Перейти к основному содержанию

Главная      ОТ СМЕРТИ СПАСЛА СКОРОСТЬ

ОТ СМЕРТИ СПАСЛА СКОРОСТЬ

Ребята из карельского спецотряда родились в рубашке: все как один вернулись из Чечни домой живыми.

В августе 2000 года из Москвы в управление ГИБДД РК пришел приказ отправить несколько патрульных машин с экипажами в Чечню. Инспектора - люди служивые и приказы обсуждать не привыкли. Отобрали двадцать человек, с которыми "можно и в разведку", экипировали брониками и АКМ, они взяли сухпаек, сели в самые надежные "шестерки" - все-таки три тысячи верст до Гудермеса надо отмахать, поцеловали родных и поехали.

О той командировке вспоминают трое участников: 35-летний прапорщик Дмитрий Лаптев, 29-летний старший сержант Денис Катиев, который успел повоевать на Кавказе еще в первую чеченскую кампанию, и 37-летний капитан Олег Бердник - тоже не новичок в "горячих" точках - в свое время он был награжден медалью за Афганистан, прошел путь от рядового инспектора ДПС до заместителя командира роты.

- Добрались без приключений, - вспоминает Д.Катиев, - расположились в Гудермесе в деревянных кубриках, огороженных бетонными плитами. Двухъярусные кровати, удобства на улице, с собой привезли плиту, на которой готовили по очереди - на войне как на войне.

- Я вспомнил афганские сюрпризы моджахедов, - рассказывает О.Бердник, - предупредил ребят: с земли ничего не поднимать, ни на что не наступать, максимум осторожности. Перед нашим приездом патруль нарвался на фугас. Человек наступил на доску, лежавшую на обочине, - и поминай как звали.

- Обстановка сильно напряженная была?

- Да, особенно вечером и ночью. Днем чеченцы вроде ходят как мирные граждане, а вечером, черт их знает, возьмет автомат да обстреляет кого-нибудь. Отношение к нам сложное было у местных. Одни говорили, что зря мы здесь, мол, сами разберемся между собой, другие относились более лояльно, с пониманием, даже благодарили.

Мы несколько раз натыкались на фугасы. Допустим, пару раз ловили нарушителей в одном и том же месте, на федеральной трассе "Кавказ", на третий там уже растяжку находили. Вызывали саперов и меняли диспозицию.

- Однажды шахид нас чуть не подорвал, - вспомнил Д.Лаптев. - Заметили, что возле наших кубриков подозрительный тип ошивается. Но сделать ничего не успели, оказывается, его уже спецслужбы "вели". Бандит должен был зайти в жилое помещение, к нам или к нашим соседям из Нижнего Новгорода, и подорвать себя. Чекисты его хотели подстрелить от греха подальше, но тот слежку заметил и подорвался на пустыре у детского садика.

- Что входило в ваши обязанности?

- Наведение порядка на дорогах. В Чечне машин, несмотря на войну, гораздо больше, чем в Карелии. Очень много - без документов, номера со всей России, даже владивостокские встречались. Проверяли документы, сопровождали колонны с армейцами, участвовали в так называемых зачистках. Однажды поступила оперативная информация, что в одном из пригородных поселков скрываются боевики. Село оцепили и устроили поголовную проверку документов. Тогда многих задержали. Были боевики там или нет - не знаю. Наше дело было сопроводить задержанных до места заключения, а разбирались потом другие.

Конечно, в патрульных машинах ездили уже не по двое, а по трое и при проверке соблюдали все меры предосторожности. Например, если у машины стекла тонированные, то ее сразу тормозили, ставили под дула АКМ и заставляли пленку сдирать. Правда, зачастую чеченцы потом ее снова наклеивали.

- Какие нарушения были наиболее распространенными?

- Езда без документов, без техосмотра, пьянство за рулем, контрабанда нефти, бензина. Там ведь каждый второй, чтобы прокормиться, бензин "бодяжил" на продажу. Однажды остановили мотоцикл, так у него вместо коляски здоровенный бак с нефтью. В Чечне, считай, была война, поэтому на правила дорожного движения внимания мало кто обращал. Но мы в меру сил старались поддерживать порядок на дорогах.

- Деньги часто предлагали?

- Каждый второй. Документы протягивает, а там уже лежит купюра. Деньги возвращаешь, так у него глаза круглые от удивления.

- Приходилось применять оружие?

- Слава Богу, нет. В нас, правда, стреляли. В сентябре мы чудом ушли. Сопровождали проверку из Москвы. Приехали в Назрань, пообедали и назад погнали через район, где только что зачистка прошла. Впереди шла патрульная машина чеченской милиции, а мы в середине и замыкающими. Вдруг из "зеленки" автоматы ударили, с трех точек. Спасла только скорость, шли километров сто двадцать, не меньше. Чеченцу досталось больше всего - пробили колеса, капот. Он хотел остановиться, но мы его по рации заставили ехать дальше. На этот счет были строгие инструкции: если начался обстрел, ни в коем случае не останавливаться - верная смерть. Отъехали километров десять, заняли круговую оборону, колеса поменяли и дальше до блок-поста.

Потом уже, когда обмывали спасение, московский полковник, что ехал в первой машине, шрам на шее показывал. Говорит, когда стрельба началась, он повернулся назад посмотреть на наши машины. В этот момент пуля пробила боковое стекло, чиркнула его по шее и ушла. Если бы не оглянулся: Про таких говорят: в рубашке родился.

- Три месяца командировки быстро пролетели?

- Да. По конец случилось ЧП - трое соседей-нижегородцев погибли. Шли по дороге патрулем, мимо машина промчалась, оттуда - взрыв-пакет с гвоздями. Взорвался на уровне груди. Двое сразу погибли, а третий уже в госпитале. У нас же потерь и даже раненых не было. Все как один домой вернулись.

"Днем чеченцы вроде ходят как мирные граждане, а вечером, черт их знает, возьмет автомат да обстреляет кого-нибудь"