С миру по нитке
Дар Церетели американцам
Мемориал памяти жертв терактов 11 сентября работы Зураба Церетели, отвергнутый городскими властями ДжерсиСити, все же будет сооружен на противоположном от места трагедии берегу Гудзонского залива. Мемориальный комитет города Байон проголосовал за установку на месте бывшего причала военных кораблей 30-метрового монумента «Слеза скорби». Этот памятник станет подарком Москвы и России, и российская сторона возьмет на себя все расходы по его сооружению, установке и обустройству прилегающей территории. Члены мемориального комитета подчеркивают, что они очень впечатлены проектом Церетели и тем более не могли отказаться от подарка России, любезно пожелавшей оплатить его сооружение. Они также рассказали, что обратить внимание на «Слезу скорби» мэру города посоветовала близкая подруга сенатора Хиллари Клинтон. Напомним, что в сентябре 2003 года Зураб Церетели договорился об установке этого монумента с мэром Джерси-Сити. Предполагалось, что расколотую надвое 30-метровую стальную стелу, в центре которой помещена огромная хрустальная слеза, установят на уходящем в Гудзонский залив пирсе напротив места, где стояли разрушенные башни Всемирного торгового центра. Однако после смерти главы города его новое руководство отвергло проект российского архитектора, ссылаясь на негативное отношение жителей города к появлению подобного памятника. Теперь «Слезу скорби» установят в нескольких километрах к юго-востоку от первоначально планировавшегося места. Закладка мемориала состоится в сентябре текущего года, а открытой будет к пятой годовщине терактов 11 сентября, в 2006 году.
***
Парус в космосе
Солнечный парус «Космос-1» в ближайшее время запущен ракетой с российской подводной лодки. Он станет вторым космическим аппаратом, способным самостоятельно совершать сложные маневры без источников питания на борту. «Парус» представляет собой «веер» из восьми тонких жестких пластиковых лепестков, площадь каждого из которых —15 квадратных метров, и перемещается под действием солнечного света. Лепестки расположены вокруг центрального управляющего блока, который, изменяя их ориентацию, задает направление движения корабля. Обладая массой около 50 килограммов, «Космос-1» является одним из самых легких космических аппаратов. Как утверждают разработчики, «Космос-1» может стать прототипом серии исследовательских аппаратов, которые будут вести наблюдение за солнечной активностью из космоса и предупреждать о надвигающихся магнитных бурях.
***
Тоннели-рекордсмены
В Японии было завершено строительство железнодорожного тоннеля протяженностью 26,5 километра. Он стал самым длинным сухопутным тоннелем в мире. Ранее рекорд принадлежал другому японском - тоннелю на той же железнодорожной ветке. Новый тоннель находится на севере острова Хонсю в 550 километрах от Токио. Его строительство началось шесть с половиной лет назад и обошлось японцам примерно в 630 миллионов долларов. Ожидается, что к 2010 году в тоннеле начнется движение скоростных поездов системы. Однако рекорд вскоре перейдет к одному из европейских тоннелей. В Испании ведется строительство тоннеля «Гуадарама» протяженностью 28,4 километра, а в Швейцарии будет построен 34-километровый «Лотчберг». Самыми же длинными тоннелями на Земле являются морские «Сейкан», соединяющий японские острова Хонсю и Хоккайдо (протяженность 53,9 километра), и 50-километровый тоннель под Ла-Маншем.
***
Ветер, ветер, ты могуч
Между вращением Земли и атмосферными процессами существует взаимосвязь. Ее удалось установить и описать количественно сотруднику Гидрометцентра России Николаю Сидоренкову. Ученый обратил внимание на сезонные изменения продолжительности земных суток. Тот факт, что Земля в январе и феврале вращается медленнее, объясняется ученым интенсивным переносом воздушных масс в Северном полушарии с запада на восток, удваивающим угловой момент атмосферы. Одновременно с этим — из-за сохранения полного углового момента — вращение планеты замедляется. Отмечаются и более «тонкие» эффекты, связанные с передачей импульса атмосферы Земле при «трении» ветра о поверхность и давлении воздушных масс на горные хребты. О неравномерном вращении Земли знали уже в 19-м веке, хотя первое предположение было сделано еще Иммануилом Кантом в 1755 году. Высказанная им гипотеза о влиянии приливов и отливов на интенсивность вращения была подтверждена исследованиями современных геофизиков. С помощью радиотелескопов удается фиксировать «изменение суток» в диапазоне от микро-до миллисекунд.
***
Эх, дороги, наши!
Как оказалось, Россия сейчас занимает первое место в мире по числу дорожно-транспортных происшествий в расчете на количество автомобилей на душу населения. В настоящее время в России на 10 тысяч автомобилей в год случается 12 аварий. Это самый высокий уровень аварийности в мире при не самом высоком уровне автомобилизации. Следом за нашей страной по этому показателю идет Корея, но с отрывом почти в 50 процентов. Только в прошлом году на российских дорогах погибло 34 тысячи человек, а еще 250 тысяч человек получили травмы. Подобная ситуация на дорогах негативно сказывается и на демографической ситуации в России. По оценкам Всемирного банка, население России к 2050 году сократится до 100 миллионов человек, в том числе из-за высокой смертности при ДТП. При этом Россия тратит всего два процента своего ВВП на проблемы, связанные с недостатком безопасности на дорогах.Об этом заявила директор представительства Всемирного банка в России Кристалина Георгиева в рамках совместной конференции Банка и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта конференция была приурочена к презентации «Всемирного доклада ВОЗ о предупреждении дорожно-транспортного травматизма». Представители ГИБДД говорят
о том, что высокий уровень ДТП объясняется недостатками существующего законодательства. По их словам, в России сейчас нет действенного механизма наказания водителей, нарушающих ПДД, а уровень законопослушания при этом черезвычайно низок.
www. LENTA ru
***
фото: