Человек на дороге
Как сделать безопасным наше присутствие на проезжей части
"Почему люди гибнут, а ситуация на дорогах не улучшается? Почему нет отдачи от предпринимаемых усилий?" - с этого нелицеприятного обращения к членам областной комиссии по безопасности дорожного движения начал заседание ее руководитель - заместитель главы администрации области Юрий Алтухов. Пожалуй, еще никогда прежде из уст вице-губернатора, курирующего работу правоохранительного блока, постановка вопроса не звучала столь жестко. Да и само заседание, прошедшее в минувший вторник, было внеплановым и носило характер чрезвычайного.
В какой-то мере эта встреча стала продолжением разговора, состоявшегося недавно в Добринке, где подводились итоги работы ГИБДД области за минувший год. И вот через две недели комиссия собирается вновь, уже на внеочередное заседание. Проходило оно в узком составе. Подобный формат, по мнению организаторов совещания, должен был способствовать предельно откровенному разговору. По сути он таким и получился. Иногда, может быть, излишне эмоциональный, но, как известно, в спорах рождается истина.
Если попытаться смоделировать понятие "безопасность движения" в некую формулу, то она будет выглядеть примерно так: подготовка водителей - дорога - участники движения. Члены комиссии попытались найти в этой цепочке наиболее слабые звенья и были вынуждены признать, что система местами пробуксовывает и в ней есть изъяны.
Наиболее существенный недостаток - отсутствие четкой координации между заинтересованными службами и организациями. Порой на
ведомственных стыках и происходят "замыкания". Нельзя сказать, что руководители совсем не слышат друг друга, и все же каждый старается доказать собственную правоту с позиций интересов своего ведомства. Так происходило и на заседании. У каждого выступавшего обязательно были свои аргументы. Правда, звучали они по-разному, а кого-то председатель комиссии просто останавливал на полуслове, требуя разъяснений.
Безусловно, первый спрос за безопасность дорожного движения - с сотрудников ГИБДД. Они осуществляют дорожный надзор, в том числе и административного характера, наказывая нарушителей. Но разве не прав начальник УГИБДД области Алексей Аксенов, когда, говоря о причинах, оказывающих серьезное влияние на аварийность, называл среди них неудовлетворительные дорожные условия и низкий уровень подготовки водителей? Нельзя не согласиться с ним и в другом: обеспечить полную безопасность на авто-трассах одной только службе ГАИ не под силу.
По-своему оценивают ситуацию дорожники, которым кажется, что они делают все возможное и поэтому не всегда готовы разделить ответственность за растущее количество дорожно-транспортных происшествий.
Или такой аспект проблемы, как борьба с пьянством. Казалось бы, водители, нарушившие главную заповедь, - ни капли спиртного за рулем - должны быть наказаны по всей строгости закона. Однако они нередко отделываются минимальным наказанием. Почему? Кто-то видит причину в излишнем либерализме судей. У служителей Фемиды свой довод: решения по административным нарушителям выносятся на основании представленных инспекторами ГИБДД документов, а они зачастую бывают невысокого качества.
На заседании прозвучала мысль о том, что не всегда карательные меры могут приносить результаты. Нужны и другие подходы в решении задач безопасности дорожного движения. В связи с этим обращено особое внимание на обучение водителей, и в ближайшее время члены комиссии займутся детальным изучением работы курсов по их подготовке.
"Разбор полетов" продолжался около трех часов. Возможность высказаться была предоставлена всем приглашенным. Порой эмоции перехлестывали через край. Впрочем, это ничуть не преуменьшило полезности и своевременности состоявшегося обмена мнениями. Высокий на кал дискуссии подчеркну; важность обсуждаемой проблемы и неравнодушное отношение к ней тех, кто собрался в тот день в кабинете вице губернатора. Хочется, чтобы этой обеспокоенностью прониклись все мы - рядовые пешеходы и водители. Толь ко дисциплинированность соблюдение Правил дорожного движения каждым из на сделают дороги безопасными