Кому мешает солнце?
Каждые пять минут - нарушение...
Страшная трагедия произошла недавно в Тульской области. Пассажирская "ГАЗель" столкнулась с тяжелым грузовиком, погибли девять, ранены три человека. По предварительным сведениям, виновен в случившемся водитель микроавтобуса, выехавший на линию на неисправном транспортном средстве. Возможно ли подобное в нашей области?
В 2004 году сотрудники Госавтоинспекции привлекли к ответственности за различные нарушения Правил дорожного движения свыше 280 тысяч жителей области, среди которых оказалось более 2 тысяч водителей пассажирских автобусов. А ведь еще совсем недавно именно водители пассажирского автотранспорта считались подлинными профессионалами, практически не допускавшими грубых нарушений ПДД. Так что же изменилось? Почему именно эта, особая, категория водительского состава начинает вести себя безответственно? Напрашиваются некоторые выводы. С увеличением количества частных пассажирских автопредприятий снизился контроль за поведением водителей на линии, техническим состоянием транспортных средств, зачастую за руль садится человек со слабой профессиональной подготовкой. А погоня за длинным рублем заставляет водителей нарушать скоростной режим, допускать иные нарушения. Чтобы не быть голословным, приведу конкретные факты. Вот оперативные сведения по областному центру лишь за одни сутки. За различные нарушения Правил дорожного движения было оштрафовано 369 граждан, среди которых 28 водителя автобуса, одна из них находился в нетрезвом состоянии. Инспекторы ДПС в районе трассы Орел-Тамбов задержали автобус "ПАЗ" госномер В 154 РР, маршрут N 316, принадлежащий ООО "Экипаж". Автобус двигался не по маршруту, а у водителя были заметны явные признаки алкогольного опьянения. Шофер был направлен на медосвидетельствование, а транспортное средство - на стоянку. Кстати сказать, в прошлом году сотрудники ГИБДД за управление автобусами в нетрезвом состоянии наказали пятерых водителей.
Нарушение - каждые пять минут. Именно с таким интервалом можно было наблюдать, как водители общественного транспорта, прежде всего автобусов, нарушают Правила дорожного движения. И не где-то на окраине Липецка, а в самом центре, в районе перекрестка улиц Терешковой и Космонавтов. Вот несколько свежих примеров.
Пассажирский автобус "ЛиАЗ" маршрута N 2 проехал по правой полосе прямо, хотя согласно дорожному знаку водитель обязан был повернуть направо.
- Спешил, потому и выехал на эту полосу, - оправдывается Александр Сергеевич, водитель автобуса номер АА 183, принадлежащего автоколонне 1415.
Ну разве это можно считать оправданием? За нарушение требований дорожного знака придется заплатить штраф в 50 рублей. Может, теперь спешить не будет...
Через незначительный временной промежуток - вновь нарушение. И опять "ЛиАЗ" второго маршрута под номером АЛ 785 той же автоколонны 1415. Водитель мчится, невзирая на красный сигнал светофора, что четко видно на дисплее видеофиксатора. Отговорка: помешал яркий солнечный свет. На это ссылались в тот день многие. Сговорились они, что ли: совершают одни и те же нарушения и объясняют все одними и теми же словами? Хотя в тот день солнце действительно светило ярко, отличить красный свет от зеленого не представляло труда.
Через пять минут в числе нарушителей проезда на запрещающий сигнал светофора оказался и гость нашего города, водитель автобуса АО "ДСК" из Воронежа Валерий Андреевич.
- Здесь я в командировке, - говорит воронежец, - конечно, слышал, что в Липецке ГАИ к нарушителям относится даже строже, чем у нас. Но... солнце уж очень по-весеннему яркое, расслабился.
Думаете, подобные нарушения самые распространенные среди водителей автобусов? Да нет! Частенько случаются и другие. Скажем, высаживают пассажиров в неположенном месте. Это можно было наблюдать в районе остановки "Площадь Победы".
- Весь ряд занят "ГАЗелями" , потому и пришлось высаживать пассажиров на проезжей части, - дает пояснения водитель автобуса "ЛиАЗ" Николай Васильевич.
- А почему не подождали?
На это следует ответ: у меня времени нет, график...
Может быть, заставят его и подобных ему водителей призадуматься цифры? В прошлом году в Липецке по вине водителей пассажирского транспорта было зарегистрировано 29 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 52 человека. Только в январе нынешнего года по их же вине зарегистрировано 3 ДТП, получили телесные повреждения 3 человека...
Чаще всего водители пассажирского автотранспорта нарушают требования сигналов светофора и дорожного знака, не пропускают там, где положено, пешеходов, превышают скорость. В лидерах среди нарушителей водители ПАТП-3 и автоколонны 1415. Не отстают и водители фирм, осуществляющих перевозки в режиме маршрутного такси ООО "Престиж" , "Вояж" , "Автолайн" , "Экипаж" и ряда других.
Но есть и предприятия, где безопасности дорожного движения уделяется особое внимание. Это, к примеру, МУП ПАТП-1, которым руководит С. Малинин. Значительная роль здесь принадлежит отделу безопасности движения, которым руководит А. Свистунов. Имеется в ПАТП-1 специальный класс по безопасности дорожного движения с тренажерами. Именно там каждый нарушитель сдает зачеты по Правилам дорожного движения, без чего выезд на линии для него закрыт. На предприятии проводится строгий предрейсовый осмотр водителей, осуществляется и контроль за ними на линии. К злостным нарушителям принимаются экстренные меры, вплоть до увольнения. А недавно был оборудован специальный стенд, где подробно рассказывается о ДТП и их причинах.
Странно и тревожно, что стольким водителям пассажирских автобусов надо напоминать: не спешите, будьте внимательны, ведь вы перевозите людей!