Депутаты обсудили будущее дорог Ленинградской области
Происшедшие за последние несколько лет изменения федерального законодательства, в частности - ликвидация дорожных фондов и введение новой схемы финансирования, поставили автодорожную отрасль России в чрезвычайно сложное положение. Не стала исключением и Ленинградская область, для которой успешное функционирование автодорожного комплекса жизненно важно. По территории Ленобласти проходят автодорога "Москва - Санкт-Петербург", международный автотранспортный коридор, связавший Россию со странами Скандинавии, и другие федеральные автотрассы. И это помимо обширнейшей сети дорог регионального значения, обеспечивающих работу областных предприятий, развитие региональной экономики, решение социальных задач. Вопрос о состоянии автодорог региона стал одним из центральных на очередном дне депутата, прошедшем в Законодательном собрании Ленинградской области 15 марта. Поводом для всестороннего обсуждения данного вопроса стало поручение, принятое на 57-м заседании областного Парламента по предложению ряда депутатов, обеспокоенных ситуацией в дорожной отрасли региона. В работе дня депутата, проходившего под председательством спикера областного Парламента Кирилла Полякова, принял участие первый вице-губернатор Ленобласти Владимир Кириллов.
КАК ОДОЛЕТЬ РОССИЙСКУЮ "ВЕДУ"?
В стране на протяжении последних лет наблюдается печальная тенденция к сокращению объемов финансирования автодорожной отрасли, отметил, выступая с докладом перед депутатами, председатель областного Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Василий Соколов. Такая ситуация связана и с изменениями ФЗ, и с общим снижением финансирования отрасли из федерального бюджета. По сравнению с 2000 годом объем финансирования федеральной автодорожной сети уменьшился втрое. А если рассматривать динамику соотношения финансовых затрат на дорожную отрасль к объему российского валового внутреннего продукта (ВВП), то с 2000 по 2003 год этот показатель сократился с 2,2% до 0,6%.
Еще два года назад на территории России было примерно 370 крупных автодорожных строек, но все они были "заморожены", подчеркнул Василий Соколов. На сегодняшний день работы сконцентрированы на двух федеральных объектах: строительстве автотрассы "Чита-Хабаровск", имеющей большое военно-оборонительное значение, и строительстве Кольцевой автодороги вокруг Петербурга.
Если говорить конкретно о проблемах нашего региона, то на территории Ленобласти расположено 9,8 тыс. км территориальных и 1,3 тыс. км федеральных автодорог. Несмотря на столь обширную автодорожную сеть, Ленинградская область сегодня занимает лишь 69-е место среди других российских регионов по уровню капиталовложений на 1 км дороги. При этом в областном бюджете Ленобласти на 2005 год, как и в 2004 году, на нужды дорожной отрасли предусмотрено 445 млн рублей. Однако, по расчетам специалистов, на выполнение работ по содержанию областной дорожной сети требуется около 760 млн рублей в год. И это без учета средств, необходимых для ремонта, реконструкции и строительства новых региональных автодорог.
Ситуацию усугубляет стремительный рост количества автомобильного транспорта, а также - появление на дорогах мощного грузового автотранспорта. Современный грузовой автомобиль (речь идет не об автопоезде, а обычном грузовике или фургоне) способен перевозить грузы общей массой порядка 30-50 тонн, и нагрузка на ось может достигать 17 тонн. При этом большинство автомобильных дорог региона были построены исходя из расчета максимальной нагрузки 6 тонн на ось. Следует отметить, что в результате превышения допустимой осевой нагрузки только на 20% срок службы дорожной "одежды" уменьшается примерно в 2,2 раза! Конечно, необходимо реконструировать дороги, приводя их в соответствие с реальной транспортной нагрузкой, но на серьезные капитальные работы нет денег...
Говоря о вариантах вывода автодорог региона из "тупика", Василий Соколов сообщил депутатам о том, что комитетом разрабатывается проект областного закона "О территориальном дорожном фонде", благодаря которому на нужды отрасли удастся собирать дополнительно около 500-700 млн рублей в год. Важный вопрос - упорядочение сбора налогов, поскольку дорожному хозяйству средства нужны уже в первом квартале - для закупки материалов перед началом сезона строительно-ремонтных работ, а не к концу года, когда погодные условия не позволяют заниматься ни строительством, ни ремонтом.
Парламентарии, активно обсуждая ситуацию с дорогами, задали Василию Соколову ряд конкретных вопросов, внесли свои предложения. Депутат Олег Петров поднял вопрос о введении ограничения осевых нагрузок на территории Выборгского района, где карьероуправления чаще используют автотранспорт для перевозки щебня, нежели прибегают к услугам железной дороги. Соглашаясь с предложением парламентария и говоря о необходимости введения ограничения движения на период весенней распутицы, Василий Соколов отметил, что ограничение проезда для грузовых автомобилей позволяет сохранить автодороги, но негативно влияет на работу промышленных и торговых предприятий, ведет к снижению их прибыльности и, следовательно, снижению налоговых отчислений.
Депутат Виталий Климов обратил внимание на проблемы дорожной безопасности и предложил проанализировать зависимость аварийности на дорогах области от состояния дорожного покрытия. Василий Соколов рассказал о принимаемых мерах повышения безопасности, отметив, что необходимо строить в достаточном количестве пешеходные дорожки, устанавливать барьерные ограждения. Кроме того, на снижение дорожной безопасности влияет низкая дисциплина водителей.
На плохое состояние Киевского шоссе указал депутат Виктор Санец, подчеркнув необходимость ускорить строительство транспортного обхода Луги. Депутат Георгий Смирнов поднял вопрос о давно "назревшем" ремонте автодорожного моста на въезде в Выборг. Обсуждались и другие проблемные участки автодорожной сети Ленобласти...
Подводя итоги дискуссии, председатель постоянной депутатской комиссии по промышленности, транспорту, связи и дорожному хозяйству Валерий Сазонов сообщил, что в ближайшее время комиссия подготовит обращение к председателю Правительства России Михаилу Фрадкову о создании дорожного фонда и изменении российского налогового законодательства в части финансирования дорожной отрасли. Документ будет внесен на заседание Законодательного собрания.
МЕРА НЕПОПУЛЯРНАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ
Комплексно обсуждая ситуацию на дорогах региона, депутаты заслушали выступление заместителя начальника Управления ГИБДД ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергея Баранова. На сегодняшний день личный состав ГИБДД по Ленобласти составляет 1295 человек. Финансирование структуры из областного бюджета осуществляется в размере 230 млн рублей.
Однако, подчеркнул Сергей Баранов, для укрепления материально-технической базы областных подразделений автоинспекции необходимо дополнительно около 230 млн рублей. На первоочередные нужды, в частности на приобретение зимней формы нового образца, требуется 8 млн рублей. Важной задачей является и увеличение подвижного состава - приобретение патрульных автомобилей и так далее.
Поскольку областной бюджет весь распределен, Сергей Баранов предложил несколько альтернативных вариантов улучшения ситуации. Прежде всего он обратил внимание парламентариев на то, что в области очень низкие расценки на проведение техосмотра автотранспортного средства - всего 30 рублей. При этом в Санкт-Петербурге проведение техосмотра обходится владельцу автомобиля в 500 рублей. Разница огромная, и потери бюджета Ленинградской области не оправданы. По мнению Сергея Баранова, тарифы на технический осмотр надо повышать, а для этого потребуется разработка областного закона.
Второе, на что обратил внимание депутатов докладчик, - транспортный налог. Учитывая, что в соответствии с новым ФЗ средства от сбора налога, как и средства за техосмотр, поступают в бюджет области и потом направляются на обеспечение безопасности дорожного движения, необходим дополнительный контроль за его уплатой со стороны органов, осуществляющих регистрацию и технический осмотр транспортных средств. Сейчас эти функции выполняют налоговые органы, но система контроля осложнена тем, что заставить заплатить владельца транспортного средства этот налог можно только через суд. На это уходит время. Потребуется опять же внесение изменений в налоговое законодательство и в федеральный закон о милиции.
Председатель постоянной комиссии по законности и правопорядку Олег Петров заверил депутатов, что такая инициатива уже поступила в комиссию от Тамбовской областной думы и ее необходимо будет поддержать. Тогда органы, осуществляющие госрегистрацию транспортных средств и ежегодный технический осмотр, не будут осуществлять эти действия без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате транспортного налога за текущий и предшествующий годы. Это опять же увеличит собираемость налога и, соответственно, поступления в областной бюджет.
На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством проведение техосмотра невозможно без диагностики технического состояния транспортного средства. Такие станции диагностики есть не в каждом районе. Необходимо увеличение их количества за счет привлечения средств коммерческих организаций. Для этого опять же потребуется разработка нормативных документов для участия их в конкурсном отборе. На каждой станции должен работать сотрудник ГИБДД, который осуществляет проверку документов на транспортное средство, а остальные работники станции - диагностику технического состояния.
Парламентарии также высказались за увеличение штрафных санкций за нарушение правил дорожного движения и упрощение системы взимания штрафов. Раньше сотрудники ГИБДД могли заставить быстро заплатить штраф, забрав водительское удостоверение, и собираемость штрафов достигала 95%. Теперь таких полномочий у автоинспекторов нет и собираемость упала до 30-40%. На дисциплину водителей влияет и размер штрафных сумм, подчеркнул Сергей Баранов. Если в России средний размер штрафов не превышает 10% от среднего заработка по стране, то в Европе - 50-80%! И это с учетом того, что европейская средняя зарплата, мягко говоря, повыше будет... Отсюда и дисциплина на дорогах.
Подводя итоги, спикер Кирилл Поляков дал поручение включить в план работы Заксобрания вопросы, поднятые руководством ГИБДД, и разработать соответствующие законопроекты совместно с Университетом МВД. Постоянной комиссии по законности и правопорядку было дано поручение получить информацию от муниципалитетов о выполнении постановления областного Заксобрания, рекомендовавшего в ноябре прошлого года органам местного самоуправления при принятии бюджетов муниципальных образований рассмотреть возможность финансирования содержания материально-технической базы районных отделений дорожно-патрульной службы за счет штрафов за административные правонарушения, собираемых Государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Кроме того, парламентарии решили поручить комиссии подготовить обращение в Правительство области о необходимости подготовки областного законопроекта о повышении тарифов на технический осмотр транспортного средства.
ОБЛАСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ РЕФОРМУ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Далее парламентарии обсудили и в целом одобрили проект закона "Об оплате труда работников государственных органов Ленинградской области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы", представленный вице-губернатором Ленобласти, руководителем аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области Евгением Петелиным. Отвечая на вопрос спикера, Евгений Петелин сообщил, что в скором времени будет разработан соответствующий проект закона о муниципальных служащих.
Также обсуждался проект областного закона "О представительных органах первого созыва и главах вновь образованных муниципальных образований в Ленобласти", представленный председателем комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Юрием Марасаевым.
В завершение повестки дня спикер Кирилл Поляков выступил с информацией о проведении встречи депутатов областного Парламента с ветеранами Великой Отечественной войны. На встрече, которую намечено провести 19 апреля, депутаты решили наградить ветеранов, наиболее активно занимающихся патриотическим воспитанием молодежи в Ленинградской области.
***
Спикер Кирилл ПОЛЯКОВ прокомментировал для прессы работу Заксобрания на дне депутата:
- Состояние дорог всегда вызывает множество вопросов, поскольку это одна из двух "главных российских бед". Депутаты подняли целый комплекс вопросов и о состоянии автодорог, и по финансированию станций технического обслуживания, и по финансированию самой ГИБДД. На сегодняшний день у нас тяжелое состояние федеральных трасс, есть проблемы с содержанием и эксплуатацией дорог.
Жители области абсолютно справедливо спрашивают о том, что налоги подняли, цены на бензин растут, стоимость эксплуатации автомобиля в целом увеличилась, а дороги ухудшаются. В частности, объемы транспортного строительства в Ленобласти - КАД и другие объекты - требуют для выполнения этих работ значительного количества большегрузного транспорта, который разбивает областные дороги. Эту проблему надо решать. Поэтому парламентским корпусом будет рассмотрено на ближайшем заседании и направлено в Правительство РФ обращение по финансированию дорог.
Также сейчас идет большая работа по отлаживанию механизма применения новой системы местного самоуправления. У многих депутатов уже есть поправки, предложения к проекту областного закона "О представительных органах первого созыва и главах вновь образованных муниципальных образований в Ленобласти", и они будут рассматриваться на очередных заседаниях. Наша задача - максимально гладко провести эту реформу.