью, это совсем не так.
- В семье не без урода, с нечистыми на руку мы расстаемся. Но проблема милиции в нашем государстве действительно есть. Зарплата сотрудников МВД недопустимо низка. У нас инспекторы вначале получают по 6-7 тысяч. Я, естественно, имея большой стаж, получаю побольше - в два раза. Судите сами - разве этого достаточно для безбедной жизни в дорогом Московском регионе? А ведь работа очень сложная, и в нервном, и в физическом отношении. Порой приходится и участвовать в погонях, перестрелках, хоть и нечасто - к счастью, в 2004 году таких "американских боевиков" у нас в Дмитрове не было.
Когда я пришел на службу в 70-х годах, то граждане нашей страны, большой страны, Советского Союза, были более дисциплинированны. Во всех отношениях, в том числе и в соблюдении ПДД. Люди более уважительно относились и к друг другу, и к себе самим, и к сотрудникам правоохранительных органов. Раньше наши инспекторы несли службу по одному, выезжали на ДТП в одиночку. Теперь - по два, а то и по три в одном экипаже. Раньше носили один пистолет, а сейчас - и автоматы. На каждого сотрудника в машине лежат бронежилеты - может сложиться любая ситуация... Помню, в 77-м убили сотрудника на дороге Дмитров - Сергиев Посад, на посту ГАИ, вся область искала преступников, очень быстро нашли, дали "вышку". Считаю, что правильно дали. А сейчас совершается очень много убийств. Очень много... По статистике, в службе ГАИ сотрудники гибнут чаще, чем в других правоохранительных органах, включая ОМОН и следователей и оперативников уголовного розыска.
Есть у нас и служба дознания, которая расследует дорожно-транспортные происшествия, служба административной практики, которая обрабатывает весь ворох документов, которые у нас есть, и работает с нарушителями. Есть у нас инспектор по розыску. Он разыскивает машины, скрывшиеся с места ДТП, и ищет угнанные автомобили вместе с уголовным розыском.
- И какой же, интересно, процент успеха?
- Если брать прошлый год, то мы нашли 70% машин.В феврале этого года в славном городе Яхроме был наезд на пешехода, нам уже известны все технические детали происшествия, осталось только задержать водителя.
Инспекторы ДПС выполняют функции следователя, дознавателя, юриста, криминалиста, даже адвоката. Должны уметь определить подлинность документов, а на месте ДТП обязаны уметь все зафиксировать, опросить водителей и свидетелей и сделать заключение.
Еще мы занимаемся дорожным надзором и организацией движения. За ними - дислокация дорожных знаков и разметки. Наш инспектор выдает предписание дорожным службах на установку или разметку, и если оно не выполняется, обращается в суд - здесь строго. Штрафы до 30 000 рублей. За прошлый год только в Дмитрове по нашим предложениям установлено семь светофорных объектов. Также мы неоднократно выходили с предложениями (и эти предложения принимались) на установку искусственных неровностей. Так мы принудительно заставляем водителя снизить скорость, особенно там, где идут дети.
Работает у нас и инспектор по пропаганде правил дорожного движения. Единственная женщина-офицер нашего управления - Инна Куприянова. В районной газете "Дмитровский вестник" даже есть страница "Дорожный патруль", которую она курирует. Инна Юрьевна также организует в школах всевозможные занятия по изучению правил дорожного движения, и весь коллектив участвует в проведении этих занятий.
Отрадно заметить, что увеличилось количество наших помощников - отрядов юных инспекторов движения. Мы провели два их слета. Юные инспекторы изучают ПДД и проводят занятия со своими сверстниками. Ребята из первого созданного отряда уже закончили юридический колледж и пришли к нам работать, стали профессионалами.
Они с детства твердо осознают, что соблюдение ПДД и личное выживание накрепко связаны. Хотелось бы, чтобы в результате нашей беседы и все наши читатели перестали видеть в ГАИ досадную помеху на дорогах, а озаботились бы вместе с нашими сотрудниками общим делом - безопасностью движения. Даже простое пристегивание ремней безопасности может радикально снизить смертность на дорогах. На днях я выезжал на ДТП и видел разницу в тяжести последствий для тех, кто был пристегнут, и тех, кто не был - она разительна. Это не я вас убеждаю - это жизнь меня убедила, а я рассказал вам.